Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связующие игроки




Варианты индивидуализации психологической подготовки

Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы.

Спортсмены с неуравновешенной нервной системой могут быстро переходить из состояния повышенного возбуждения в заторможенное. Они то уверены в своих силах, то впадают в пессимизм.

 

 

 

Такие спортсмены должны разминаться долго и интенсивно, В первой части разминки — спокойные, размашистые, широкие движения, кото­рые снимают чувство скованности, во второй — преимущественно прыж­ковые упражнения. В паузах — дыхательные упражнения (полное дыхание). Важно упражнения с мячом начинать с точных, тщательно контролируе­мых движений: небрежность перед игрой таким спортсменам противопо­казана. Также тщательно выполняются идеомоторные действия.

По-иному должна выглядеть предыгровая подготовка спортсмена с инертной нервной системой, из-за чего они медленно «врабатываются», долго достигают оптимального уровня возбуждения. У них часто бывает, что эмоциональная и интеллектуальная готовность отстают по времени от моторной. Поэтому таким спортсменам особенно необходимы мен­тальные воздействия за час-полтора до начала игры. Вызываются образы собственных не только удачных, но и неудачных действий; важно, что­бы ментальный тренинг закончился образами эффективной игры. В раз­минке мимика должна отражать бодрое и даже несколько агрессивное настроение. При упражнениях с мячом полезно выполнить несколько рискованных уверенных действий. Такие действия чередуются со спокой­ными действиями с установкой на максимальную точность.

Известно, что определенному складу людей соответствуют опреде­ленные реакции на ту или иную напряженную обстановку. Это отно­сится и к темпераменту, и к характеру. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темпе­рамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа.

Выполнено исследование (А.В.Родионов, А.А.Беляев) с целью вы­явления зависимости успешности действий в волейболе от свойств лич­ности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.

Рассмотрим наиболее характерные варианты.

Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я».

Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят сыграть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильная, с высоким качеством и точно соответствует возможностям партнера.

Таким игрокам необходимо активно настраивать себя на игру. Все действия перед началом игры должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству выполнения каждого элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом необходимых техни­ческих коррекций.

В сложной, фрустрирующей ситуации, после 2-3 ошибок, нередко начинается «поиск виноватых», предъявляются претензии к партнерам,

 

 

 

апелляции к тренеру. Если ошибки повторяются, такой игрок может совсем опустить руки. Надеяться на самостоятельный выход из срыва нет оснований.

В таком случае со стороны тренера больше всего подходят эмоцио­нально окрашенные реплики сугубо тактического характера. Бесполез­но говорить: «Соберитесь!», «Внимательней!» Лучше давать конкрет­ное задание типа: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором-«впрыжку». В таких репликах должен быть оценочный элемент, кото­рый направлен не на игрока, а на соперников. Например: «Подача сложная. Не торопись с выходом». Нельзя сдерживать такого игрокам не давать ему возможности выплеснуть эмоции. При повторных одно­типных ошибках игрока лучше заменить и посоветовать спокойно по­смотреть на игру со стороны. При этом сразу замечания не делают, и лишь после паузы наступает краткий аргументированный разбор оши­бок. Обратная замена в этом случае должна произойти достаточно бы­стро.

Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интравертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы.

Таких связующих не так много, но, как правило, это не только одаренные, но и добросовестные игроки. Они нуждаются в поддержке со стороны тренера и лидеров команды (сами они лидерами практичес­ки не бывают).

В напряженных ситуациях игры стабильность передач снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки. Чрезмерная мнительность резко снижает уверенность в своих возможностях. Реплики тренера в таком случае должны носить оценочно-экспрессивный характер: «Об­рати внимание на такого-то партнера», «Встань ближе (дальше) к сет­ке», «Не получилось, но задумано хорошо». У таких спортсменов редко бывают конфликты с другими игроками, но если они возникли, ста­вить на игру такого игрока нельзя.

Для отвлечения перед ответственными соревнованиями необходимо формировать определенные доминантные установки: или подолгу отра­батывать технический прием, если в этом и нет необходимости, или выполнить достаточно большой объем сложных прыжковых упражнений (важно установить достаточный объем). Рядом с таким спортсменом по­стоянно должен быть человек, который может формировать «внутренние психические опоры», лучше всего партнер — оптимистичный, эмоцио­нальный, реактивный. Одно дело — поддержка со стороны тренера, ко­торая иногда воспринимается как искусственная, другое дело — искрен­няя реакция партнера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.