КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность в психологии 2 страница
- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; - сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; - социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности – «Я, управляю собой»; 3) осознание себя через другого – «То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»; 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: – осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; – осознание своих реальных и желаемых качеств – «реальное Я» и «идеальное Я»; – познавательные, когнитивные представления о себе; – эмоциональное, чувственное представление о себе. К-Роджерс выделяет четыре параметра «Я»-концепции: – real self-concept (реальное представление о себе); – social self-concept (представление о своей социальной роли); – phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии); – ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее). Американский психолог М. Розенберг выделяет уже шесть образов «Я»: – «настоящее «Я» – каким индивид видит себя в действительности в данный момент; – «фантастическое «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать; – «будущее или возможное «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образов; – «будущее или возможное «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать; – «идеализированное «Я» – каким приятно себя видеть; – «ряд изображаемых «Я» – образование масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные черты, слабости своего настоящего «Я» [8]. Различные проявления самосознания регулируются процессом самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [9]. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (индивидуализированных отражений действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [10]). Самовоспитание формируется на относительно позднем этапе онтогенеза (в подростковом возрасте), связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности. Компоненты самовоспитания: самоанализ личностного развития, самоотчет личности, самоконтроль личности. В приемы самовоспитания входят: самоприказ, самоодобрение, самовнушение. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке и оценке. Оценка личности, её поведения, деятельности, осуществляется другим, компетентным человеком, экспертом. В роли экспертов могут быть люди, хорошо знающие личность: педагоги, руководители, друзья, родители и др. Экспертная оценка может выражаться количественными и качественными показателями. Принимая мнение экспертов, личность вносит определенные коррективы в свое поведение, отношение, деятельность. Самооценка входит в состав Я-концепции и развивается вместе с самосознанием личности. Самооценка – это компонент самосознания, направленный на оценку человеком своего «Я», своих действий, поступков, слов, чувств и т.п. Содержание самооценки многоаспектно, также как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношение к ним, имеет свою линию развития. В связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок – единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения – предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождаются поисками личности самой себя, непрерывным вниманием к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений. По своему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные уровни содержания, но и потому, что эти содержания могут быть различных уровней осознанности. В процессе становления единой самооценки личности, ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток своеобразия ее психического мира, не совпадая в некоторых своих элементах с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит общественная ценность осознаваемых качеств личности. Уровни самооценки: – неадекватная высокая самооценка (завышенная); – адекватная высокая самооценка; – средняя самооценка; – адекватная низкая самооценка; – неадекватная низкая самооценка (заниженная). Адекватная или правильная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Она может быть завышенной или заниженной. Человек с завышенной неадекватной самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам. Для такого человека характерны внутренние конфликты, нарушение организации деятельности. Человек может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, что ведет к утрате межличностных контактов. Человек с заниженной неадекватной самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств, может стать очень пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная самооценка наиболее устойчивая. Великий писатель и психолог Л.Н. Толстой личность сравнивал с математической дробью, в числителе которой духовные свойства человека, а в знаменателе - его мнение (самооценка) о себе. Об одном из своих сыновей Л.Н. Толстой с горечью заметил, что у того знаменатель - бесконечность. А значит результат (частное) стремится к бесконечно малой величине. Формирование правильной самооценки - важнейшая задача воспитания и самовоспитания личности. Виды самооценки: – личностная – оценка человеком своих способностей, потенциальных возможностей, личных качеств, внешнего облика; – текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Самооценка связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний характеризует: 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор личностью цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент). 3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д. Итак, взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий можно свести к схеме (рис. 1.3.1). Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний [11]:
Чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать. Фрустрации – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Препятствия могут быть: физическими, биологическими, психологическими, социокультурными. – внутренние – те, которые препятствуют достижению цели;
Рисунок 1.3.1
Виды препятствий (по Т. Дембо) [12]: – внешние – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации. Виды фрустрированного поведения: – двигательное возбуждение; – апатия; – агрессия и деструкция; – регрессия. Невроз – заболевание, возникающее вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая его не удовлетворяет [13]. Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы: 1. Самосознание формируется в процессе жизнедеятельности индивида. 2. Факторы, влияющие на самосознание: восприятие индивида другими; самоанализ; социальные ценности, ожидания, идеалы; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. 3. Самосознание имеет определенную структуру и обладает определенными критериями. 4. Самовоспитание является продуктом самосознания. 5. Самооценка является частью самосознания и имеет влияние на него. 6. Самооценка имеет уровни, которые определяют степень удовлетворенности индивида собой. 7. Самооценка развивается в онтогенезе. 8. Самооценка связана с уровнем притязаний и уровнем достижений, что налагает определенный отпечаток на его психическое состояние и поведение. 9. Оценка играет ведущую роль в формировании самооценки индивида до юношеского возраста. В последующем, роль оценки уменьшается и несет для индивида информационный характер. Я-концепция или самосознание развивается на базе сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как личность становится самостоятельным субъектом» - писал С.Л. Рубинштейн в статье «Самосознание личности и ее жизненный путь» [14]. Личность, рассматривая себя в системе «Я как индивидуум», устанавливает свою идентичность в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. На основе идентичности формируется генеративность – попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир (выполняется посредством профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей) [15]. Система «Я как член семьи» предполагает у индивида наличие определенной социальной роли (я как ребенок, я как супруг(а), я как родитель и т.д.). Исследования, проводившиеся в форме интервью, показали, не менее 90 % мужчин и женщин считают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя [16]. Система «Я как работник» рассматривает профессиональное «Я» личности. Работа для некоторых – не более чем способ заработать себе на жизнь. Другим она дает шанс проявить свои творческие способности и навыки; она позволяет повысить им свою самооценку, завоевать уважение у окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком – деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила. Существует взаимодействие между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника (рис. 1.3.2):
Рисунок 1.3.2
Все три микросистемы имеют влияние на самосознание индивида, т.к. эти системы имеют ведущее значение на протяжении дальнейшей жизни. На образ «Я» влияют различные изменения в любой из этих систем (болезни, развод, профессиональный успех или неудача и т.д.). В период ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, привычный образ жизни. Новообразование ранней взрослости – овладение профессией. При успешном разрешении психологического конфликта человек имеет оптимальную самооценку и строит отношения с социумом на основе понимания и доверия. При неблагополучном разрешении конфликта индивид испытывает одиночество и остракизм, которые могут сопровождаться добровольной изоляцией от общества. Конфликты развития в среднем возрасте (Р. Пэк) [17]: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; уравновешивание социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности. Новообразование средней взрослости – овладение социальной ролью и статусом. Кризис возраста поздней зрелости связан с изменением социальной роли и поиском новых жизненных планов. Новообразование поздней взрослости – приобретение мудрости. Мудрость – взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам, представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта. Мудрость как экспертное знание состоит: · Фактуальные знания о практической стороне жизни; · Знание контекста жизни и общественных перемен; · Процедурные знания практической стороны жизни; · Знания, учитывающие относительность ценностей и жизни; · Знания, учитывающие неопределенность жизни. Период данного возраста характеризуется сменой социального статуса. Реакция на уход на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей: 1. «Сбрасывание оборотов». С возрастом люди начинают освобождаться от ряда трудовых обязанностей или сужать сферу ответственности. 2. Планирование. Люди тщательно планируют свою жизнь на пенсии. 3. Жизнь в ожидании пенсии. Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда люди учатся приспосабливаться к прекращению активной воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом. Такие события, как потеря супруга и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайно сильный стресс. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга, страдают от одиночества. Однако вдовство может также дать человеку возможности для личностного роста и активности. Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность такие свойства как целеустремленность, воспитанность, цельность, активность, оригинальность, профессионализм и др. Эти и другие свойства личности формируются в процессе обучения и научения, воспитания и самовоспитания. Однако воспитание не всемогуще, так как развитие личности имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий. Понятие внутренней логики отражает простую мысль: индивид, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними, в том числе природными данными. Эти свойства есть результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого.
Контрольные вопросы 1. Почему введено понятие личности в психологию и другие науки? 2. Структура личности по К.К.Платонову. 3. Дайте понятие направленности личности и назовите характеристики ее структурных компонентов 4. Дайте понятие оценки и самооценки личности. 5. Назовите основные источники активности личности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |