Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с диаспорой 2 страница




 

Памятная записка может быть самостоятельным докумен­том, а также приложением к личной или вербальной ноте. В качестве самостоятельного документа она по форме напомина­ет вербальную ноту, но не имеет печати и адреса. Памятные за­писки могут составляться, во-первых, по просьбе лица, с кото­рым велась беседа, во-вторых, по собственной инициативе (предварительно) как напоминание о необходимости рассмот­рения того или иного вопроса либо с целью фиксации информа­ции, чтобы в дальнейшем исключить ошибки в ее толковании.

Составляется этот документ в безличной форме ("сообщает­ся...", "напоминается...", "приходится констатировать..." и т.д.), обращения и комплиментов не содержит. Адрес и исходящий но­мер не ставятся. Проставляется лишь место и дата отправления (Минск,­­______июля 200__ года). Над текстом печатается надпись "Па­мятная записка". Передается она, как правило, лично, реже — с курьером. Факт вручения должен быть зафиксирован в записи бесе­ды дипломата с приложением ее копии.

Меморандум, как и памятная записка, может быть как са­мостоятельным документом, так и приложением к личной или вербальной ноте в целях сокращения ее текста. В этом доку­менте излагается авторское видение проблемы, анализируются те или иные факты, ведется дискуссия с позицией другой сто­роны, что предполагает его дальнейшее обсуждение. Составля­ется в форме письма, комплиментов не содержит. Как отдель­ный документ печатается на нотном бланке, печать и номер не ставятся, не подписывается, но место и дата отправления ука­зываются. Как приложение к ноте меморандум печатается на простой бумаге, номер, печать, место и дата отправления не ставятся, адрес не указывается.

Частное (личное) письмо отправляется знакомым офици­альным лицам в тех случаях:

♦ когда хотят подчеркнуть заинтересованность автора в ре­шении того или иного вопроса;

♦ когда постановка вопроса по какой-либо причине в офи­циальном порядке нежелательна;

♦ когда хотят выразить личное отношение к происшедше­му событию (поздравление по случаю дня рождения, нацио­нального праздника, соболезнование по поводу траура и т.д.).

Для личного письма используют простую бумагу хорошего ка­чества, в остальном — оформление такое же, как у личной ноты.

 

Образец личного письма

 

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Минск,____ июня 200__ года

 

Уважаемый господин Посол,

Возвращаясь к нашей вчерашней приятной беседе, я еще раз хочу побла­годарить Вас за любезное приглашение на спектакль в театр оперы и балета.

Моя супруга и я получили большое удовольствие от музыки и исполни­тельского мастерства артистов.

Эти впечатления надолго сохранятся в нашей памяти.

Примите, господин Посол, уверения в моем глубоком к Вам уважении.

(личная подпись)

 

Господину

Чрезвычайному и Полномочному

Послу Республики Польша г. Минск

 

В реализации задач дипломатии в настоящее время важ­ную роль играют не только традиционные документы, но и та­кие, как заявления глав государств и правительств, декла­рации. В них находят отражение позиция и принципы госу­дарства по различным проблемам международных отноше­ний. Не требуя официального ответа, эти документы тем не менее предполагают реакцию на них со стороны субъектов международного права.

По поводу национальных праздников, юбилеев направля­ются приветственные телеграммы, в которых могут быть высказаны важные идеи и предложения.

Среди дипломатических документов можно выделить так­же обращения парламентов к высшим законодательным орга­нам других стран (по вопросам разоружения, защиты окружа­ющей среды и т.д.), ответы руководителей государств на пресс-конференциях, их интервью и выступления на междуна­родных форумах, совместные (двусторонние и многосторон­ние) коммюнике.

Визитная карточка, не являясь дипломатическим доку­ментом в строгом смысле слова, тем не менее играет важную роль в работе сотрудников внешнеполитического ведомства. Так, ею можно не только представиться, но также поздравить, поблагодарить, выразить соболезнование, попрощаться. С ви­зитной карточкой удобно послать цветы, книгу, сувенир и т.д.

Визитная карточка дипломатов печатается на белой высо­кокачественной бумаге. Наиболее распространенный ее размер для мужчин — 90x50 мм, для женщин — 80x40 мм. Для офи­циальных лиц высокого ранга ее размер может быть 100x60 и 90x50 мм соответственно. Указанные размеры не универсаль­ны, в Великобритании, например, размер визитной карточки у женщин больше, чем у мужчин.

Мировая практика обмена визитными карточками разнооб­разна. Так, в Великобритании и других англосаксонских стра­нах вновь прибывшие дипломаты первыми наносят лишь офи­циальные визиты, в дальнейшем они ждут визитов или визит­ных карточек лиц, которые хотели бы установить с ними кон­такт. Во Франции инициатива первых визитов и направления визитных карточек принадлежит прибывшему лицу. В дипло­матических кругах распространена французская практика.

Дипломатам, имеющим семьи, рекомендуется иметь четы­ре вида карточек:

1. Официальная карточка с указанием фамилии, имени и от­чества (если есть), ранга и адреса. Главы диппредставительств имеют два вида таких карточек: на первой дан их полный ти­тул, на второй — сокращенный ("посол" или "министр").

2. Карточка для неофициальных случаев — с указанием только фамилии, имени, отчества.

3. Визитная карточка жены – с указанием фамилии, имени и отчества.

4. Совместная карточка мужа и жены ("г-н и г-жа N") — с указанием адреса. В Великобритании совместные карточки не используются.

Визитная карточка может выглядеть следующим образом.

 

 

 

Предпочтительно, чтобы текст был напечатан на одной сто­роне карточки, а другая оставалась чистой (для записей). Поэ­тому лучше иметь одну визитную карточку на родном языке, а другую — на иностранном (в зависимости от назначения).

Как уже указывалось выше, визитной карточкой можно не только представиться. В международной практике используют следующие символы, сделанные от руки (лучше карандашом) в левом нижнем углу:

P.R. Pour remercier — выражение благодарности.

P.F. Pour feter — поздравление по случаю праздника.

P.F.C. Pour faire connaissance — выражение удовлетворения знаком­ством.

Р.Р.С. Pour prendre conge — прощание при окончательном отъезде.

Р.С. Pour condoleances — выражение соболезнования.

P.P. Pour presentation — представление.

P.F.N.A. Pour feter le Nouvel An — поздравление с Новым годом.

P.R.F.N.A. Pour remercier pour feter le Nouvel An — благодарность и поз­дравление с Новым годом.

Направление визитной карточки равноценно визиту. Пред­почтительнее вручать ее лично, причем принято загибать пра­вый верхний уголок (в США — левый или весь левый край кар­точки). Если карточка передается с курьером или пересылает­ся по почте, то загнутый уголок будет считаться нарушением этикета. Для пересылки визитных карточек используются спе­циальные конверты.

В практике дипломатической переписки форма важна не менее, чем содержание. Поэтому к документам такого рода предъявляются особые требования.

1. В зависимости от местной практики, конкретной ситуации очень важно сделать правильный выбор вида документа. В дипломатической переписке следует руководствоваться принципом взаимности: на личную ноту отвеча­ют личной нотой, на вербальную — вербальной. Причем отсутствие ответа будет расцениваться как ответ соответствующего характера.

2. В обращении к адресату необходимо точно указать титул, если он имеется ("Принц", "Князь" и т.д.), фамилию, не допуская искажений, неточ­ностей, сокращений. К президенту обращаются "Ваше Превосходительс­тво", "Господин Президент"; к министру иностранных дел, Послу иностран­ного государства — "Ваше Превосходительство", "Господин Министр", "Сэр", "Милорд", "Господин Посол"; к папе Римскому, патриарху— "Ваше Святейшество", "Святейший Отец"; к кардиналу — "Ваше Преосвящен­ство", "Господин Кардинал".

3. Необходимо строго соблюдать протокольные правила вежливости в вербальной и личной нотах, личном письме. Эти документы начинаются и завершаются комплиментом и являются свидетельством демонстрации уважения, равенства между партнерами. Примеры комплиментов: "При­мите, Ваше Превосходительство, уверения в самом высоком уважении", "Весьма искренне Ваш", "Остаюсь с искренним уважением", "... свиде­тельствует свое уважение... и имеет честь сообщить...". Завершаются но­ты следующей формулой вежливости: "Посольство пользуется этим слу­чаем, чтобы заверить Министерство в своем высоком уражении".

В тех случаях, когда документ направляется в связи с каким-либо кон­фликтом и в нем выражается протест, то комплимент либо опускается, ли­бо применяется лишь вначале (в зависимости от степени остроты кон­фликта), чтобы подчеркнуть глубину и значимость этого акта. Обычный заключительный комплимент опускается и в связи с траурными события­ми, так как слова"... пользуется случаем, чтобы возобновить уверения в своем... уважении" будут неуместны.

При использовании протокольных формул государства исходят из прин­ципа взаимности: если одна из сторон от них отказывается, то аналогич­ным образом поступает и другая сторона. Следует также иметь в виду, что в дипломатической практике каждое слово несет смысловую нагрузку и по­этому имеет значение выбор формулы вежливости: "Уважаемый..." или "Глубокоуважаемый...", "С искренним уважением..." или"С уважением...".

4. Для дипломатических документов применяется бумага только выс­шего качества, подчистки и исправления не допускаются, пеиать должна стоять внизу документа, а герб занимать строго вертикальное положение.

5. Документы дипломатической переписки обычно пишутся на языке отправителя. При необходимости доведения информации до адресата в кратчайшие сроки, а также в целях предотвращения возможных неточнос­тей к официальному тексту прилагается перевод на язык адресата. Иногда диппредставительства в переписке используют язык страны пребывания либо, как правило, французский.

6. Язык дипломатических документов строг, лаконичен, сравнения и эпитеты используются крайне редко. Не допускается употребление слов, несущих двойную смысловую нагрузку.

7. Документы дипломатической переписки по почте не пересылаются, а вручаются лично адресату либо направляются с курьеров. В последнем документ передают специально уполномоченному лицу под расписку.

Высокий профессионализм, компетентность и навыки в работе с дипломатическими и другими служебными документами во все времена были отличительной чертой человека, посвятившего себя дипломатической службе. Современная дипломатия, будучи в конечном счете, сложной управленческой системой, диктует новые, гораздо более жесткие требования к дипломатическим документам, их структуре, характеру изложения материала, подбору информационных источников, выводам и рекомендациям. Сегодня на первый план выходят такие черты дипломатических документов как убедительность, своевременность и доступность. В немалой степени эти цели достигаются посредством грамотной и эффективной дипломатической службы, постоянным контролем за накоплением, обработкой, хранением и эффективным использованием информации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите обязательные реквизиты официального документа.

2. Из каких этапов состоит движение документов в системе дипломатической службы Республики беларусь?

3. Дайте определение содержания дипломатической и деловой переписки международного характера.

4. Назовите категории дипломатической и деловой переписки.

5. Что понимается под основными элементами дипломатического и служебного документа?

6. Чем отличается вербальная нота от личной?

7. В чем особенности внутриведомственного делопроизводства по международным вопросам?

8. Какие документы относятся к международным соглашениям?

9. Что такое смысловое ядро документа, его аргументационная и фактологическая части?

10. Перечислите основные требования, которые предъявляются к оформлению дипломатических документов.

 

Глава 6. КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА

 

6.1. Из истории становления консульских представительств

 

В сфере международных отношений наряду с дипломати­ческими представительствами государства широко исполь­зуют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического предста­вительства в виде посольств и миссий. Если первые постоян­ные дипломатические представительства появились только в XV в., а в Европе система постоянных дипломатических пред­ставительств сложилась в XVI—XVIII вв., то консульское представительство своими корнями уходит еще в античное прошлое [14].

В Древней Греции в отношениях между городами-государ­ствами (полисами) широко использовался такой институт, как проксении. Проксеном являлся, как правило, знатный гражда­нин одного полиса, оказывавший услуги гражданам или офи­циальным лицам другого полиса в качестве посредника со сво­ими властями. Он принимал на себя добровольные обязанности по размещению приезжающих и в случае надобности ходатай­ствовал для них о доступе в народные собрания. В полисах, ко­торым оказывались такие услуги, проксен пользовался особым уважением и авторитетом и имел ряд льгот и преимуществ перед другими иностранцами. Проксены обеспечивали необхо­димую дипломатическую связь между греческими полисами и нередко содействовали своим посредническим участием успеху переговоров.

Своеобразный институт консульского представительства су­ществовал и в Древнем Риме, где так же, как и в Древней Гре­ции, чужеземцев лишали всяких прав. Поэтому иностранцы выбирали себе покровителя (патрона), который защищал их права и личную свободу. Вначале они делали выбор по соб­ственному усмотрению, а затем это право стало прерогативой римских властей — Сената. Иностранцы же могли выбирать себе покровителя лишь из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патроната, который выпол­нял обязанности, схожие с обязанностями проксенов в Греции.

В более развитых формах институт консульского предста­вительства сложился в эпоху средневековья (XII—XIII вв.), что в значительной степени связано с развитием международ­ных связей, прежде всего мореплавания и торговли.

Важную роль в создании системы консульских учреждений сыграли крестовые походы, которые с перерывами растянулись почти на два столетия (XI—XII вв.). Эти походы представляли собой одну из форм колонизаторского движения на Восток с целью захвата новых земель, грабежа расположенных там госу­дарств, получения новых торговых путей. Овладев восточным побережьем Средиземного моря, крестоносцы основали свои го­сударства, крупнейшим из которых было Иерусалимское. В этих государствах важное место отводилось торговле и, прежде всего, с итальянскими купцами из Генуи, Пизы, Венеции. Итальянским купцам удалось получить для себя ряд привиле­гий, в том числе создание в портовых городах особых кварталов, которые пользовались экстерриториальностью (т.е. подчинение законам собственного государства и полный иммунитет от юрис­дикции иностранного государства). Управление в кварталах осуществлялось консулами (слово "консул" в переводе с латин­ского означает "человек совета"), которые сначала избирались итальянскими купцами в целях представительства их интере­сов перед местными властями и разрешения между ними спо­ров. Затем консулы стали назначаться властями итальянских городов и несли перед ними ответственность за свою деятель­ность, т.е. превратились в государственных должностных лиц. В обязанности консулов входило следить за правильным испол­нением договоров со стороны местных властей, защищать инте­ресы своих граждан в стране пребывания, осуществлять надзор за порядком на отечественных кораблях в иностранных портах. Поскольку консулам приходилось вступать в переговоры с мест­ными властями, они в определенной степени выполняли и дип­ломатические функции. Особые права итальянских купцов бы­ли закреплены системой так называемых капитуляций — свое­образных соглашений с местными властями.

По мере развития торговли между европейскими государ­ствами институт консулов распространяется с Востока на Запад. Важное значение имело то, что в руках консулов находилась гражданская и уголовная юрисдикция над своими сограждана­ми. Поскольку постоянных дипломатических представительств еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств и пользовались все­ми правами и привилегиями, которыми впоследствии стали пользоваться только дипломатические представители. В част­ности, привилегии консулов и чиновников консульств включа­ли личную неприкосновенность, неподсудность в гражданских и уголовных делах, освобождение от налогов и податей. Кроме того, государство пребывания предоставляло им и некоторые почетные права.

С конца XVI в. институт консулов претерпел серьезные из­менения. С появлением постоянных дипломатических пред­ставительств консульства постепенно утрачивают прежнее зна­чение и представительский характер. Консулы в европейских государствах теряют судебные функции (на Востоке они пока еще сохранялись). В этот период разрабатываются консульс­кие уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов.

Во второй половине XVIII в. благодаря бурному развитию промышленности и транспорта создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами. В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное рас­пространение получает институт нештатных (почетных) консу­лов. Консульский институт приобретает современные черты, раз­виваются административная и информационная функции кон­сульских представительств.

Первые консульства России за границей на постоянной ос-
нове учреждаются в XVIII в. Назначение консулов осуществля-
лось самим царем через Сенат по рекомендации созданной в
1719 г. Коммерц-коллегии. Консульства имели двойное подчи-
нение: с одной стороны, Коммерц-коллегии (по делам торговли
и мореплавания), а с другой — Коллегии иностранных дел. Де-
ятельностью консулов практически руководила Коммерц-кол-
легия, а функции Коллегии иностранных дел сводились к вы-
даче консульских патентов, разработке инструкций для консу-
лов, приведению консулов к присяге. В послепетровский пери-
од значительно расширилась сеть русских консульств за рубе-
жом, которые выполняли уже не только коммерческие, но
также и политические функции.

Первый Консульский устав России был издан в 1820 г., за­тем в 1858 г. он был пересмотрен. В устав вносились изменения в 1887 и 1903 гг. Этот документ, насчитывавший 190 статей, действовал вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Для того чтобы составить представление о масштабах деятельности рус­ской консульской службы, следует отметить, что в 1900 г. интересы России за рубежом представляли 117 консульств, из них 29 генеральных. Кроме этого имелось свыше 300 нештат­ных консулов и консульских агентов.

Консульский устав России был отменен 18 октября 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров, в котором содержа­лось 12 статей. Декретом провозглашалась организация совет­ских консульств. В 1921 г. Народный комиссариат иностран­ных дел подготовил первую инструкцию консулам РСФСР, в 1922 г. утвердил тариф консульских сборов, а в течение после­дующих трех лет издал несколько циркуляров по отдельным вопросам консульской деятельности.

В 1925 г. был подготовлен и представлен на утверждение Совету Народных Комиссаров СССР Консульский устав СССР, (утвержден в 1926 г. Президиумом ЦИК СССР), который с не­которыми изменениями просуществовал в течение 50 лет.

Новый Консульский устав СССР был утвержден 25 июня 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Он состо­ял из 9 разделов и 99 статей, в которых регламентировались все вопросы организации советской консульской службы и де­ятельности консулов за рубежом.

В Республике Беларусь Консульский устав утвержден ука­зом Президента № 82 от 19 февраля 1996 г. [5]. В нем определены задачи и организация консульских учреждений, порядок наз­начения консула, дана характеристика выполняемых им функ­ций. В соответствии с уставом к консульским учреждениям республики относятся: консульские отделы дипломатических представительств Беларуси (50), генеральные консульства (9), главное консульское управление Ми­нистерства иностранных дел Республики Беларусь, консульский пункт (напри­мер, в аэропорту "Минск-2"). Главное консульское управление Ми­нистерства иностранных дел Республики Беларусь имеет 4 отдела:

– управление анализа, планирования, визовой и тарифной политики;

– консульско-правовое управление;

– управление по вопросам гражданства и выезда за границу;

– управление по вопросам въезда иностранцев.

Консульские учреждения подчинены МИДу Республики Беларусь. Общее руководство работой консульств за рубежом осуществляет гла­ва дипломатического представительства Республики Беларусь в стране пребывания. В своей деятельности консульства ру­ководствуются Консульским уставом РБ, законодательством РБ и законодательством государства пребывания, междуна­родными договорами Республики Беларусь, общепризнанны­ми принципами международного права, международными и национальными обычаями.

 

6.2. Виды консулов и консульских учреждений

 

Консул (лат. consul) — должностное лицо государства, наз­наченное в какой-либо район (округ) другого государства с опре­деленно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культур­ных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом по­ложении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопоря­док, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства.

Консулы подразделяются на два типа: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.

Штатные консулы – это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства, жалованье. Пос­кольку они не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью (частнопредпринимательской и т.п.), кроме испол­нения консульских обязанностей, их принято называть карьер­ными консулами.

Нештатные консулы — это лица, не состоящие на государ­ственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания. Как правило, их назначают из числа граж­дан государства пребывания — видных юристов, коммерсан­тов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья не­штатные консулы не получают, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы.

Поскольку консульская деятельность нештатных консулов основывается не на служебных, а скорее на почетных условиях, их принято называть почетными консулами. В силу указанных выше обстоятельств они имеют право наряду со своими консуль­скими обязанностями заниматься торговлей или другими вида­ми частного предпринимательства. В международной практике установилось правило, согласно которому нештатные консулы, осуществляя консульскую деятельность в пользу представляемо­го государства, должны подчиняться указаниям ближайшего штатного консула этого государства. В целях беспрепятственно­го выполнения своих служебных функций нештатные консулы пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и штатные, правда, личной неприкосновенностью они пользуют­ся лишь при исполнении консульских функций.

Главы консульских учреждений, согласно Венской конвен­ции о консульских сношениях 1963 г., подразделяются на че­тыре класса:

генеральные консулы;

консулы;

вице-консулы;

консульские агенты.

Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. В бывшем СССР каких-либо специальных консульских классов не существовало, поскольку все работни­ки советских консульских учреждений состояли на диплома­тической службе. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присва­иваются специальные ранги.

Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

♦ генеральное консульство — учреждается в крупных ком­мерческих или промышленных центрах или в крупных портах;

♦ консульство;

вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого — штатное должностное лицо, подчиненное консулу;

консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.

Консульская деятельность осуществляется также консульс­кими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдель­ных консульств своей страны деятельность такого консульско­го должностного лица распространяется на всю территорию го­сударства пребывания. В других случаях его деятельность ог­раничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно за­ведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны го­сударства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Яв­ляясь сотрудником дипломатического представительства, та­кой "отдельский" консул сохраняет свой дипломатический статус, т.е. пользуется дипломатическим иммунитетом и при­вилегиями без каких-либо исключений.

6.3. Порядок открытия консульского представительства

 

Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. предусмотрено, что установление дипломатических отноше­ний уже само по себе предполагает установление и консульс­ких отношений, т.е. "согласие, данное на установление дипло­матических отношений между двумя государствами, означает, если иное не оговорено, согласие на установление консульских отношений "(ст.2, п. 2).

При отсутствии дипломатических консульские отношения устанавливаются только по обоюдному согласию заинтересо­ванных государств. Они могут сохраняться и после разрыва дипломатических отношений.

Местопребывание консульского учреждения и район его дея­тельности определяются по взаимному согласию представляемо­го государства и государства пребывания. Часть территории госу­дарства пребывания, в пределах которой консульское должност­ное лицо выполняет консульские функции, называется консульс­ким округом. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с сог­ласия государства пребывания. Такое согласие требуется также в случае, когда консульство пожелает открыть вице-консульство или канцелярию в другом городе.

В исключительных случаях принимающая сторона может просить об изменении местопребывания иностранного кон­сульства или границ консульского округа. Если представляе­мое государство отказывается удовлетворить эту просьбу, госу­дарство пребывания может денонсировать договоренность об открытии консульства и потребовать его закрытия.

На практике иногда возникает вопрос о допустимости вы­полнения консулом своих функций за пределами консульского округа при определенных обстоятельствах, к которым относят­ся, например, авария воздушного или морского судна, вопросы наследования в случае смерти иностранца, имеющего граждан­ство представляемого государства и т.д. Венской конвенцией о консульских сношениях в таких случаях предусмотрено следу­ющее: "Консульское должностное лицо может при особых об­стоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа" (ст. 6). Многие двусторонние консульские конвенции также предусмат­ривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях. Та­кая международная практика, несомненно, отвечает интересам всех государств.

Назначение консула на должность сопровождается выдачей ему консульского патента. Этот документ, подтверждающий факт назначения данного лица главой консульского учрежде­ния, направляется, как правило, по дипломатическим кана­лам правительству государства пребывания. В нем указывают­ся полное имя, гражданство, консульский ранг назначаемого лица, а также консульский округ и местопребывание кон­сульства. Орган, выдающий консульский патент, обычно опре­деляется консульским законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.