Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Складывание современной системы социальной работы: основные тенденции и перспективы развития 3 страница




Наша страна обладает необходимым потенциалом для социального обновления, который включает в себя духовность народа, высокий уровень образования, значительные материальные ресурсы, выгодное геополитическое положение и др. Но этот потенциал нельзя реализовать без сильной и эффективной государственной власти. По мнению члена-корр. РАН В. И. Жукова, приоритетной задачей современной России является воссоздание сильного, социально ориентированного государства, успешно адаптировенного к тенденциям мирового развития1.

Для обеспечения должного уровня социальной защиты недостаточно лишь повышать роль государства в этой сфере. Необходимо также усилить значение территориальных и муниципальных органов в решении социальных проблем, в осуществлении социальной поддержки. В ряде регионов России такая работа активно проводится. Уже приводились примеры из опыта деятельности органов власти Москвы и Кузбасса по


 


1 Слабые против сильных. Последнее интервью известного русского философа Александра Панарина/Дрибуна. 2005. 3 марта.


1 Жуков В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности. Доклад на V Всероссийском социально-педагогическом конгрессе (6 июня 2005 г.). М., 2005. С. 17.


минимизации негативных последствий закона о монетизации льгот, по социальной реабилитации беспризорников и др.

В некоторых областях и краях Российской Федерации местные законодательные органы устанавливают дополнительные компенсации и иные выплаты для отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Так, в 2004 г. в Курской области вступил в силу местный закон «Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву и ставшим инвалидами вследствие военной травмы». К их числу были отнесены жители области, постоянно проживавшие здесь до призыва на военную службу. Кроме пенсии по государственному обеспечению они стали получать и ежемесячную компенсацию. Размер ее для первой группы инвалидности составил 200% базовой части трудовой пенсии по старости, что составляло тогда около 120Q руб., для второй группы — 150%, а для третьей — 100%.

В соответствии с областным законом, принятым в Астрахани в 2003 г., каждая семья, где воспитывается усыновленный ребенок, получила право на денежное пособие. Но для этого необходимо добровольное обращение усыновителей в органы опеки и попечительства. Если же для них приоритетной является тайна усыновления, то они не обращаются за пособием. Принятие нового закона способствовало изменению к лучшему ситуации с усыновлением сирот российскими гражданами в Астраханской области..

В перспективе в Российской Федерации все более весомая часть функций по социальному обеспечению будет осуществляться в регионах. Вслед за компенсационными выплатами инвалидам, возможно, будут вводиться и доплаты к федеральным пенсиям по старости, что применяется сегодня в США. Однако проблема заключается в том, что большинство российских регионов дотационны и не имеют необходимых финансовых возможностей для проведения активной политики в сфере социальной защиты населения.

Перспективным направлением развития системы социальной поддержки нуждающихся и важным подспорьем в проведении социальной работы является активизация благотворительного дела. Органы государственной власти и местного самоуправления нашей страны далеко не всегда оказывают не-


обходимую поддержку благотворительной деятельности, направленной на обеспечение социальной помощи. Не получила широкого распространения практика финансирования местной властью конкурсных программ, разрабатываемых благотворительными организациями. Такая же непростая ситуация сохраняется и с привлечением некоммерческих ассоциативных организаций для участия в размещении местной властью социальных заказов. Вероятно, на эти цели следовало бы в обязательном порядке закладывать определенные средства в местные бюджеты. Как известно, в дореволюционной России в расходной части городских бюджетов был предусмотрен особый параграф «Общественное призрение».

В современных условиях возрастает потребность во внедрении новых технологий организации благотворительной деятельности по оказанию социальной поддержки. Такие технологии начинают реализовываться в ряде социальных проектов. Для примера можно сослаться на Самарскую общественную благотворительную организацию инвалидов «Равенство», на опыт ее работы по осуществлению с начала 2005 г. социальной программы «Ярмарка надежды». Программа направлена на обеспечение малоимущих и инвалидов бытовыми и медицинскими услугами, не предоставляемыми в центрах социального обслуживания населения. Сотрудники благотворительной организации прежде всего составили базу данных людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одновременно с этим велся поиск спонсоров. Затем действовал следующий технологический механизм: по договору с благотворительной организацией спонсор перечислял деньги на индивидуальный счет человека, которому хотел помочь. Тот получал на руки «социальные чеки», которыми мог расплачиваться со специализированными государственными службами или коммерческими организациями за найм сиделки, ремонт бытовой техники, оплату комплекса лечебных процедур и др. Такая практика организации благотворительного дела позволяет, с одной стороны, оказать бесплатно необходимые социальные услуги малообеспеченным людям и инвалидам, а с другой — направить для этого дополнительные средства в муниципальные центры социального обслуживания и специализированные службы социальной помощи населению.


