КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структуры личности
Основой личности является ее структура - взаимосвязь различных сторон личности, ее устойчивых компонентов. Многие ученые занимались вопросами личности, пытались выяснить что это такое, из чего состоит, как функционирует. В современной психологии существует несколько десятков теорий личности. Рассмотрим некоторые из них. Структура личности по З. Фрейду. Одним из первых свое представление о структуре личности предложил австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы Зигмунд Фрейд (1856-1939гг). Рис 5. Предложенная им структура представляла собой взаимосвязь трех уровней: 1. Оно (Id) – врожденная, бессознательная часть личности, полностью формируется к 3,5 годам. Это та часть человеческой психики, которая отвечает за глубинные, бессознательные инстинкты, влечения, желания. Данная подструктура является единственным источником психической энергии. «Оно» полностью лежит в области подсознания, и, по мнению З.Фрейда, является ведущим компонентом психики и существует по своим собственным законам, руководствуясь только принципом удовольствия. 2. «Я» (Ego) – часть личности, которая на уровне сознания соотносит требования «Оно» с требованиями общества. «Я» (Ego) – сознательная часть психики, формируется на протяжении всей жизни человека. «Я» отвечает за выборочное удовлетворение потребностей, с учетом окружающей реальности и требованиями общества, «Я» более рациональная часть, чем «Оно», «Я» не дает человеку пойти полностью на поводу своих биологических, подсознательных импульсов.
Рис.5. Структура личности по З.Фрейду [24]
3. «Сверх-Я» (Super-Ego) олицетворяет собой внутреннюю совесть человека, формируется приблизительно к 5-7 годам, является частично осознанной частично бессознательной подструктурой, основной источник ее формирования – Super-Ego родителей. «Сверх-Я» воплощает в себе моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле "Сверх-Я" призвана обуздать бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности общества. Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью[25]. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади ("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я" испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. Но, тем не менее, в процессе эволюции, человек создал механизмы защиты психики. В тот момент, когда психика не справляется с конфликтом подструктур, эти механизмы облегчают его протекание. Рассмотрим несколько основных, выделенных З.Фрейдом, механизмов защиты: 1. Вытеснение – механизм психологической защиты, заключающийся в вытеснении и последующем блокировании нежелательной, болезненной для индивида информации. Не стоит путать вытеснение сознательным забыванием или лицемерием. К примеру: человек совершил не очень хороший поступок, за который его совесть активно его «ругает», в тот момент, когда сила угрызений совести уже с трудом переносится психикой, срабатывает механизм вытеснения. Психика, будто железной дверью, блокирует доступ сознания к данной информации и человек забывает о том, что совершил. 2. Проекция – приписывание своих неосознаваемых отрицательных качеств и поступков другим людям. Проекция – один из самых распространенных видов психологической защиты. К примеру, человек, который постоянно опаздывает, всегда может найти себе оправдание, но если опоздать на встречу к нему, то его реакция будет сильно негативная. Он припишет опоздавшему, неосознанно, всю свою «пунктуальность».Учеными доказано, если человек очень бурно реагирует на какое-то качество в других людях, замечает это качество при малейшем его проявлении, то данная черта имеет довольно яркую выраженность в самом человеке, но не осознается им. Признать его в себе – это дать еще один повод для угрызений совести. Поэтому психика признает такие черты в окружающих людях. 3. Образование противоположной реакции выражается в резкой смене своего отношения к чему-либо на противоположное при противоречии своего мнения с мнением общества. Ярче всего проявляется в подростковом возрасте. Например, подростку нравится девочка, но все друзья и сверстники не одобряют этот выбор. В такой ситуации происходит резкая смена «плюса» на «минус». Данный подросток становится основным гонителем и тираном девочки, он будет устраивать ей пакости, а также привлекать к этому своих друзей. 4. Рацион ализация – механизм быстрого, бессознательного придумывания себе оправданий в негативной, травмирующей ситуации. К примеру, человек, идя по улице, видит, как мужчина обижает женщину. Не обращая внимания на ситуацию, он проходит мимо. В этот момент в голове уже проносятся мысли: «Я бы все равно ничего не успел сделать», «Они были сильнее», «Наверное она сама виновата». Вряд ли мужчина на самом деле так считает, но психика таким образом спасает его от травмирующей ситуации. 5. Сублимация – замена социально-неприемлемого действия на социально-приемлемый его аналог. Обществом активно осуждается агрессия, но, тем не менее, у каждого человека это чувство возникает. Можно пойти и открыто выразить агрессию обидчику, но тогда результатом будут угрызения совести, а можно заменить данное действие другим: трудом, спортом, искусством и т.д. Накопившуюся энергию (агрессивную, сексуальную, др.) можно выплеснуть разными способами, не причиняя вреда себе и окружающим. В целом защитные механизмы призваны поддерживать целостность и устойчивость индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных подструктур психики, ставит его под угрозу. Механизмы срабатывают в тот момент, когда психика не способно самостоятельно справится с возникшим напряжением и находится под угрозой разрушения. Надо помнить, что механизмы психологической защиты бессознательны.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |