КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности Э.Берна
Последователем Фрейда был Эрик Леннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик транзакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «транзакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Транзакция – единица общения, состоящая из посыла (стимула) и ответа (реакции). Транзакции могут быть как вербальными (словесными), так и невербальные (жесты, взгляды, позы, интонация и т д.). Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».Проявления «Я-состояний» в поведение человека представлены в таблице 2. Проявления «Я-состояний» в поведение человека [26]. Таблица 2.
«Я-состояние Взрослый» – рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние «Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция – урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель». Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители[27]. Основные функции состояния «Я-Родителя»: 1. Продолжение человеческого рода. Это Я-состояние позволяет человеку успешно воспитывать своих детей; 2. Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений. Основные слова Родителя: «надо» и «нельзя». Родитель может находиться в двух позициях: 1. Критическое состояние «Я- Родитель» - хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. 2. Заботливое состояние «Я- Родитель» - характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью. Если, к примеру, на вопрос, «Какая погода на улице?» в ответ Вы слышите: «обязательно одень теплый свитер и шарф, и не забудь взять с собой зонт», то Ваш партнер по общению находится в позиции «Я-Родитель». Из состояния «Я-Взрослый» ответ был бы примерно следующий: «Около 15 градусов и, кажется, собирается дождь». В состоянии «Я – Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно"). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность. Выделяют три позиции состояния «Я-Ребенок»: 1. свободный «Я-Ребенок», которому свойственны очарование и интуиция, спонтанность и креативность. Человек, находящийся в таком состоянии «сияет», глаза горят, он любит мир и себя в этом мире, шкодлив, любит по хулиганить; 2. приспосабливающийся «Я-Ребенок» - беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности". Внешне: глаза опущены, повышенный уровень тревожности, страх неоправдать ожидания; 3. бунтарское (протестующее) состояние «Я-Ребенка», бросающее вызов поведение, негативизм, "Я это делать не буду!" "Вы этого не сделаете", «Ах так, ну ладно…» В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях ребенок - я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками. Три Я-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый изображают в виде трех соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость Рис 6.
Родитель располагается вверху, его функция – этическое руководство. Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью. Ребенок отвечает за проявление желаний, капризов, влечений, любознательности, страхов, радости. Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна. По его теории человек в каждый момент времени находится в одном из трех «Я-состояний». Взаимодействие включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции. Транзакции делят на виды в зависимости от того, от какого и какому «Я-состоянию» они адресованы. Существуют параллельные транзакции. К параллельным транзакциям первого порядка относятся Родитель-Родитель, Взрослый- Взрослый, Ребенок-Ребенок Параллельные второго порядка: Родитель-Ребенок
Рис. 7. Параллельные транзакции. Но также существует пересекающийся тип транзакции. В них стимул рассчитан на диалог одних «Я-состояний», но реакция поступает от другого и другому «Я-состоянию». Она приводит к прерыванию процесса общения.
Рис. 8 Пересекающиеся транзакции. При параллельных транзакциях диалог продолжается, при пересекающихся - наступает конфликтная ситуация, и диалог прерывается. Приведем примеры параллельных и пересекающихся транзакций.
Выше приведены наиболее общие и распространенные схемы транзакций. В реальной жизни, в ситуации живого общения, вариативность протекания диалога близка к бесконечности. Важно помнить, что ни одна из трех позиций не является плохой или хорошей, каждая из них имеет свои функции и является наиболее сильной в той или иной ситуации. Но каждый человек выбирает для себя наиболее приемлемый способ взаимодействия с окружающими и пользуется одной из позиций чаще, чем другими. А теперь, давайте, выполним Тест: Определение ведущего Я-состояния по теории Э.Берна. И определим, какое «Я-состояние» является ведущим у Вас. Инструкция: Оцените приведенные ниже высказывания по десятибалльной шкале, если вы совершенно не согласны с высказыванием, ставьте 0 баллов, если полностью согласны – 10, если сомневаетесь – средние значения. 1. Мне порой не хватает выдержки. 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 5. Меня провести нелегко. 6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому. 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 9. Каждый должен выполнять свой долг. 10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия. 12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить. 13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 16. Я – увлекающийся человек. 17. Мой основной критерий оценивать человека – объективность. 18. Мои взгляды непоколебимы. 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. 21. Люди должны соблюдать правила, независимо от обстоятельств. Ключ: Подсчитайте отдельно сумму баллов по каждой из позиций: Я-Ребенок: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 Я-Взрослый: 2, 5, 8 11, 14, 17, 20 Я-Родитель: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
Существуют также и другие подходы к пониманию структуры личности. Концепцию динамической структуры личности выдвинул К.К. Платонов. Он предположил, что структура личности – это взаимосвязь четырех сторон личности, ее основных особенностей, разделив их на 2 группы: врожденные (3 и 4) и социально-обусловленные (1 и 2). К.К. Платонов выделяет: 1. Социально обусловленные особенности. К ним он относит направленность личности, систему ценностей, морально-нравственные качества и т.д. 2. Личный опыт. Сюда включаются знания, умения, навыки, привычки, все то, что было приобретено человеком в течение жизни. 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов. Здесь К.К. Платонов выделяет особенности возбуждения и торможения, индивидуальные способности, возможности и особенности памяти, мышления, внимания и т.д. 4. Биологически обусловленные особенности. Сюда включены особенности темперамента, инстинкты, задатки, способности и т.д. Все эти 4 составляющие взаимосвязаны и взаимодействовать. Одно без другого не существует. Можно сравнить биологическое и социальное в человеке с домом, где биологическое – это фундамент и пол, а социальное – стены и крыша. Без фундамента дом не будет стоять и быстро разрушится, в свою очередь без стен и крыши самого дома не будет. Человек – есть взаимосвязь биологического и социального. Одной из наиболее распространенных является модель структуры личности по Ганзену, которая включает в себя: - темперамент; - направленность; - характер; - способности. Особенности каждого из перечисленных свойств будут рассмотрены в следующих темах.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 21304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |