Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в психологии 1 страница




Тематика рефератов

1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.

2. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.

3. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.

4. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

5. История развития психологии в Беларуси.

 


Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.

Приступая к изучению психологии личности, мы всегда должны помнить, что эта проблема лишь одна из ипостасей, в которой предстает перед нами человек как целостное образование. И чтобы понять человека, его облик и поведение целостно, мы должны изучать его как индивида, как субъекта, как личность, и, наконец, как индивидуальность. В тоже время встает вопрос о том, почему исторически в психологии именно проблема личности, а не индивида или субъекта вышла на передний план, нередко олицетворяя собой психологическое изучение человека? Ведь действительно, коренным, исходным понятием является «человек» - биологическое существо с особой телесной организацией. Понятие личность несколько уже, чем понятие человек. Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale); то «общественное животное» (zoon politikon); то «человек умелый» (homo faber); то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens. Ответ на этот вопрос может быть получен в процессе выяснения природы человека и понимания личности не только в психологии, но и смежных науках, ее изучающих.

Представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторов, характерных для человека: это уменьшение доли инстиктивной детерминации поведения и рост объема мозга и, особенно коры головного мозга. Действительно, не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека почти нет других врожденных или унаследованных программ поведения. Человека по жизни ведет его разум и он приобретает совершенно новое качество – самосознание, что позволяет ему осознавать самого себя и выделится из природы путем противопоставления ей [2],[3].

Таким образом, существование человека и вся его противоречивая жизнь сводится к основному биологическому противоречию между инстинктами, которых мало, и самосознанием, которого в избытке. Этот конфликт, по удовлетворению потребностей, формирует проблему: свобода и (или) ответственность (детерминизм). Те или иные установки, укоренившиеся в поведении человека в зависимости от его общественного положения, направленные на удовлетворение потребностей, составляют тот или иной тип его характера, выражающий соответствующий тип личности. Именно в личности находят свое выражение собственно человеческие качества.

Проведенный весьма кратко анализ природы человека позволил выявить то, что отличает человека то животного. И эта особенность проявляет себя, прежде всего, на личностном уровне.

Личность изучает не только психологическая наука. В различных связях и отношениях личность изучают философия, социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность в психологии это человек как сознательное и разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Другие источники по психологии рассматривают личность как индивида, обладающего развитым сознанием, занимающим определенное положение в обществе и выполняющим определенную общественную роль. Личность в психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино все психические явления индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучение индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других отраслей психологии.

Одной из наиболее значительных работ, в которой речь идет о личности, является книга Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания»[4]. Личность по Б.Г. Ананьеву, есть индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. В данном определении личности особо акцентируется внимание на роли наследственности и среды в формировании личности.

Личность по К.К. Платонову это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.

Таким образом, личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Индивид становится личностью в процессе социализации.

Социализация личности – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Признаки социализации:

· человек обогащается общественным опытом;

· индивидуализируется;

· становится личностью;

· приобретает возможность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Условия развития личности: наследственные и окружающая среда. Существует три направления в изучении условий развития:

1 теория конвергенции двух факторов – механистическое сложение наследственного и социального в жизни человека;

2 теория конфронтации двух факторов – это конфликт между культурой, обществом и влечениями индивида;

3 концепция взаимодействия двух факторов – наследственность и окружающая среда не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социальными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействий других представлений о собственной особе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Понятие личности следует отличать от понятий индивида, индивидуальности.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем рода человеческого.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Психологическая структура личности разрабатывается в рамках комплексного изучения на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидуальных) и единичных (индивидуально неповторимых и уникальных) качеств. Данная структура образуется совокупностью функционально связанных друг с другом компонентов, которые являются необходимыми и достаточными для осуществления полноценной деятельности.

Соответственно выделяют следующие сферы личности:

1. Потребностно-мотивационная сфера. Это различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы и направленность.

2. Эмоционально-волевая сфера. Она включает субъективно-окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. Т.е. это эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности.

3. Когнитивно - познавательная сфера. Это как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Т.е. это когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности.

4. Действенно - практическая сфера. Сюда принадлежат проявления человека, как деятеля, практически реализующего себя в мире. Это его способности, навыки, умения, достижения; прагматические аспекты личности.

5. Морально - нравственная сфера. Она включает действия личности, закрепленные в привычках, обычаях, традициях, принципах социальной жизни людей. Т.е. это морально-нравственные состояния, действия и свойства личности.

6. Экзистенционально-бытийная сфера. Она проявляется в состояниях самоуглубления, переживания самой самости, свойствах личности, сопричастностью своему бытию в мире.

7. Межличностно-социальная сфера. Это межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т.п.

В настоящее время некоторые исследователи пытаются предсказать, овладеть временным пространством развития личности, её жизни. Но с математической точностью невозможно определить состояние и поведение личности в заданных обстоятельствах. Человек «многоэтажен» и многообразен: ребёнку интересно необычное, подростку хочется себя показать, утвердить, взрослому - себя реализовать. Личность творит сама себя и несёт ответственность за своё становление. Психическое развитие ребёнка, подростка, юноши есть в то же время становление его личности; зрелые годы человека - период зрелости его личности; наконец, старость: убывающие жизненные силы, остановка, а затем и регресс в психическом развитии, а в некоторых случаях и распад личности.

Динамика личности - это, во-первых, деятельность, и, во-вторых, постоянное изменение свойств и качеств человека, в том числе и его развитие.

Человек в период своего становления должен находиться в определенных условиях, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой. Становление личности является продуктом деятельности, «наложенной» на генетическую программу развития человека. Однако далеко не всякая деятельность обеспечивает необходимые условия для обучения, развития и воспитания. Наилучшие условия для становления личности обеспечиваются подбором видов деятельности, их содержания форм и методов.

Сколько людей на земле, столько и различных личностей с присущей каждой из них психологической структурой. Есть люди очень похожие, но нет двух тождественных личностей.

Структуры личности представлены многими авторами в отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психологии необходимо подчеркнуть наиболее известные структуры, авторы которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др. В зарубежной психологии Г. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, У. Джемс, Р. Кеттел, А. Маслоу, У. Норманн, З. Фрейд Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.

Наиболее полно приводим психологическую структуру личности предложенную в отечественной психологии К.К. Платоновым, которая определяется ее четырьмя сторонами.

Первая сторона личности - её социально обусловленные особенности: потребности, мотивация, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.

Вторая сторона личности - запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Эта сторона определяет подготовленность личности к деятельности, уровень её развития, её опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).

Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку типичные и устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнения.

Четвертая сторона личности - её биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах. Для их формирования достаточно тренировки.

Рассмотрим первую сторону структуры личности подробнее.

Как отмечал К.К.Платонов, чтобы узнать человека, важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но ещё важнее понять, к чему он стремиться и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел ещё достичь и каким образом намерен добиться поставленной перед собой жизненной цели. Всё это определяет направленность личности, её мотивация.

Характеризуя направленность личности К.К. Платонов выделил следующие ее общие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень – это общественно значимые цели, побуждающие личность к деятельности.

Широта направленности определяется кругом интересов в основе которого важнейшая роль принадлежит профессиональной деятельности.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской, определяется психическим состоянием личности.

Устойчивость характеризуется ее протяженностью во времени и связана с настойчивостью как проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности.

Человек испытывает недостаток в предметах внешнего мира, в определенных материальных условиях в течение всей своей жизни. Для того чтобы жить, он должен есть, пить, иметь одежду, жилище. Наконец, он испытывает потребность в общении с другим человеком.

Под потребностью следует понимать нужду, испытываемую человеком в определенных объективных предметах и условиях, необходимых ему для поддержания своей жизни и развития.

Потребность является особой формой отражения объективной действительности в мозгу человека. Потребность, возникающая у субъекта, переживается им индивидуально, в форме чувств и стремлений, различных по степени своей осознанности (влечений, желаний), но источник возникновения потребностей и предметы, могущие их удовлетворить, находятся вне человека, существуют объективно. Обычно неудовлетворенная потребность субъективно переживается человеком как эмоция недовольства. Таким образом, каждая потребность носит субъективно-объективный характер.

В каждой потребности человек выступает как существо пассивное, страдающее, поскольку он испытывает нужду в предметах, находящихся вне его. Одновременно он выступает и как существо активное, так как испытываемая им потребность является мощным стимулом, побуждающим его к действию.

