КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности
Интерпретация. После прохождения теста, подсчитайте количество совпадающих с ключем ответов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций. Ключ к ответам теста: 1. гипертимный тип 2. застревающий тип (ригидный) 3. эмотивный тип. 4. педантичный тип 5. тревожный тип 6. циклотимный тип 7. демонстративный тип 8. возбудимый тип (неуправляемый) 9. дистимный тип 10. экзальтированный тип После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.
Существуют и другие классификации типов характера, это типология А.Е. Личко, Э. Фрома, К. Юнга и т.д. Говоря о характере надо помнить: 1. Различные типы акцентуаций могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, усиливая совпадающие черты, а иногда и ослабляя противоположные; 2. Явные акцентуации проявляются ни только в манере общения и стили деятельности, но и в стиле одежды и многом другом; 3. Акцентуация наиболее выражены у подростков и молодежи, с возрастом они могу сглаживаться и проявляться только в кризисных ситуациях.
Каждый из нас это уникальный и неповторимый представитель мира. Это связанно со многими внешними и внутренними факторами нашего развития и существования. Так мы с Вами увидели, что темперамент и характер, очень сильно влияет на нашу индивидуальность. Сейчас у нас пойдет разговор еще об одном психическом состоянии, которое помогает нам быть неповторимым представителем человечества – это способности. В настоящее время существует множество подходов к определению термин «способности», основными из них являются: 1. способности – это совокупность определенных психических процессов и состояний. 2. способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. 3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает успешность овладения и осуществления деятельности. Они индивидуальны и варьируемы (данное определение является основным в современной психологической науке). В науки выделяют 2 точки зрения на происхождения способностей: а) Способности определяются наследственностью. Факты подтверждающие это: · Раннее проявление способностей в жизни человека; · Потомственость способностей (цирковые династии, музыкальные семьи); · И т.д. б) Способности формируются под влиянием среды: · Массовое развитие некоторых способностей в условиях определенной культуры (танцевальных, вокальных и т.д.); · Талантливые ученики у выдающегося педагога; · Т.д. Современные психологи считают, что в формировании и развитии способностей играют роль и врожденные анатомофизиологические особенности (задатки) и социальные условия развития. До сих пор в науке нет единой классификации способностей. Чаще всего, когда говорят о способностях, выделяют: А) природные (естественные) способности, имеющие биологическую основу. · они являются общими для человека и животных; · развиваются под влиянием среды; · являются основой для формирования специфических способностей. Б) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение: · общие способности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь, и др.); · специальные способности (музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.). Многие авторы считают, что общие способности являются фундаментом, на котором развития специальных. В) теоретические способности - склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям Г) практические способности – склонность к конкретным практическим действиям. Теоретические и практические способности практически всегда не сочетаются друг с другом. Исключением являются одаренные люди. Д) учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков Е) творческие способности - возможность создания нового, открытий, изобретений и др.
В психологии выделяют несколько уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Одаренность - единство общих способностей человека, определяющие его интеллектуальные возможности, а так же уровень и своеобразие его деятельности. Талант - высокий уровень развития специальных способностей (математических, литературных и т. д.). Говоря о таланте человека, мы подразумеваем его нестандартность, оригинальность подхода к решению какого-либо вопроса, но в пределах уже известных идей и направлений. Гениальность – высшее степень творческого проявления личности, создание новых идей, координально влияющих на развитие культуры и науки. Развитие способностей зависит от множества факторов, основными из которых являются: желание, труд и время. Можно иметь хорошие задатки, но не развить их в способности, а можно иметь сильное желание и силу воли и стать Великим человеком. Основные выводы: 1. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей человека, проявляющиеся в динамической и эмоциональной стороне его поведения; 2. В психологии выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик; 3. Нет людей с чистым типом темперамента, у большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого; 4. Характер - это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения; 5. Акцентуация характера - приувелечение и заострение отдельных черт характера, встречается скрытая и явная акцентуация; 6. Различные типы акцентуаций могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, усиливая совпадающие черты, а иногда и ослабляя противоположные; 7. Способности - это не знания, умения и навыки. Они обеспечивают успешность овладения и осуществления деятельности. Они индивидуальны и варьируемы. 8. Выделяют: специальные и общие способности, теоретические и практические. 9. Существуют три уровня развития способностей: одаренность, талант и гениальность. Контрольные вопросы
1. Чем отличается темперамент от характера? 2. Какие особенности поведения есть у человека с холерическим типом темперамента? 3. Чем схожи и в чем различие поведения меланхолика и флегматика? 4. Как Вы понимаете термин «Характер»? 5. Какие способности Вы знаете? 6. Почему формирование и развитие способностей зависит от социальной среды?
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Прочитайте текст заданий [45] и объясните: а) какие акцентуации характеров просматриваются у данных личностей и чем с точки зрения ведущих мотивов и других особенностей их акцентуаций объясняется их взаимная неприязнь; б) происшедшее с точки зрения особенностей темперамента Н. (с указанием типа темперамента и его свойств). В чем была ошибка руководства? А) Начальник отдела А. - педантичный, целеустремленный человек, сдержанный внешне, одевающийся очень неброско. Стиль управления – авторитарный. Требует строго соблюдения дисциплины. В его отделе работает очень общительный сотрудник Б., который любит быть в центре внимания, веселить женщин, что, однако, не мешает ему успешно выполнять задания. Начальника считает занудой и «сухарем». Начальник недолюбливает Б. за его демонстративность и веселость, кажущуюся легкомыслием. Кроме того, постоянные шутки Б. вызывают у А. подозрение, что Б.пытается подорвать его авторитет. Поэтому он ищет повода убрать Б. из отдела, собирая понемногу информацию о промахах Б. Б) Сотрудник Н. компетентен, скромен, работает очень добросовестно, тщательно выясняя суть каждого задания и стараясь выполнить его вовремя и в точности так, как было поручено. По этой причине руководитель часто поручает Н. особенно важные задания с жестко регламентированными сроками. Однако в тех случаях, когда работа связана с необходимостью публичных выступлений перед большой аудиторией или необходимостью выполнить ее в ускоренном темпе, Н. сильно нервничает и в итоге заболевает. Однажды ему предложили руководить очень прибыльным проектом, на который возлагались большие надежды. По мнению руководства, уровень компетентности и профессиональный опыт Н. позволял ему взяться за эту работу. И действительно, проект был успешно доведен до конца, Н. выплатили достойное вознаграждение, которым он остался доволен. Однако сразу после этого Н. попал в больницу по причине тяжелой формы невроза (расстройство сна, депрессивные состояния и проч.).
Задание 2 [46]. Выявите факторы развития способностей и определите, какие из приведенных фактов указывают на действие того или иного фактора
а) В одном исследовании крысы научались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те, которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и «неуспешных», или глупых) производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные и скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. В итоге дивергенция животных по признаку успешного обучения достигла внушительных размеров. б) В другом исследовании предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, как и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях. в) Определялась музыкальность у детей, у которых родители были либо музыкальны, либо немузыкальны. Оказалось, что в семьях, где оба родителя были музыкальны, ярко выраженная музыкальность была обнаружена у 85% детей, а среди детей, чьи родители были немузыкальны, выраженная музыкальность была обнаружена у 25 %.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |