Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика деятельности личности 1 страница




Тематика рефератов

1. Диагностика функциональных состояний.

2. Состояния человеческого организма и изменения, происходящие в нём при воздействии стресс-факторов.

3. Оптимизация режимов труда и отдыха.

4. Резервы человеческой психики.

5. Признаки волевого акта и фазы волевого процесса.

6. Психологические аспекты травматизма.

7. Факторы, повышающие подверженность работника опасности.

8. Психическое состояние и надёжность персонала в экстремальных условиях.


 

Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности: потребностно-мотивационная и предметно-операционная. Знания, умения и навыки — основа успешной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиограммы и их виды. Профессиональная пригодность личности. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности.

Задачей психологического изучения деятельности является раскрытие того, как в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение действительности и каков механизм психической регуляции деятельности. Её задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психологических функций, процессов, состояний и свойств человека.

Деятельность - это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед собой человек. Личность в деятельности сознательно осуществляет поставленные цели. Достигая эти жизненные цели, личность проявляет все свои качества, подаренные самой природой и приобретённой им в социогенетическом развитии. Поэтому изучение психической деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - её установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующих в деятельности.

Деятельность можно охарактеризовать как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая человеческая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Деятельность определяется целями и задачами, которые ставит перед собой человек. Если нет цели - нет деятельности. Целью человека чаще всего является то, что в данный момент времени отсутствует и должно быть достигнуто в результате деятельности. Цель представлена в коре головного мозга образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Эта модель результата управляет поведением и деятельностью человека. В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет (платье, картина, молоток, компьютер) или определённые знания, умения, навыки, приобретённые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства и т.п. - продукты деятельности).

Деятельность вызывается мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по её достижению. В качестве мотива могут выступать конкретные потребности, которые в ходе и с помощью деятельности удовлетворяются. Тип деятельности обычно определяется по её доминирующему мотиву (всякая деятельность побуждается несколькими мотивами).

Мотивы человеческой деятельности могут быть различными:

- Органическими (удовлетворение естественных потребностей организма).

- Функциональными (удовлетворение с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом).

- Социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей).

- Духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

Таким образом, развертывание структур во внутреннем плане деятельности идет в следующей последовательности: потребность ® мотив ® цель ® задача; во внешнем плане деятельности наблюдается такая картина: действие ® операция ® движение.

Итак, цель - то, ради чего действует человек; мотив - то, почему действует человек. Цель и мотив могут совпадать.

Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое поле деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято. Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер её мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей. В силу общественного характера человеческой деятельности, она из инстинктивной, какой была у животных, становится сознательной. Вместе с тем, создаётся возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности. Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определённой общественной функции; мотивом же её для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. В меру того, как общественные и личные потребности, и интересы, и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности.

Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в её реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия её личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация побуждает трудовую активность и влияет на формирование цели и путей её достижения. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности. Она включает две стороны: во-первых, активизирует в деятельности все потребности личности, во-вторых, помогает оценить реальный вклад каждого работника в общем итоге деятельности. Отношение к труду вообще и к конкретной профессиональной деятельности в частности принципиально определяют успешность деятельности. Эти отношения выражаются в мотивах деятельности. Мотивы - это побудительные причины деятельности. Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы. Она включает потребности личности, интересы, стремления, убеждения, влечения, установки и т.п. Вместе с тем, мотивирующей силой могут обладать также социальные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ценности, система мировоззрения в целом. Однако важнейшим источником мотивов являются потребности, в которых отражается зависимость человека от условий существования и развития. Через потребности осуществляется регуляция поведения человека. Потребности могут отражать материальную, духовную и социальную зависимость. Соответственно выделяют и группы мотивов.

Человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включённые в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. По мере развития и совершенствования деятельности происходит систематический переход внешних компонентов во внутренние. Интериоризация - означает переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку, это превращение внешних действий с предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Интериоризация является основным механизмом развития психических функций. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на его органы чувств. Важнейшим средством интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Поэтому овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт всего человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности.

Экстериоризация - процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия.

В процессе развития деятельности происходят внутренние преобразования: деятельность обогащается новым предметным содержанием; появляются новые средства реализации, которые ускоряют её течение и совершенствуют результаты, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации. В процессе деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов, превращение в умения, навыки. В результате развития деятельности из неё могут выделяться, обособляться и дальше развиваться новые виды деятельности.

Этот механизм деятельности описан А.Н. Леонтьевым и получил название сдвига на цель [21].

Структура деятельности: действия, операции, средства.

Различают сенсорные действия (по восприятию объекта); моторные (двигательные); волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти) - это умственные действия, выполняемые во внутреннем плане сознания; внешние и предметные, направленные на изменение состояния или свойства окружающего внешнего мира; импульсивные - это действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных.

Операцией именуют способ осуществления действий. Например, разные люди запоминают и пишут информацию по-разному, т.е. при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности выступают те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции, соблюдая определённую технологию для достижения поставленной цели. Это всё составляет предметно-операционную сферу.

Итак, деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой, он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определённых потребностей, мотивов и интересов [22].

Возможность предвидения человеком будущих результатов действий возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира - его закономерности. Это означает, что различные явления связаны определёнными постоянными связями и отношениями; предметы имеют определённые устойчивые свойства и структуры.

Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и явлениями называются существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно благодаря наличию существенных и устойчивых свойств и закономерностей человек может предвосхищать «поведение» предметов в определённых условиях, в результате определённых воздействий на них. При этом внешняя, предметная деятельность предваряется внутренней, идеальной деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов.

Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Умения и навыки, приобретаются в результате сознательного, целенаправленного обучения. Например, с раннего детства ребёнка обучают по-человечески пользоваться предметами обихода (вилка, ложка, одежда, стол, стул, мыло, карандаш, бумага), различными инструментами. Дети начинают знакомиться с предметами, с которыми человек имеет дело, их предназначением. Возникает предметная деятельность, которая отличается от активности животных.

Основу успешной деятельности составляют: знания, умения и навыки. Знания человек может усваивать в результате целенаправленного обучения, а также попутно в других видах деятельности.

Автоматизированные сознательно, полусознательно, бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками [23].

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и качественно выполнять какие-либо действия, операции, серию действий или операций. Умения - это знания в действии, включают в себя автоматически выполняемые части, но в целом, представляют собой сознательно контролируемые части деятельности. Умения – промежуточный этап овладения новым способом деятельности. Выполнение деятельности в этом случае осуществляется под сознательным контролем и регулируется значением. Умением называем и самый элементарный уровень выполнения действия, и мастерство человека в данном виде деятельности. Очевидно, следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства, которое следует за этапом выработки навыков. Элементарные умения -действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение—мастерство, возникшее в ходе деятельности, на основе уже отработанных навыков и знаний. Квалифицированная деятельность предполагает овладение навыками выполнения отдельных действий.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктивноподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Физиологической основой навыка является динамический стереотип. При автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности, происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостнопротекаемый акт, называемый умением. Например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивные упражнения, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко сокращается. Во-вторых, контроль за действием смещается на конечный результат, а внешний сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия или операции резко возрастает, достигая максимума. Всё это происходит в результате упражнений или тренировки. Упражнение - это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их совершенствовать, улучшения может и не наступить. Необходимы два условия, при которых многократные повторения становятся упражнением:

1. Наличие ясно осознанной цели и стремление её достичь.

2. Обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и свои ошибки, недостатки и причины их.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда меняются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть и специальные виды деятельности: спортивная, например, целиком построенная на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

Теоретические умения и навыки связаны с интеллектом. Они выражаются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Инженеру необходимо обладать достаточно развитыми техническими способностями, которые позволяют человеку успешно работать с разнообразным оборудованием. Технические способности включают независимые факторы: пространственные представления (способность оперировать зрительными образами геометрических фигур) и техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умение конструировать, понимать общие технические и физические принципы, собирать технические приспособления из отдельных деталей) [24].

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачивают, теряют свои качества. Кроме того, навыки могут быть классифицированы на мыслительные, сенсорные. Классификация может быть дана и по другому основанию, по тем видам деятельности, в которые включён навык: игровые, учебные, трудовые, навыки поведения, навыки внимания и волевые навыки.

Ещё один элемент деятельности - это привычка. Привычкой называют потребность человека совершать определённые действия. Привычка и навык во многом сходны: привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка - это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-то причинам не выполняет привычных действий, у него возникают непривычные переживания, чувство неудовлетворённости. Навык есть возможность успешного осуществления действия, привычка - побуждение производить эти действия. Это непродуктивный элемент деятельности. Привычка является негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определённой степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). В неблагоприятных условиях воспитания могут сформироваться и отрицательные привычки, вредные: грубость, употребление нецензурных, вульгарных выражений, сквернословие, курение, употребление слов-паразитов и др. Полезные привычки (гигиенические - мытьё рук перед едой, умывание, привычка быть опрятным и чистоплотным; нравственные - вежливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность). Существуют общие трудовые привычки. Например, не мешать чужой работе, составлять перед началом работы организационный план, помогать другим, быть аккуратным и др.

Опыт личности определяет успех в деятельности, а деятельность определяет жизненный путь личности. С одной стороны, опыт, психика формируются и проявляются в деятельности, а с другой - психика регулирует деятельность.

Всякая деятельность имеет определённую структуру. Человеческая деятельность состоит из действий и поступков.

Действия - это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной мере осознанно.

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознаётся человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок - это ещё и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

Один из основополагающих принципов отечественной психологии, п ринцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру [25].

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, асознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений кней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Деятельность - форма активности сознания. Сознание - результат поведения и деятельности. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчёт в том, что происходит в нём самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путём выдвижения новых целей и задач.

Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности. На этом основан принцип единства сознания и деятельности.

Жизнь во всех своих формах связана с движением, и по мере её развития двигательная активность приобретает всё более совершенные формы. Элементарные простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движения, возможности перемещения в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные на земле и под землёй, птицы поднимаются в небо. Человек способен создавать себе условия и обитать в любой среде, в любой точке земного шара, а в последние годы и вне Земли. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных она содержит особую форму, называемую деятельностью (табл.1.7.1).

 

 

Таблица 1.7.1

Главные отличия деятельности человека от активности животных

 

№№ п/п Деятельность человека Активность животных
  Деятельность человека носит продуктивный характер, творческий, созидательный. Активность животных имеет потребительскую основу, по сравнению с тем, что дано природой, она ничего нового не производит и не создаёт.
  Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов для удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
  Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
  Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
  Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена, разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

 

Самый первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека - это общение, за ним следуют игра, учение, труд. Все виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.). Благодаря общению, происходит передача опыта от одного поколения другому. Детей специально обучают, как пользоваться по-человечески предметами обихода и различными инструментами, т.е. дети начинают понимать предназначение предметов, с которыми имеют дело.

Инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами, развитым коммуникативным мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии.

Следующий вид деятельности - игра, результатом которой не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель: получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённости, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём. Типы игр: индивидуальные, групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко можно наблюдать смешение игр: сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере взрослых. Для детей игры имеют значение развивающее, для взрослых - средство общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, «монополия». Для того, чтобы играть, игроки должны знать правила игры. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме того, имеют ещё и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Люди играют в психологические игры потому, что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других, наконец, превращаются в их судьбу. Игры имеют 2 основные характеристики: 1) скрытые мотивы; 2) наличие выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуал - эффективным, а время препровождения - выгодным. Могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры же, наоборот, могут быть нечестными и нередко с драматичным, а не захватывающим исходом.

Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Спортсмены всерьёз играют в футбол, но игроков нельзя обвинить в отсутствии серьёзного отношения к играм. Наиболее зловещей игрой является война. Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова, с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряжённости, от социально приемлемого, смягчённого уровня до убийственного (самоубийственного) уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.