Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и психические свойства




Тематика рефератов

1. Значение ощущений в жизни и деятельности человека.

2. Восприятие и его виды.

3. Внимание, его виды и свойства.

4. Виды памяти и их особенности.

5. Операции и логические формы мышления.

6. Речь и ее функции.

7. Роль воображения в творческой деятельности человека.

 


История учения о темпераменте. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о характере. Формирование характера. Понятие способности. Происхождение способностей. Виды способностей. Развитие способностей.

Еще в глубокой древности ученые отмечали индивидуальные особенности психики. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Кто-то общителен, легко вступает в контакты с окружающими, жизнерадостен, кто-то замкнут и скрытен. Причем, эти особенности психики весьма консервативны и устойчивы. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова «темпераментум» - соотношение, пропорция).

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе в совместной деятельности.

Итак, под темпераментом в психологии понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи.

Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности.

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (VI-V вв. до н.э.). Он полагал, что темперамент определяется нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по латыни «сангвис»), слизи (от греческого «флегма»), желчи (по-гречески «холе») и черной желчи (по-гречески «мелана холе»). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, сохранившиеся до настоящего времени.

Итак, если преобладает кровь («сангвис»), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматический – спокойный, медленный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелана холе»), то получается меланхолик – болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонен к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией (от латинского «гмос» – жидкость), поскольку согласно ей темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в организме человека. Некоторые современные приверженцы гуморальной теории доказывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявление темперамента. Например, избыток гормонов щитовидной железы, обуславливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

В настоящее время некоторые исследователи также пытаются объяснить темперамент человека составом (группой) крови.

В начале ХХ века возникла конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с конституцией – телосложением человека.

Шелдон выделяет 3 различных типа телосложения человека, которые обуславливают и различие темпераментов. Тип телосложения зависит от того, как протекало внутреннее развитие человека, какие зародышевые слои наиболее интенсивно развивались.

Первый тип – эндоморфный (преимущественно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани); человек отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров. Таких людей называют пикниками.

Для второго, мезоморфного типа (преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируется скелет, мускулы) характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова. Таких людей называют атлетами.

Третий тип – эктоморфный (преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя) из которого формируется нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевые слои развивались меньше, поэтому мало лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой. Таких людей называют астениками.

В зависимости от типа телосложения людям присущи некоторые типичные психологические особенности (таб. 1.5.1).

 

 

Таблица. 1.5.1

Эндоморфный тип (пикник) пухленькое телосложение Мезоморфный тип (атлет) крепкое, мускулистое телосложение Эктоморфный тип (астеник) изящное, хрупкое телосложение
Движения плавные Движения энергичные, координированные Движения угловатые
Любят уют, комфорт, вкусную пищу, общение Любят активный образ жизни, любят риск, приключения Любят размышлять, погружены во внутренний мир
Общительны, добродушны, откровенны Энергичны, властны, резки, скрытны Замкнуты, ранимы, чувствительны

 

Трем основным соматотипам соответствуют по У. Шелдону, три варианта психической конституции человека. Эндоморфному типу телосложения соответствует висцеротонический темперамент (от латинского «viscera» – внутренности; функциональное преобладание органов пищеварения), которому присущ ряд таких психологических особенностей, как общительность, жизнерадостность, добродушие, открытость, т.е. особенности темперамента сангвиника; мезоморфному типу телосложения соответствует соматотоник (от греческого «soma» – тело), которому присущи активность, энергичность, импульсивность, эмоциональность, т.е. особенности темперамента холерика; эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент (от латинского «cerebrum» – мозг) которому присущи углубленность в себя, в мир размышлений, замкнутость, обидчивость, т.е. особенности темперамента меланхолика. Людям переходного типа телосложения (от атлетов к пикникам) присущи такие особенности, как спокойствие, уравновешенность, физическая сила и медлительность реакции, т.е. особенности темперамента флегматика.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: тонко чувствующие люди, идеалисты – мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, «сухари» и безвольные. Шизотимики колеблются между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувств («обидит другого и при этом обидится сам»).

Типологические черты шизотимической характерологии по Кречмеру: настойчивость и систематическая последовательность, непритязательность, спартанская строгость, холодность в отношении к отдельным людям и утонченные эстетические чувства, неподкупная справедливость, недостаток доброжелательности, человеколюбия. Их можно подразделить на следующие группы:

– чистые идеалисты и моралисты;

– деспоты и фанатики;

– люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы лидеров:

– храбрые борцы;

– организаторы;

– примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики. Они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Хотя телосложение и темперамент совпадают не более чем в 70% случаев, сторонники конституционной теории пытаются по внешнем облику человека частично прогнозировать его психологические особенности темперамента.

Однако следует сказать, что эта теория не вскрывает глубинных оснований, объясняющих психические и физические свойства человека.

Наиболее научно признанной является нейрофизиологическая теория И.П. Павлова, которая доказывает, что темперамент зависит от врожденных свойств и типа нервной системы человека.

Академик И.П. Павлов показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности (рис. 1.5.1).

 

Тип нервной системы

       
   
 

 


СильныйСлабый

       
   
 
 

 


УравновешенныйНеуравновешенный

       
 
   
 

 


ПодвижныйИнертный

 

Рисунок 1.5.1

1. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – соответствует темпераменту сангвиника.

3. Сильный, уравновешенный инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика.

4. Слабый тип нервной системы – соответствует темпераменту меланхолика.

Холерик – это человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, вспыльчивость. Отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, появляется раздраженное состояние, плохое настроение, вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность срывам и конфликтам с людьми.

Положительные стороны холерического темперамент – энергия, активность, страстность, индивидуальность. Отрицательные – несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость.

Сангвиник – это быстрый, легко приспосабливающийся к новым условиям жизни человек. Его поступки обдуманы, он жизнерадостен, общителен, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым.

Флегматик – благодаря уравновешенности процессов возбуждения и торможения, всегда спокойный, ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Флегматик не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Невыразительна мимика и интонации, недостаточно выражает эмоции. Ему присуща замедленность реакций, он не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, даже слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, склонен отдаваться переживаниям, хотя и не рассказывает о них. Меланхолик часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди – он может теряться, смущаться. Любит уединение, уходит в себя. Мимика и движения невыразительны, голос тихий, движения бедны. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы, хотя и определяется наследственностью, не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также при хорошем воспитании и самоконтроле, под воздействием жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. Однако в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может изменяться. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Английский психолог Айзенк в качестве основных свойств темперамента приводит экстраверсию, интроверсию и эмоциональную устойчивость (нейротизм).

Экстраверсия – это механизм психической деятельности, при котором наибольшей значимостью для человека являются объективные (вне человека) предметы и события. Поведение экстраверта определяется большой зависимостью от внешней среды, поэтому для него характерно стремление установить большой круг общения, предпочтение работе с людьми, частые перемены, новые впечатления, плохой контроль эмоций и чувств, импульсивность, поверхностность. К экстравертам, скорее всего можно отнести холериков и сангвиников.

Поведение интровертов определяется больше особенностями внутренней жизни, чем событиями внешнего мира; им свойственно стремление к общению с малым кругом людей, предпочтение работе с техникой, документацией. Не претендуют на лидерство. Контролируют свои чувства, планируют действия заранее, не поддаются внезапным побуждениям. Любят постоянно выполнять одну и ту же работу и доводить ее до конца. К интровертам можно отнести флегматиков и меланхоликов.

Эмоционально устойчивый человек характеризуется психологической настойчивостью, хорошей адаптацией к окружающей социальной микросреде. Эмоционально неустойчивый человек подвержен высокой эмоциональной чувствительности, тревожности, психической неуравновешенности.

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому перед любым человеком стоит задача укрепления и развития положительных черт своего темперамента и научится тормозить проявление отрицательных черт.

Необходимо помнить, что социальная полноценность человека не обусловливается его темпераментом. Однако одни задачи лучше решает человек одного темперамента, другие – другого. Люди холерического темперамента более пригодны для работы с ярко выраженной цикличностью, где требуется максимальное напряжение сил. Сангвиники – для организаторской деятельности. Флегматики – для планомерной и последовательной деятельности. Меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве.

Некоторым видам деятельности противопоказаны определенные свойства человека. Например, в деятельности летчика с повышенным уровнем риска отрицательным свойством является слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

Если темперамент характеризует динамическую сторону личности, то характер – содержательную. История учения о характере показывает значительное разнообразие подходов к изучению и определению этой важной стороны личности. Поэтому первой задачей изучения характера должно быть определение термина «характер», так как, не имея понятия о том, что такое характер, нельзя говорить ни о структуре, ни о формировании характера.

Сам термин «характер» был введен в обиход древнегреческим ученым и философом Теофрастом (IV-III вв. до н.э.). В переводе с греческого это слово означает «черта», «примета», «признак», «особенность», «чеканка». До Теофраста Аристотель для обозначения деятельной или практической стороны личности пользовался словом «этос», что означает «нрав», «обычай», «образ мыслей».

Обобщая вековой опыт древних, можно сделать вывод, что понятие характера имеет два значения: более общее и более специальное, или строгое.

B общем смысле этого слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого можно сделать вывод, что характеризовать человека всегда означает определить человека как индивидуальность, выделить не сумму его качеств, а те черты, которые отличают данного человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т.е. представляют собой известное единство.

Так, если человек не сдержан, груб и резок с окружающими, то эти свойства становятся для него типичными, устойчивыми, неоднократно проявляющимися.

Другие же люди, обычно спокойные и выдержанные, но однажды вспылившие, не могут быть охарактеризованы, как предыдущий тип.

Исходя из анализа приведенных фактов и жизненных наблюдений, можно сделать вывод, что каждый человек имеет свой особенный характер, со своими положительными и отрицательными, сильными и слабыми сторонами, которые и представляют существенные особенности личности. Основа характера складывается постепенно, в процессе жизни она укрепляется и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут несколько видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается, временных психических состояний, возрастных изменений организма.

Физиологической основой характера является сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.

Все черты характера – это черты личности. Но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются обязательно в разных видах деятельности.

Например, человек с сильным характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность. Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.

Цельность характера – согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Это единства слова и дела. Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д. К свойствам характера следует отнести самостоятельность, уравновешенность, дисциплинированность и др.

Различия в характерах во многом объясняются тем, что жизненный путь человека складывается по разному; большое влияние оказывает на характер так называемый узкий круг друзей, знакомых, родственников. Через призму этого малого общества черты характера преломляются, приобретают свою неповторимую направленность.

Своеобразие характера – это также продукт общественной жизни личности, её воспитания и деятельности. Недаром отмечают, что характер человека – это сгусток его биографии. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Характер должен формироваться в виде не отдельных его черт, а закономерно связанной структуры (дисциплинированность, трудолюбие, прилежание и т.д.) или отношение человека к другим людям (чуткость, внимательность, доброта, отзывчивость и т.д.).

Таким образом, характер есть сочетание внутренне наиболее взаимосвязанных и наиболее стойких индивидуальных особенностей личности.

Необходимо также отметить, что когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах акцентуация характера может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправильно.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом [19],[20]. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12 Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, ригидность мышления, упорное, отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Номенклатура типов акцентуаций характера у разных авторов не совпадает (Э. Кречмер, К. Леонгард, П. Ганнушкин, А. Личко и др.). Однако характеристика проявления акцентуированных черт оказывается идентичной.

В 1575 г. испанский врач Хуан Уарте писал: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование ещё в нежном возрасте: они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит, и не предоставляли бы это дело его выбору». Так еще свыше 400 лет назад был поставлен вопрос о психологическом отборе людей к той или иной профессии с учетом способностей и других особенностей личности.

Способностью называют такие особенности личности, которые обеспечивают ей успешную деятельность в какой-либо области. Без способности к наблюдательности немыслим писатель и педагог. В творчестве инженера большое значение имеет воображение.

Никто из людей не рождается с врождёнными способностями. Так не бывает, чтобы человек взял кисть и сразу начал создавать шедевры живописи, или сел в пилотскую кабину и стал управлять самолётом. Человек рождается только с задатками.

3адатки являются анатомо-физиологическими предпосылками развития способностей. Они в ряде случаев проявляются чрезвычайно рано, т.к. связаны с врождёнными свойствами. Известно, что Моцарт с пяти лет начал сочинять музыку. М.И. Глинка в семь лет устраивал перезвон, развешивая в комнате тазы и другие подобные «музыкальные инструменты». А.С. Пушкин начал сочинять стихи в восемь, а М.Ю. Лермонтов в девять лет.

Великий Ньютон в школе слыл тупицей и был взят домой из-за неспособности к обучению. В.Г. Белинский был исключен из университета «по слабому здоровью и притом по ограниченности способностей». Когда Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, просмотрев представленные им рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Число таких примеров также можно было бы продолжить. Затем эти люди стали гениальными.

Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой – воздействием окружающей среды, обучением и воспитанием? Чтобы разрешить эту дилемму или снять ее, было проведено много исследований.

Считают, что раннее проявление способностей обусловлено полностью задатками. Более позднее проявление спосо6ностей может быть обусловлено влиянием среды, обучения и воспитания. Изучение родословных выдающихся представителей науки и искусства свидетельствует о влиянии наследственности на формирование способностей. Установлено, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры (поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк) состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в ХV в. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями.

Обсуждая подобные наблюдения, не следует упускать из виду то, что в семье с большим количеством музыкальных дарований, или педагогических, или медицинских, родители не только передают своим детям определенные гены, но и всемерно развивают их в соответствующей социальной среде.

Способности можно классифицировать на общие и специальные. Общие способности присущи всем людям – это основные формы психического отражения; способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить и т.п. Степень их выраженности у каждого человека различна. Специальные - это способности человека в конкретных видах деятельности – в музыке, литературе, математике, физике и т.д. В области специальных способностей человека можно выделить практические способности. Например, в народе говорят, что у него «золотые руки», подчеркивая в этом практические способности.

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц называют одаренностью. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант – это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости

Гениальность – высшая степень одаренности. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

Одним из непременных условий превращения задатков в способности является любовь к избранной профессии. Талант развивается из страстного чувства любви к делу. Без любви к делу, без труда невозможно развивать способности.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что способности не даны человеку в готовом виде. Они являются результатом развития задатков в процессе определенной деятельности. По утверждению Б.М. Теплова «способности – это задаток в развитии».

 

Контрольные вопросы

1. Что называется темпераментом?

2. Чем определяется тип нервной системы?

3. Перечислите черты темперамента: холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.

4. Дайте определение характера.

5. Какие черты характера личности определяют отношение человека к другим людям, к труду, к вещам и к себе?

6. Дайте понятие акцентуации характера.

7. Что представляет собой способность?

8. Дайте понятие общих и специальных способностей.

9. Что называется одаренностью, талантом и гениальностью?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.