Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер. Акцентуации характера




Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. В работе холерик предпочитает разнообразие в деятельности, хорошо реагирует на нововведения в организации, предпочитает динамическую деятельность, работу в коллективе. Работает рывками, быстро теряет интерес, не обращает внимания на детали. Холерик очень любит общаться, достаточно легко устанавливает контакты. В конфликтах вспыльчив, но отходчив.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи. Предпочитает работать индивидуально, независимо. Постоянно сверяет свои действия с перспективой. С трудом отказывается от выработанного алгоритма деятельности, что затрудняет его адаптацию к нововведениям в организации. Тем не менее, флегматики достигают больших успехов в деятельности, которая требует равномерного напряжение сил, терпения и устойчивого внимания. В общении предпочитает стабильность и размеренность. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. У него есть друзья их не много, это проверенные люди с которыми он тесно общается, доверяет им и есть коллеги, приятели - это круг чисто делового общения, по необходимости. Флегматик - это человек, который долго терпит, но приняв решения, его не изменяет.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. В работе, так же как и холерик предпочитает разнообразие, командную деятельность. Практичен, любит точность. В критической ситуации, как правило находчив, не впадает в панику. В деятельности склонен проявлять инициативу. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присуши быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Имеет способность к восприятию, обработке и запоминанию большого объема информации.

Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. В трудовой деятельности чаще предпочитает минимизировать усилия, не брать на себя ответственность. Общается с узким кругом людей, часто близкие родственники. Избегает шумные компании, активных и общительных людей. Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов — меланхолики. Их произведения — память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание.

А теперь, давайте выполним Тест: «Тип вашего темперамента» [37]

Вам предлагается 80 вопросов, отвечайте "да", если качества для Вас обычны и повседневны. Если качества Вам не присущи, то отвечайте "нет".

Вопросы, определяющие 1 тип:
1) Вы неусидчивы и суетливы?
2) Вы невыдержанны и вспыльчивы?
3) Вы нетерпеливы?
4) Вы резки и прямолинейны в отношениях с людьми?
5) Вы решительны и инициативны?
6) Вы упрямы?
7) Вы находчивы в споре?
8) Вы работаете рывками?
9) Вы склонны к риску?
10) Вы незлопамятны?
11) Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью?
12) Вы неуравновешенны и склонны к горячности?
13) Вы агрессивный забияка?
14) Вы нетерпимы к недостаткам?
15) Вы обладаете выразительной мимикой?
16) Вы способны быстро действовать и решать?
17) Вы неустанно стремитесь к новому?
18) Вы обладаете резкими порывистыми движениями?
19) Вы настойчивы в достижении поставленной цели?
20) Вы склонны к резким сменам настроения?

Вопросы, определяющие 2 тип:
1) Вы веселы и жизнерадостны?
2) Вы энергичны и деловиты?
3) Вы часто не доводите начатое дело до конца?
4) Вы склонны переоценивать себя?
5) Вы способны быстро схватывать новое?
6) Вы неустойчивы в интересах и склонностях?
7) Вы легко переживаете неудачи и неприятности?
8) Вы легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?
9) Вы с увлечением беретесь за любое новое дело?
10) Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?
11) Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?
12) Вы тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы?
13) Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми?
14) Вы выносливы и работоспособны?
15) Вы обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой?
16) Вы сохраняете самообладание в неожиданной сложной остановке?
17) Вы обладаете всегда бодрым настроением?
18) Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?
19) Вы часто несобранны, проявляете поспешность в решениях?
20) Вы склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться?

Вопросы, определяющие 3 тип:
1) Вы спокойны и хладнокровны?
2) Вы последовательны и обстоятельны в делах?
3) Вы осторожны и рассудительны?
4) Вы умеете ждать?
5) Вы молчаливы и не любите попусту болтать?
6) Вы обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции мимики?
7) Вы сдержанны и терпеливы?
8) Вы доводите начатое дело до конца?
9) Вы не растрачиваете попусту сил?
10) Вы придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе?
11) Вы легко сдерживаете порывы?
12) Вы маловосприимчивы к одобрению и порицанию?
13) Вы незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?
14) Вы постоянны в своих отношениях и интересах?
15) Вы медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое?
16) Вы ровны в отношениях со всеми?
17) Вы любите аккуратность и порядок во всем?
18) Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?
19) Вы обладаете выдержкой?
20) Вы несколько медлительны?

Вопросы, определяющие 4 тип:

1) Вы стеснительны и застенчивы?
2) Вы теряетесь в новой обстановке?
3) Вы затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми?
4) Вы не верите в свои силы?
5) Вы легко переносите одиночество?
6) Вы чувствуете подавленность и растерянность при неудачах?
7) Вы склонны уходить в себя?
8) Вы быстро утомляетесь?
9) Вы обладаете тихой речью?
10) Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?
11) Вы впечатлительны до слезливости?
12) Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?
13) Вы предъявляете высокие требования к себе и окружающим?
14) Вы склонны к подозрительности, мнительности?
15) Вы болезненно чувствительны и легко ранимы?
16) Вы чрезмерно обидчивы?
17) Вы скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями?
18) Вы малоактивны и робки?
19)Вы уступчивы и покорны?
20) Вы стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих?

Обработка результатов:

Посчитайте количество положительных ответов в каждой группе вопросов и отметьте его в бланке:

  Тип темперамента Количество положительных ответов
  1 тип: холерик: ХА=
  2 тип: сангвиник: СА=
  3 тип: флегматик ФА=
  4 тип: мелонхолик МА=

Если количество положительных ответов в "паспорте" темперамента того или иного типа 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

Фт=(ХАх100%/А)+(САс100%/А)+(ФАф100%/А)+(МАм100%/А),

где Фт - формула темперамента, А - общее число плюсов по всем типам, ХА - число плюсов в "паспорте холерика", ФА - число плюсов в "паспорте флегматика", СА - число плюсов в "паспорте сангвиника", МА- число плюсов в "паспорте меланхолика".

В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:

Фт=35%Х+30%С+14%Ф+21%М.

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30-39%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений

 

Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.

Ж.-П. Рихтер

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности. В. Гюго

Характер (от греч. charakter.- печать, чеканка, примета) - это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям[38]. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке можно выделить четыре основных точки зрения на отношение темперамента и характера:

  • отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

На наш взгляд, общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит.

Таким образом, характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. На его становление и трансформацию оказывают влияние множество факторов, это влияние родителей и других значимых людей[39], так же традиции и условия в которых воспитывается и живет ребенок, различные социальные институты (ясли, детский сад и т.д.), игры в которые играет ребенок, и многое другое. Самое главное надо понимать, что характер закладывается впервые 5-7 лет, соответственно народная мудрость «Что посеешь, то и пожнешь» или «От осинки не родятся апельсинки» очень хорошо объясняет первостепенную роль семьи в формировании черт[40] характера ребенка.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В первом говоря о характере, обычно имеем виду индивидуальные особенности, связанные с психическими процессами. А именно: с волевой сферой (решительность, неуверенность), с чувствами (жизнерадостность, угнетенность, инертность, безразличие, отзывчивость) и в некоторой степени с умственной деятельностью человека (легкомысленность, вдумчивость, сообразительность, находчивость). Но такое четкое распределение свойственно не всем чертам характера, допустим подозрительность или щедрость и тогда мы говорим о характере - как комплексном образовании.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности.

Характер (структура характера) человека проявляется в системе отношений:

· В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

· В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

· В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

· В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость – расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).

Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Даже возникла отдельная отрасль в психологии – характерология. Не смотря на многообразие научных подходов, можно сказать, что все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них такие[41]:

· Характер человека формируется в онтогенезе[42] относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

· Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

· Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах. Так пытались объяснить характер и поступки людей на основе:

1. его даты рождения - гороскоп, нумирология;

2. его внешнего облика - физиогномика (от rpeч. physis — природа, gnomon — знающий);

3. его позы и положения тела - кинесика;

4. его кожного рельефа ладоней - хиромантия (от греч. cheir - рука и manteia - гадание, пророчество).

В науки признания получила типология, связанная с выделением акцентуаций характера. Термин акцентуации характера ввел психиатр К. Леонгард[43].

По его мнению, акцентуация характера – это, чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетание.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации отно­сится к крайним вариантам нормы. Она отличается на­личием довольно постоянных черт определенного типа характера. Наиболее ярко эти черты проявляются в подростковом возрасте, часто осложняя адаптацию ребенка, затрудняют процесс общения и взаимодействия с миром. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень может быть отнесена к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Но, в момент кризисных ситуаций, стресса они могут неожиданно проявиться в поведении человека.

В классификацию, предложенную К. Леонгардом, входят следующие основные типы[44]:

 

1. Гипертимпый тип характеризует:

· чрезвычайная контактность, словоохотливость;

· выраженность жестов, мимики, пантомимики;

· несобранность в делах, неряшливость в одежде;

· энергичность, жажда деятельности;

· оптимизм, инициативность;

· легкомыслием, склонностью к нарушению дисциплины;

· они трудно переносят условия жесткой дисциплины;

· монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип характеризует:

· низкая контактность, немногословность;

· пессимистическое настроение;

· избегание шумных обществ и конфликтов с окружающими,

· замкнутый образ жизни;

· серьезность, добросовестность;

· обостренные чувство справедливости;

· пассивность, замедленность мышления;

· неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидному типу свойственны:

· довольно частые периодические смены настроения;

· непостоянство в общении с окружающими людьми;

· в период повышенного настроения – общительность;

· а в период подавленного — замкнутость;

· во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера;

· в период спада — как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип характеризует:

· низкая контактность в общении;

· замедленность вербальных и невербальных реакций;

· некоторая занудливость и угрюмость;

· склонность к хамству и к конфликтам;

· неуживчивость в коллективе, властность в семье;

· в эмоционально спокойном состоянии - часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей;

· в состоянии эмоционального возбуждения - раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип характеризует:

· умеренная общительность, занудливость;

· склонность к нравоучениям, неразговорчивость;

· повышенная конфликтность;

· стремление к высоким показателям в любом деле, за которое берется;

· повышенные требования к себе;

· особо чувствительность к социальной справедливости;

· обидчивость, уязвимость, подозрительность, мстительность;

· ревнивость и непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип:

· редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной;

· на службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований;

· с охотой уступает лидерство другим людям;

· иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность;

· аккуратен, серьезен, надежен в делах;

· формалист, зануда, брюзга.

7. Тревожному типу свойственны следующие черты:

· низкая контактность, робость;

· неуверенность в себе, минорное настроение;

· редко вступает в конфликты с окружающими;

· в конфликтных ситуациях пассивен, ищет поддержки и опоры;

· дружелюбен, самокритичен, хороший исполнитель;

· часто является мишенью для шуток.

8. Эмотивный тип:

· предпочитает общение в узком кругу избранных, которых они понимают «с полуслова»;

· редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль;

· обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу;

· добр, сострадателен;

· имеет обостренное чувство долга;

· чрезмерно чувствителен, слезлив.

9. Демонстративный тип характеризуется:

· легкостью установления контактов, стремлением к лидерству;

· жаждой власти и похвалы;

· высокой приспособляемостью к людям;

· склонен к интригам;

· самоуверен, имеет высокие притязания;

· систематически сам провоцирует конфликты;

· обходительностью, артистичностью;

· способностью увлечь других;

· неординарностью мышления и поступков;

· эгоизмом, лицемерием;

· хвастовством, любит отлынивать от работы.

10. Экзальтированному типу свойственна:

· высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость;

· любят спорить, но конфликты избегают;

· привязаны и внимательны к друзьям и близким;

· они альтруистичны, имеют чувство сострадания;

· имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств;

· часто склоны к паникерству;

· подверженности сиюминутным настроениям.

 

На основе классификации Карла Леонгарда в 1970 г. был создан Г. Шмишеком тест.

Предлагаем Вам узнать свою акцентуацию. Ответив на вопросы «Опросник Леонгарда – Шмишека»- «да» или «нет».

1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?
11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-то обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немножко грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?
25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить?
27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Бывают ли с тобой несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты? Как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)?
74. Мечтаешь ли ты?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлечь гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей?
80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселые?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя поступки?
87. Чаще ты говоришь мало, чем много? Молчалив ли ты?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.