Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология творческой деятельности 1 страница




Тематика рефератов

1. Понятие и виды профессионально важных качеств.

2. Проблема профессионализации личности в отечественной психологии.

3. Формирование мотивации профессиональной деятельности.

4. Кризисы профессионального становления.

5. Профессиональная деформация личности.

6. Основы психологического изучения профессионального самоопределения.

7. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

8. Классификация профессий в целях профориентации: содержание, возможности использования.

9. Уровни анализа трудовой деятельности.

10. Проблема профессиональных деструкций.

 


Понятие творчества. Исторический анализ проблемы. Методики диагностики творческих способностей. Методы технического творчества. Факторы, способствующие и препятствующие творчеству.

Творчество в инженерной деятельности.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Творчество – как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления, с одной стороны, и по полученному результату – с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален и может характеризоваться с различных точек зрения. Различают: принципиально новое и новое во времени. Принципиально новое – это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени – это результат творческой деятельности, возникновению или созданию которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность – наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

Для успешного осуществления, порождения новых творческих идей, творчество должно быть свободно от критики, внешних и внутренних запретов [33].

Самостоятельность и творческая активность начинается тогда, когда руководство извне все больше уступает саморуководству, основанному на личных убеждениях, интересах, идеалах, целях и духовных потребностях. Это предполагает высокую степень избирательности во всем, исключает «всеядность» – и идейную, и повседневную поведенческую.

Творчество базируется на высших познавательных психических процессах – мышлении и воображении.

Творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта или новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Оно является составной частью человеческого интеллекта. Творческие навыки обеспечивают выживание человечества, а следовательно, и культурной цивилизации.

Навыки творческого мышления, подразделяются на пять категорий [34]:

1) знание различий (анализ структур);

2) установление сходства (определение соотношений);

3) выявление изменений (определение порядка);

4) назначение и изменение уровней;

5) выбор точки зрения и ее изменение.

Воображение – это одно из средств научного открытия в процессе творчества. В широком смысле творчество – это трудовая и духовная деятельность, создающая общественно необходимый продукт, содержащий в себе черты нового. Творчество в узком смысле понимается как процесс открытия. В нем проявляются потенции человеческой деятельности, способные преобразовать мир согласно социальным потребностям и целям. Здесь обнаруживается единство двух аспектов: активности человека и объективной ценности создаваемого продукта.

Способность к творчеству характеризуется «воспитанием изобретательности», «живостью воображения», раскованностью мышления, свободной игрой ассоциаций, умением перекомбинировать и создавать новые сочетания из имеющихся элементов.

В психологическом изображении творческое открытие проходит ряд стадий: постановка проблемы или выдвижение задачи, нахождение принципов, схем решения данной задачи, решение задачи и проверка полученного результата.

Постановка задачи является исходной фазой, предопределяющей всякое открытие. В ходе выдвижения задачи определенные функции выполняет воображение. Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, которая заключается в том, что воображение преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Функции воображения в процессе творческого решения задачи следует видеть в том, что оно выступает видом познания, не сковываемым шаблонами и схемами мышления. Это способ переноса знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены, способ, связанный с преобразованием наглядной ситуации для решения познавательной задачи.

Творчество представляет собой комплексную проблему, ставшую предметом исследования большого круга различных специалистов. Растет интерес к творческому процессу, увеличивается стремление создать общую теорию творчества, воссоздать его «модель», проникнуть в его механизмы что, в свою очередь, вступает в противоречие с самой его сущностью – самобытной, непосредственной, импульсивной, т.е. этом процессе воедино связаны все человеческие способности.

Рассмотрим некоторые исторические аспекты проблемы.

Анализ проблемы до теории Дж. Гилфорда. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков и неугасающему стремлению создать теорию творчества. В начале ХХ в. С.О. Грузенберг [35] выделил несколько типов попыток построения теории творчества:

во-первых, философский тип, имеющий две разновидности: гносеологическую и метафизическую, для первой характерно сближение с гносеологией. Главная задача – познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр, Н.О. Лосский и др.). Центральная проблема второй разновидности – раскрытие метафизической сущности в религиозно-этической интуиции (Сократ, Шеллинг, В.С. Соловьев).

во-вторых, психологический тип. Одна из его разновидностей направлена на сближение с естествознанием и связана с рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, творческого экстаза и вдохновения, творчества изобретателей и т.п. Другая разновидность – ответвление психопатологии.

в-третьих, интуитивный тип с эстетической и историко-литературной разновидностями. Проблема первой разновидности – раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции в музыке, живописи, архитектуре и т.д. Вторая разновидность историко-литературная.

В начале ХХ в. для объяснения творческих способностей З. Фрейдом впервые в психологию было введено понятие «психическая энергия». Спирмен [36], используя данное понятие, рассматривал решение проблемы умственной одаренности. Корреляция между двумя способностями обусловливается, по Спирмену, не их внутренним сходством, а «общим фоном психической энергии». Однако он воздержался от выделения даже грубых приближенных энергетических уровней и ограничился лишь предположением, что со временем можно будет, вероятно, попросту измерять полную величину фонда психической энергии, не прибегая к традиционным способам определения уровня развития умственных способностей.

Одним из наиболее видных представителей «энергетизма» в России был А.Ф. Лазурский [37]. Согласно его взглядам, понятие активности – одно из фундаментальных, исходных понятий общей психологии. Уровень проявления активности рассматривается А.Ф. Лазурским в качестве основного критерия классификации уровней, типов соотношения личности и внешней среды. Таких уровней три:

· низший психический уровень: индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека. В результате личность не дает и того немногого, что могла бы дать;

· средний уровень: индивид хорошо приспосабливается, приноравливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу;

· высший уровень: индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям, на этом уровне ярко выражен процесс творчества.

Тезис А.Ф. Лазурского о том, что высшее проявление таланта состоит не в приспособлении, а в продуцировании новых идей, несмотря на описательный характер предложенной им классификации, не потерял своего значения и до настоящего времени.

В этот же период предпринимались попытки рассмотрения проблемы творчества с точки зрения физиологических закономерностей. Особую настойчивость проявил представитель павловской школы В.В. Савич [38]. Творчество определялось им как образование новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей. Данная работа заслуживает внимания, но в ней навязчиво сквозит наивное стремление объяснить сложные психические и социальные события довольно элементарными физиологическими закономерностями, совершенно игнорируя при этом даже возможность существования специфических психологических и социальных законов.

В данный период над проблемой творчества работают многие как отечественные, так и зарубежные психологи.

Теория Дж. Гилфорда и ее влияние на дальнейшее развитие психологии творческого мышления. В середине ХХ в. Дж. Гилфорд создал исходную картину рассуждений психолога любого предшествующего направления, придав функциональное значение той ее части, которая служила как бы фоном, «потерянной полнотой» объекта, благодаря отказу от которой и стало возможным прослеживание хода мысли, выявление специфики мышления, исследование его направленности [39].

Дж. Гилфорд в своих работах, посвященных творческому мышлению, ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное мышление - мышление, которое обеспечивает решение проблемы путем обнаружения необходимого свойства, единственно отвечающего условиям и требованию задачи. Дивергентное мышление – это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т.е. способность видеть друге атрибуты объекта.

Он изложил концепцию, согласно которой уровень развития творческого мышления определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычайность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптативная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается спонтанной гибкостью, т.е. способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Попытка Гилфорда, как всякий первый шаг, не привела окончательно к цели. Причина, по мнению Д.Б. Богоявленской, кроется, прежде всего, в том, что в общем прогрессивная идея (снятие ограничений с выделения потенциальных возможностей человека) не была реализована последовательно, а как бы остановилась на полпути [40].

Введенное Гилфордом понятие дивергентного мышления является предметом пристального изучения современных психологов. По их мнению, креативное мышление и дивергентное мышление – понятия не тождественные. В качестве примеров Дорфман приводит понимание творчества как побочного продукта деятельности (А.Я. Пономарев), интеллектуальной активности и творческой способности (Д.Б. Богоявленская), инвестиции (Р. Стернберг, Л.Е. Григоренко) [41].

Дивергентное мышление связано с механизмом ассоциаций. Данное утверждение подтверждается ассоциативной теорией креативности С.А. Медника [42]. В основе этой теории лежит идея о том, что базой творческого мышления являются ассоциации. Творческое мышление образуется в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление при условии, что эти ассоциации соответствуют требованиям задачи и характеризуются полезностью. Медник различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), опосредование одних идей другими. Мартиндейл [43] утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию (сходство), творческое мышление способно устанавливать ассоциации между ранее не связанными идеями.Эта особенность творческого мышления является центральной иперекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности (противоположный взгляд на области творческой деятельности, придающие креативности специфичность).

