КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика эмоций
ТЕОРИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ Тема 4. Эмоционально-волевая сфера человека СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ: 4.1.Общая характеристика эмоций 4.2.Функции чувств и эмоций. Проявление эмоций. 4.3.Воля и структура волевого акта. 4.4. Волевые качества личности и их развитие.
Знать: · Что такое эмоции и чем они отличаются от чувств? · Какие бывают эмоции? · Чем опасен аффект? · Зачем человеку нужны эмоции? · Как эмоции проявляются? · Как и зачем их контролировать? · Что такое воля, волевой акт, волевые усилия? · Что такое «борьба мотивов»? · Какие бывают волевые черты личности ?
· Эмоции · Страсть · Аффект · Чувство · Фрустрация · Эмпатия · Настроение · Экспрессия · Импрессия · Воля · Волевой акт · Волевое усилие · Волевые черты личности · Борьба мотивов · Сила воли Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. [47] Или, иными словами, эмоциями, наше субъективное отношение к происходящему, индивидуальная окраска событий. Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — переживание отношений, выражающие оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальных потребностей в данный момент. [48] Индивидуальные особенности эмоций каждого конкретного индивида зависит от стремлений, мотивов, потребностей, характера и т.д. При изменении одного из данных критериев – меняется и эмоциональное состояние. Один из важнейших признаков эмоций – их субъективность. То есть одно и то же явление вызывает у разных людей совершенно резные реакции. К примеру, ученик получил оценку «4». Если это отличник, то он сильно расстроится, хорошист отреагирует равнодушно, а у двоечника эта оценка вызовет радость. Объективно, все жизненные события – нейтральны, и именно эмоции придают им чувственный окрас, индивидуальный для каждого человека. Ученые выделяют следующие вида эмоциональных явлений: аффекты, собственно эмоции, чувства, страсти, настроения. Рассмотрим каждое из этих явлений подробнее. Аффект – наиболее мощная, но кратковременная эмоциональная реакция, длящаяся на протяжении нескольких секунд или минут и полностью захватывающих психику. Аффект можно сравнить с извержением вулкана, который невозможно остановить и, который покрывает лавой все на своем пути. В состоянии аффекта человек не контролирует свое поведение, вся его психика находится во власти аффекта. К аффектам относят состояние ужаса, гнева, экстаза, отчаяния, стресса. Отличительные черты аффекта. Ситуативность - в состояние аффекта человека может веси только конкретная ситуация или событие, аффект не запускается от мысли или воспоминания, для него всегда должен быть некий «спусковой механизм», что-то на что человек среагирует данным образом Обобщенность – восприятие всей ситуации, находящейся в поле зрения, как раздражающий фактор, распространение аффективной реакции на всю окружающую ситуацию. Например, если ученик довел преподавателя до состояния аффекта, то реакция последует на весь класс. Большая интенсивность – амплитуда эмоций зашкаливает за пределы нормы, поглощая под собой психику и снижая до минимума уровень контроля. Малая продолжительность – аффект длится не более нескольких минут, после чего человек возвращается в адекватное состояние. Часто, выходя из состояния аффекта, человек не помнит, что с ним происходило. Некоторая доля контроля и произвольной регуляции сохраняется, но чаще человек не контролирует свое поведение. В состоянии аффекта могут активизироваться резервные силы организма и человек совершает действия, кажущиеся невозможными в обычной ситуации. Например, убегая от кабана, женщина, с разбегу, взобралась на высокое дерево, хотя раньше подобного опыта у нее не было. Следующее эмоциональное состояние, которое мы рассмотрим – это собственно эмоции. Собственно эмоции - более длительные состояния, причина которых не всегда осознается. Их продолжительность от нескольких часов, до нескольких дней. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на потенциально возможные или вспоминаемые. Для того, чтобы возникла та или иная эмоция, не обязательно, как для возникновения аффекта, проявление конкретного события, достаточно лишь вспомнить или представить что-то эмоционально-значимое, и эмоция появится. Попробуйте вспомнить как хорошо вы отдыхали на каникулах и на Вашем лице, невольно, появляется улыбка. Учеными выделяется несколько базовых, элементарных эмоций, которые являются составляющими более сложных эмоциональных явлений. К базовым эмоциям относятся следующие: Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, неожиданную информацию. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.[49] Причина эмоций не всегда осознается, иногда, кажется, что они возникают сами по себе, без видимой причины. Запуском для эмоции может быть даже неосознаваемый, еле уловимый запах, который в нашем подсознании ассоциировался с эмоционально-значимым событием. Часто в быту понятие эмоции подменяют понятием чувства. В психологии эти понятия имеют разные значения. Чувства в значительной мере отличаются от эмоций, рассмотрим основные из этих различий: · Чувства более продолжительны, чем эмоции, могут длиться до нескольких лет · Чувства более устойчивы. Если эмоция радости может смениться грустью, очень быстро, в течение нескольких минут, то чувство интереса сменится на безразличие значительно позже, а возможно и сохраниться на всю жизнь · Чувства, в отличие от эмоций всегда направлены на конкретный, осознаваемый объект. · Чувства, значительно сложнее по своей структуре, чем эмоции. Чувство в себе может соединять несколько базовых, элементарных эмоций, порой даже полярных. Например, в чувстве любви матери к ребенку проявляется в зависимости от ситуации и радость, и печаль, и гнев, и стыд. Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Учеными выделяются следующие виды чувств: Эстетические – это чувства, связанные с понятиями красоты и гармони, формируются в обществе, являются продуктом принятых в социуме эталонов красоты. Нравственные или моральные - возникающие в результате сравнения события с общественными нравственными нормами. Данные чувства возникают только у человека, у которого сформирована система ценностно-смысловых ориентаций и устойчива система мировоззрения. Познавательные или интеллектуальные чувства – чувства, возникающие в процессе познания нового, к ним относятся: интерес, любопытство, удивление, чувство нового и т.д. Так же, к эмоциональным состоянием относятся: Страсть – проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо. Это еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.[50] Страсть, в отличие от других эмоциональных явлений имеет волевую направленность. Для достижения предмета страсти индивид тратит много сил и энергии. Часто предмет страсти захватывает почти полностью все сферы жизнедеятельности индивида. Яркими примерами страстей являются коллекционеры, которые идут на многое, чтобы получить очередной экспонат в свою коллекцию. Настроение - самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение не всегда осознается человеком. А тем более окружающими, на настроение человека влияют не только внешние события, но также состояние его здоровья, гормональный фон, работа желез. Помимо эмоциональных явлений, выделяется отдельное эмоциональное состояние, называемое фрустрацией. Фрустрация - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. [51] Примером фрустрирующей ситуации является закрытие дверей электрички, перед самым Вашим лицом. Особенно, если Вы опаздываете, а следующая будет только через час. Мало кому данная ситуация понравится, но тем не менее отреагировать на нее можно по-разному. Ученые выделяют 3 типа реакции на фрустрацию. 1) Агрессия на других. Можно стукнуть закрывшуюся дверь, обругать машиниста, вспомнить будильник, который звонил слишком тихо, или брата, слишком долго занимавшего ванну; 2) Агрессия на себя. Чувство вины, перебирание моментов, где бы можно было сэкономить время, сетовать на то, что не завели будильник на более раннее время; 3) Обесценивание фрустрирующей ситуации. Сделать вид, что ничего не случилось, позвонить, предупредить об опоздании и или попробовать добраться другим способом. Люди, чаще использующие 3-ю форму реакции считаются более устойчивыми к фрустрации. Сильная фрустрация приводит к состоянию стресса, дисбалансу и снижению работоспособности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |