Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические этапы развития психологии, по ее предмету




 

Как, любая наука, психология в своем развитии прошла несколько этапов. Этапы были разные, в одни психология интенсивно развивалась, в другие переживала кризис, но тем не менее, всегда старалась быть интересной и полезной людям. На современном этапе развития психологии выделяют несколько подходов к изучению исторического становления науки. Мы с Вами рассмотрим более подробно развитие науки психологии через призму предмета[5], изучаемого на каждом из этих этапов.

I этап — психология как наука о душе. Такое представление психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 столетии. Задачи психологии состоят в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.

IV этап — психология как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики.

А, теперь познакомимся с некоторыми интересными подходами, которые возникали на каждом из этих этапов.

Первый период в науке был достаточно длительным, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание.

Так в донаучный период (до VII-VI вв. до н. э.) представление о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами)[6].

В эпоху античности душа понималась как первооснова тела. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. В этот период в науки существуют 2 направления: идеализм и материализм.

Идеалисты считали, что душа божественна, незрима и бессмертна. Когда умирает тело душа остается жить в другом состоянии или воплощении. Так идеалисты объясняли сон, обморок человека тем, что душа на время покидала тело. А вдруг появившиеся знания или умения не свойственные людям этой местности или возраста, а так же ситуации, позже названные феноменом дежавю[7] тем, что их душа знала, видела или слышала это в другой жизни или в другом времени.

Материалисты считали, что душа материальна и состоит из атомов. Интересно то, что материалисты положили начало типологиям в психологии, они первые попытались объяснить поведение человека тем, что у них разные частицы души, разделив людей на определенные социальные группы: рабов, воинов и жрецов. Раб – это человек, которым движет вожделение (часть души, находящейся в печени, в паховой области). Воина направляет по жизни мужество (часть души, находящаяся в сердце). Жрицы и правители – разумом (мудростью), она находиться в голове.

Благодаря ученым античности в первые человек задумался над вопросами взаимосвязями возраста и поведения человека, душевного состояния и физического здоровья, о техниках влияния на умы народа и многом другом.

Второй период развития психологии предметом психологии становиться сознание.
Сознание – высший уровень отражения объективной действительности в психике человека; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому[8]. В данный период развития интенсивно исследуются познавательные процессы, а вот поведение, эмоциональные процессы, личность и ее развитие практически не изучаются. Такое ограничение области исследования было с одной стороны положительным, так как давало психологии, возможность стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии. Важно отметить, что ведущим методом диагностики является интроспекция[9], которая из-за своей субъективности, так же препятствует развитию психологии.

На третьем этапе развития психологии, благодаря новым открытиям в биологии, психология полностью отошла от философии, став естественной дисциплиной. Предметом психологии на этом этапе стало – поведение.
Но из-за того, что психология того времени имела мало методов диагностики, результаты исследований в большинстве случаев оставались субъективными, наступил период кризиса, поиска новых методов исследования и новых идей. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования. Так, в психологии появляются: глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология и многие другие. Каждое из направлений психологии привнесло в науку множество интересных открытий, так например. Так например в рамках психоанализа[10] была разработана концепция полоролевой идентификации - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. [11] Именно благодаря ей мы сейчас понимаем насколько важен пример родителей для ребенка, и как этот поведение родителей влияют в последствии на поведение и жизнь их чада. Бихевиоризм[12] интересен тем, что именно результаты исследований проводимых учеными это направления позволили в сделать шаг в разработке теории научения, психологии управления, психологии рекламы и т.д. И не смотря на то, что бихевиоризм сейчас это история науки, он помог по-другому посмотреть и обосновать некоторые особенности поведения людей.

Четвертый этап развития психологии связан с возникновением новые школы и направлений - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, когнитивная психология. При этом с середины XX в. психология вступила в современный этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

На четвертом этапе развития науки предметом психологии являются психика. Материалисты рассматривают психику как свойство эволюционировавшей высокоорганизованной живой материи. От сюда следует то, что[13]:

1) психика – это свойство только живой материи, причем именно высокоорганизованной и обладающая специфическими особенностями, обеспечиващими возможность существования психики (например, нервная система высших животных);

2) главная особенность психики – способность отражать объективный мир, то есть получать информацию о нем в виде собственного (субъективного) образа – психического образа;

3) благодаря психике живая материя способна реагировать на воздействие объектов окружающей среды, то есть, получая информацию из внешней среды, регулировать внутреннюю.

Таким образом, психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности [14].

Современные российские ученые считают что психика может проявлять себя в форме психических процессов, психических состояний и психических свойств личности (см. таб.2).

 

Таблица 2

Структура психики
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ   ПСИХИЧЕС. СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧ.СВ-ВА ЛИЧНОСТИ
1.Познавательные процессы:ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. 2.Эмоциональные процессы:возбуждение, радость, негодование, злость и др. 3. Волевые процессы: принятий решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др. · страх; · бодрость; · радость; · уныние · и другие.   · направленность; · темперамент; · характер; · способности  

К познавательным психическим процессам относятся те, которые связанны с восприятием и переработкой информации (восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание). Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе[15].

Необходимо помнить, что для человека значимой является только информация, которая имеет эмоциональную окраску. Поэтому в науке выделяют эмоциональные психические процессы (аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс). Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и т.п.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние). Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.

Психические свойства личности (направленность, темперамент, способности и характер) характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности.

Таким образом, можно сказать, что современная психология изучает факты, закономерности и механизмы психики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.