Согласно Айзенку, креативность есть неслучайный процесс поиска-комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключенность». Когнитивная сверхвключенность представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций. Айзенк утверждал, что когнитивная сверхвключенность является генетически обусловленной, связана с психотизмоми создает предрасположенность к креативному поведению людей. Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления является определенной проблемой, так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящих к уменьшению их связности (дивергенция), и нескольких идей, приводящих к усилению их связности (ассоциация), формально взаимоисключают друг друга. Но следует учесть, что на перекрестке «эволюционных каналов» возникает несколько новых и различных вариантов развития, причем этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». По мнению Д.Б. Богоявленской, этот «перекресток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана, ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Последние представляют собой фрагменты глубинных ассоциаций. Следовательно дивергенция и ассоциации не исключают, а, напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

Анализ проблемы творчества в постгилфордский период. В современной психологии существует несколько точек зрения на проблему творчества. В.Н. Дружинин [44] в своей работе указывает на них.

Первая из них разделяется представителями «новой биологии интеллекта», которые не подразделяют способности на репродуктивные и творческие, полагая, что высший уровень развития всех способностей влечет за собой высокий уровень творческих достижений [45].

Вторая точка зрения, последователи которой достаточно многочисленны, представлена работами Дж. Гилфорда. Развитие модели Дж. Гилфорда – модель Д. Торренса, связывающая креативность и общий интеллект: до определенного уровня развития общего интеллекта креативность не проявляется в качестве независимого фактора, но при IQ>125 креативность и общий интеллект являются независимыми параметрами [46].

Третья позиция также основана на разделении творческих и нетворческих способностей, но причиной творческих способностей считается система личностных психических образований: черт, мотивов, общей активности. Основные детерминанты развития и проявления творческих способностей многие авторы видят, прежде всего, в развитии свойств, независимых от собственно способностей [47].

Рассмотрим более подробно некоторые теории. Концепция Я.А. Пономарева связывает творческие способности с уровнем развития внутреннего плана действия. Однако творческий продукт возникает как побочный результат мышления по решению задач, и творческий субъект отличается специфической сензитивностью к побочным продуктам своей познавательной деятельности 8. Данную теорию можно отнести ко второй точке зрения, т.е. к последователям теории Гилфорда.

Достаточно популярной современной концепцией является теория латерального мышления Эдварда де Боно. Боно предлагает в качестве творческого мышления рассматривать латеральное (боковое) мышление. Несмотря на то, что он работает в том же вероятностном подходе, что и Гилфорд, во многих вопросах он критикует Гилфорда.

Некоторые современные психологи достаточно критично относятся к теории Гилфорда. Например, Стернберг, критикуя данную теорию, привел сведения, которые подвергают сомнению саму процедуру выделения факторов, лежащих в основе этой теории [48]. Вместе с тем Стернберг признает, что наиболее ярким примером в истории исследования креативности является многолетнее царствование модели структуры интеллекта, предложенной Гилфордом. «В течение многих лет эта модель, не будучи ни доказанной, ни опровергнутой, служила фундаментом для изучения творческого мышления» [49].

В.Н. Дружинин разрабатывает новую структуру психометрического интеллекта. Автор отказывается от традиционной линейной корреляционной модели, которая описывает связь интеллекта и достижений. Им разработана модель «диапазона», в которой интеллект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельности, но не детерминизирует его результат. С ростом общего интеллекта растет и диапазон. В отличие от модели Гилфорда, где факторы независимы, эта модель импликативна, т.е. факторы связаны. Данное исследование отражает одну из современных тенденций в творчества и одаренности.

Своеобразным синтезом последних двух позиций (по В.Н. Дружинину) является концепция Д.Б. Богоявленской, которая рассматривает различные уровни познавательной активности (репродуктивный, эвристический, креативный). Последний связывается автором с высоким уровнем познавательной активности, при котором субъект выходит за пределы поля решения, заданного условиями задачи.

Во всех случаях в понятии «творческие способности» подчеркиваются такие их проявления как самостоятельность в постановке задачи, множественность предлагаемых решений, высокий уровень познавательной активности.

Методики диагностики творческих способностей. Одной из методик диагностики креативного мышления является метод проблемных ситуаций. В этом плане значительный интерес представляет разработанная А.М. Матюшкиным [50] классификация проблемных ситуаций.

А.М. Матюшкин рассмотрел всю совокупность проблемных ситуаций, используемых во всех направлениях и школах психологии мышления. Все проблемные ситуации делятся им на следующие классы:

а) поведенческие задачи (в качестве типичного примера приводятся широко использовавшиеся бихевиористами манипулятивные задачи-головоломки);

б) «структурные» проблемные ситуации («гештальтпсихология»);

в) вероятностные задачи (составленные на основе понимания мышления как вероятностного процесса, при котором решение принимается по принципу «да - нет»);

г) информационно-семантические задачи (задачи с «недостающей» информацией). Этот тип проблемных ситуаций, по мнению А.М. Матюшкина, является некоторым развитием гештальтистских задач и «наиболее точно характеризует важнейший признак мыслительной творческой деятельности, признак развития - достижение субъектом нового...» [51].

Обобщая эти особенности указанных типов задач, А.М. Матюшкин предлагает классификацию проблемных ситуаций, в основу которой положен принцип рассогласования в процессе регуляции действия, т.е. несоответствия должного и того, что есть на самом деле. Он показал, что в зависимости от типа выбранной для экспериментов задачи (проблемной ситуации) выявляются разные стороны и различные закономерности мышления. «Определяя, - пишет он, - комплекс условий, вызывающих процесс мышления, проблемная ситуация тем самым определяет в значительной степени и последующий процесс решения» [52].

Анализ творческого мышления с помощью проблемных ситуаций («система рассогласования») практически осуществляется в течение десятков лет. Вместе с тем такой подход не охватывает полностью интеллектуальные факторы процесса творческого мышления, более того, игнорирует личностные составляющие этого процесса.

Познание по существу выступает здесь лишь в своей приспособительной функции. Присущая методу проблемных ситуаций система долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой - ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству. В таких условиях испытуемый, как правило, выдает столько умственных способностей и знаний, сколько от него требует задача, и выясняет лишь то, что необходимо для ее решения. Способен ли он на большее и как это ему удается, какова действительная мера активности его интеллекта – все эти вопросы остаются за пределами данного метода.

Метод «Креативное поле» (автор Д.Б. Богоявленская) - принципиально экспериментальный метод. Он противостоит тестам Гилфорда, Торренса и других и отличается от многих тестов тем, что не имеет ограниченного времени при тестовом испытании; отсутствием «потолка» - ограниченности исследования творчества с помощью одного или набора разных заданий любой трудности, так как задание предусматривает предел в выявлении возможностей человека. Этот метод определяет способность субъекта к развитию деятельности за пределами исходных требований, позволяет тщательно отслеживать и процессуальную составляющую творчества.

Существует и множество других методик, позволяющих изучить творческое мышление. Среди них следующие.

Анализ процесса так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку (на соображение), требующих, как правило, переформулирования задач или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает. Эти задачи удобны для экспериментирования, так как нахождение решения практически совпадает с его реализацией, что отнюдь не всегда имеет место при решении реальных жизненных задач.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.

Методы экспертных оценок используется для определения творчески работающих людей в той или иной области науки или практической деятельности.

Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.

Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов (ММPI, тест Роршаха) могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

Но поскольку понятие творческого мышления не имеет однозначного толкования и трудно дать исчерпывающее его определение, то, возможно в силу этого надежность и валидность полученных данных встречают достаточно много критики.

Чтобы сделать процесс генерирования идей интенсивнее и повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем их потоке необходимо рассмотреть методы активизации поиска решения технических задач.

Методы технического творчества. Чем труднее изобретательская задача, тем больше вариантов приходится перебрать, чтобы найти решение.

Одним из простейших методов поиска решения технических задач является метод проб и ошибок. Этим методом пользовались многие ученые, совершая свои открытия и изобретения. Он заключается в поиске решения технической задачи путем проверки многочисленных вариантов ее решения. Число переборов может быть очень большим. К примеру, Т.А. Эдисон – создатель целого ряда технических новшеств, изобрел щелочной аккумулятор после постановки 50 тыс. опытов. Таким образом данный метод требует больших затрат времени и является малоэффективным.

Наибольшей известностью среди методов активизации поиска пользуется мозговой штурм, предложенный А.Осборном (США) в 40-х годах XX в. Он заметил, что одни люди больше склонны к генерированию идей, другие – к их критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Осборн предложил разделить этапы генерирования и анализа идей. За 20-30 минут группа «генераторов идей» выдвигает несколько десятков идей. Главное правило – запрещена критика. Можно высказывать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные (они играют роль своеобразного катализатора, стимулируя появление новых идей). Желательно, чтобы участники штурма подхватывали и развивали выдвинутые идеи.

Если штурм хорошо организован, удается быстро уйти от идей, навязываемых психологической инерцией. Никто не боится предложить смелую идею, возникает доброжелательная творческая атмосфера, и это открывает путь всевозможным смутным идеям и догадкам. В штурме обычно участвуют люди разных профессий; сталкиваются идеи из разных областей знаний, что дает интересные комбинации.

Основная концепция мозгового штурма – дать новым идеям выход из подсознания.

Существуют и другие методы активизации поиска. Например, при морфологическом анализе, предложенном швейцарским астрофизиком Цвики, сначала выделяют оси – главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы – всевозможные варианты. Например, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю и т.д. А элементами для оси «источники энергии» могут быть: аккумулятор, горячая вода и т.д.

Процесс использования метода морфологического анализа содержит пять этапов.

Первый этап – точная формулировка задачи. К примеру, необходимо создать новую конструкцию стула.

На втором этапе определяются все характеристики объекта, морфологические признаки, от которых зависит решение проблемы. Стул содержит следующие морфологические признаки: сиденье стула (А), опора стула (Б), опора сиденья (В). Варианты исполнения этих признаков могут быть следующие:

сиденье – мягкое, жесткое, надувное;

опора стула – ножки, подвеска, воздушная подушка;

опора сиденья – снизу, сверху, консоль.

Третий этап. Предлагаются всевозможные комбинации характеристик путем создания морфологической матрицы. Для нашего примера число возможных решений конструкции стула 3*3*3=27.

Четвертый этап – анализ и оценка всех возможных комбинаций с точки зрения намеченной цели. Выписываются все комбинации (сиденье мягкое – опора на воздушной подушке – опора сиденья сверху) и анализируются.

Пятый этап – выбор лучших решений.

Метод может быть применен для выявления простых решений, которые до сих пор не замечались, а также при прогнозе возможных технических решений. Сложность использования метода морфологического анализа заключается в том, что бывает сложно выбрать одно какое-то решение. Поэтому его используют также для исследования области возможных решений.

Метод фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию. Рассмотрим применение метода фокальных объектов на том же объекте, что и для метода морфологического анализа.

Метод фокальных объектов применяется в следующем порядке:

1. Выбор фокального объекта – стул.

2. Выбор трех-четырех случайных объектов. При выборе случайных объектов можно пользоваться словарем. К примеру, случайными объектами выбраны сито, трапеция, улей, лампа.

3. Составление списков признаков случайных объектов: сито – решетчатое, резиновое, круглое, металлическое, деревянное; трапеция – на подвеске, веревочная, красного цвета; улей – с сотами, двухэтажный, деревянный, с пчелами, с медом; лампа – настольная, с абажуром, яркая, газовая, теплая.

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов, например: стул с решетчатым сиденьем, круглый стул, металлический стул и т.д.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (фиксируются объекты, которые непроизвольно вспоминаются после данного объекта, затем после нового и т.д.) по всем признакам случайно выбранных объектов. Объединение фокального объекта последовательно с каждым элементом полученного ряда ассоциаций приводит к новым идеям.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений экспертом.

Метод фокальных объектов наиболее эффективен в сфере поиска новой рекламы, оригинального оформления товаров, способов совершенствования объектов массового спроса.

Наиболее сильный метод активизации поиска – сенектика, предложенная У.Гордоном. В основу сенектики положен мозговой штурм, но этот штурм ведет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от штурма к штурму накапливает опыт решения задач. При сенектическом штурме допустимы элементы критики и, главное, предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (как решаются задачи, похожие на данную?), личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения), символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи), фантастической (как эту задачу решили бы сказочные персонажи?).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.