Все потребности характеризуются определенным предметным содержанием (потребность в пище, жилище, потребность в музыке). Всякая потребность приобретает свое конкретное содержание в зависимости оттого, в каких условиях и каким образом она удовлетворяется. Потребности обладают свойством неоднократно повторяться (характерна цикличность – в пище, в сне).

Потребности развиваются, что связано с увеличением круга предметов, удовлетворяющих конкретную потребность, с изменением форм проявления потребностей и способов их удовлетворения, с возникновением совершенно новых потребностей. Человеческие потребности не имеют предела для своего возникновения и развития.

Различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относится потребность в одежде, жилище, топливе, орудиях труда и др. К духовным потребностям относится потребность в знаниях, в эстетическом наслаждении, в общении с другими людьми, в творчестве и др.

К материальным потребностям также относится группа так называемых естественных потребностей: потребность в самосохранении, в пище и продолжении рода. Последние две потребности являются как бы дополняющими компонентами первой.

На основе потребности формируется мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности. Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность и поведение называем мотивацией.

Интересы выступают как движущая сила, побуждающая, стимулирующая человека к совершению действий и поступков. Понятие «интерес» употребляется довольно часто. В экономических и юридических науках «интерес» истолковывают как выгоду, пользу. В философской литературе под «интересами» (например, классовыми) понимают пользу, соединенную с убеждениями и т.д.

Понятие «интерес» не следует отождествлять с понятием «потребность». Интерес обычно вызывает желание ознакомиться с предметом, потребность - обладать этим предметом. Можно осознавать потребность (в пище), но не испытывать интереса к предмету, удовлетворяющему эту потребность. Но эти понятия могут быть и тесным образом связаны между собой. Так источником многих интересов (эстетических, интеллектуальных) являются соответствующие духовные потребности. Или, например, на основе устойчивого глубокого интереса к музыке возникает потребность в музыке.

Наиболее верным представляется истолкование интереса как избирательной направленности личности. Интерес – это эмоционально окрашенная направленность личности на предметы и явления объективной действительности, связанная со стремлением познать их и влияющая соответствующим образом на всю деятельность личности. В этом определении представлены и познавательные, и эмоциональные, и волевые моменты сложного психического свойства личности, каким является интерес. Интерес - это типично человеческое психическое свойство, возникающее в процессе общественно-трудовой деятельности людей.

В отличие от биологических влечений и инстинктов интерес всегда носит осознанный характер, и главную роль в этом играет мышление. Без мышления не могло бы возникнуть понимание того, с чем сталкивается человек, без него вообще не может возникнуть интерес. Чем выше уровень развития сознания человека, тем более содержательными, глубокими и разнообразными будут его интересы.

Составным компонентом психологической природы интереса являются эмоции и чувства. Человек не безразличен к тому, что его интересует. Интересы связаны с самым дорогим, интимным, ценным для человека, поэтому эмоциональный момент в них занимает видное место.

Интересы стимулируют активность человека, которая направлена на познание объекта интереса, несмотря ни на какие преграды. Поэтому существенной стороной интереса являются волевые процессы и качества личности.

В психологическую структуру интереса входит и внимание. Внимание и интерес связаны между собой. Интерес к предмету одновременно вызывает и внимание к нему.

Интерес часто выступает как индикатор уже имеющихся у человека способностей и как мощный стимул, пробуждающий у него совершенно новые, неизвестные ему ранее способности.

Разнообразные интересы людей можно классифицировать с точки зрения их содержания, то есть тех объектов, на которые они направлены. Существует столько интересов, сколько существует объектов и связанны с ними видов деятельности. Интересы можно сгруппировать, объединяя их по общему для каждой группы существенному признаку. Условно выделяют следующие группы интересов: материальные интересы - к предметам быта, материальному благосостоянию, к одежде и т.д.; познавательные интересы - к конкретным учебным дисциплинам (учебные интересы) и специально научные интересы к отдельным отраслям научных знаний; профессиональный интерес - к различным видам трудовой деятельности человека; общественно-политические интересы - к различным видам общественной деятельности, к политическим вопросам; эстетические интересы – к различным видам искусства и литературы. Все интересы, независимо от их предметного содержания характеризуются следующими особенностями: устойчивостью, интенсивностью или уровнем действенности, глубиной и направленностью.

Устойчивые интересы характеризуются длительностью и могут сохраняться у человека в течение всей его жизни; вторые носят временный, ситуативный характер, т.е. неустойчивые. Они вспыхивают и гаснут, не оставляя существенного следа в жизни личности.

По уровню действенности или интенсивности различают активные и пассивные интересы. Первые захватывают человека целиком, побуждают его к энергичной, плодотворной деятельности. Они являются мощным стимулом всестороннего развития личности, её знаний и навыков, способностей и характера. Люди, испытывающие активный интерес, идут на подвиг, жертвы ради удовлетворения своего интереса. Пассивный интерес стимулирует лишь созерцательную деятельность человека, вызывая удовлетворение, эстетическое наслаждение от самого восприятия объекта интереса.

Различают глубокие и поверхностные интересы. Первые проникают своими корнями в глубь психической жизни человека, они связаны с основными стремлениями личности, налагают свой отпечаток на все её поведение, на весь психический облик личности.

Различают непосредственный и опосредствованный интерес. Первый направлен на сам процесс деятельности, второй – на её результат. Так, человек, испытывающий непосредственный интерес к математике, получает большое удовлетворение от самого процесса решения задач, от занятия математикой. Во втором случае занятия математикой он рассматривает лишь как необходимое средство для удовлетворения своего непосредственного интереса к технике.

Не следует противопоставлять друг другу полярные особенности интересов, так как под влиянием воспитания и самовоспитания они могут переходить в свою противоположность. Например, пассивные, поверхностные, опосредствованные интересы могут превращаться в процессе воспитания в активные, глубокие, непосредственные. Активные, глубокие, стойкие интересы могут приобретать характер наклонности человека к определенной деятельности и, подобно потребностям, становиться неотделимой органической частью духовного облика личности.

Склонность – это положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности к определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Если личность проявляет творческое отношение к деятельности, стремится к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, то такая склонность называется призванием и в единстве с соответствующими способностями выступает как одарённость.

Под мировоззрением, как формой направленности личности, понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. В узком плане мировоззрение понимают как систему взглядов на общественную жизнь, т.е. морально-политические принципы личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру - но и сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои взгляды, руководствуясь ими в обществе, семье, трудовой деятельности. Связь мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует. При положительных качествах мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.

Убеждённость – обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он руководствуется в жизни. Убеждённый человек – это целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаивать свои взгляды и свои дела.

На основе мировоззрения складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установки личности, её взглядов, интересов, общей воспитанности.

Таким образом, направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

С позиций психологической науки активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих её через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, умения и т.п. Активность бывает внешней (движения, мышечные усилия), внутренний (психическая активность) – это размышление, вспоминание, творческая активность, гражданская (социальная активность).

Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Несколько иной подход в плане поиска источников активности личности выдвинут австрийским психологом В. Франклом, основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая школа - психоанализ 3. Фрейда, вторая - индивидуальная психология А. Адлера).

Согласно B. Франклу главным источником активности личности и её основной движущей силой является смысл жизни. Поэтому «стремление к смыслу» выставлено в противовес принципу удовольствия (иначе «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской индивидуальной психологией.

В. Франкл учился у 3. Фрейда и А. Адлера. Его личная судьба сплелась с наиболее трагическими событиями, связанными с разгулом фашизма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года в Освенциме, Дахау и Терезненштадте не сломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а, прежде всего, от самого человека зависит, как он будет себя вести.

По Франклу для человека необходимо обнаружить смысл – логос – своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинного человеческого бытия. Под смыслом жизни понимается позиция личности, её отношение к другим людям, забота о своих близких: родителях, детях, муже, жене; это её творчество, деятельность и т.д. Отсутствие или потеря смысла создает вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предаётся пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Смысл имеет конкретное содержание и составляет сущность жизни каждого человека. Обретя смысл, человек отвечает за свою жизнь. Из этого следует, что личности, на определенных этапах формирования, необходима коррекция, помощь в поиске смысла своей жизни.

В самом общем виде «развитие личности» есть становление особой формы целостности – Я-концепции. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей [5].

Я-концепцию или самосознание можно рассматривать как непрерывный процесс, в основе которого лежит все время усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение и деятельность [6].

Самосознание включает в себя 4 компонента (по В.С. Мерлину) [7]:

- сознание отличия себя от остального мира;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.