 




Эффективность функционирования социальной- работы в России и в других странах СНГ будет в перспективе определяться, наряду с другими факторами, умением согласовывать однотипные социальные программы и координировать преобразовательные меры в сфере социальной защиты населения. В частности, это относится к такому направлению социального обеспечения, как пенсионное обесйечение. Отсутствие всесторонней научной экспертизы, согласованных и хорошо выверенных действий, наконец, общей стратегии построения социальной модели государства оборачивается тем, что небольшие прибавки к пенсиям в России, Украине и в ряде других стран Содружества вскоре обесцениваются инфляционными процессами. Так, принятие в 2004 г. поправок в закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» позволило увеличить размер пенсий для большинства ветеранов труда на 50 гривен (примерно 300 рублей). Но при реальном росте стоимости продуктов питания уже скоро эта прибавка оказалась обесценена.

Представители крупного капитала разных стран СНГ нередко находят общий язык при решении вопросов, затрагивающих интересы их бизнеса, координируя при необходимости свои действия. Однако простой народ, бедные люди, составляющие большинство населения постсоветских государств, остаются во многом разобщенными и неспособными добиться решения целого ряда насущных социальных проблем, которые во многих странах Содружества однотипны. Сложность ситуации заключается еще и в том, что само СНГ так и не стало мощным и дееспособным интеграционным образованием. К сожалению, здесь все еще преобладает совещательно-декларативный характер отношений, не позволяющий обеспечить своевременную реализацию принимаемых решений. В результате страдают простые люди, их интересы, в целом сфера социальной помощи и поддержки. Объединение усилий в этой области, создание межгосударственных структур социальной защиты могло бы работать на укрепление СНГ, ускорить процесс его трансформации в жизнеспособное интеграционное образование. Российский философ А. С. Панарин незадолго до своей смерти заметил по этому поводу: «В скором времени следует ожидать формиро-


вания интернациональных-транснациональных или, может быть, региональных, например, евразийских государственных институтов социальной защиты слабых»'.

Как свидетельствуют исторический опыт и мировые тенденции общественого развития, для России наиболее приемлемой является модель социального рыночного государства, опирающегося на наукоемкие отрасли отечественной промышленности, на передовые технологии, образование, науку, действенную социальную защиту. Для такой общественной системы характерно приоритетное развитие социальной сферы. Причем здесь важно обеспечить разумное сочетание бюджетного финансирования, социального страхования и умелой организации благотворительности.

Для нашей страны не может быть приемлемой политика, направленная на «решительные реформы» при сокращении социальной защиты ради повышения конкурентоспособности фирм и предприятий, а также на создание преимущественно частного рынка страхования, что активно поддерживается сегодня В США и Великобритании. Более перспективной для России моделью социальной защиты и социальной работы могла бы стать та, которая принята большинством стран континентальной Западной Европы. Здесь власти видят цель реформирования социального обеспечения не в ограничении социальной защиты, а в восстановлении финансового контроля над самой системой и в обеспечении ее долговременной стабильности. Такой подход выглядит предпочтительнее для современной России. Определенный интерес для нашей страны может представлять и практика социальной защиты, используемая в Японии, Китае, в других странах мира. Однако при этом важно уметь адаптировать передовой зарубежный опыт социальной работы с учетом культурно-цивили-зационной специфики и исторических традиций России.

' Слабые против сильных. Последнее интервью известного русского философа Александра Панарина/Дрибуна. 2005. 3 марта.


Контрольные вопросы к теме XIV

1. Россия в условиях цившшзациотого надлома конца XX —
начала XXI в.: социальная сущность, причины и проявления.

2. Важнейшие социальные последствия евразийского циви-
лизационного надлома. Нарастание демографического небла
гополучия в современной России.

3. Особенности складывания в 1990-е — начале 2000-х гг.
системы профессиональной социальной работы в Российской
Федерации.

4. Основные тенденции функционирования социальной защи
ты и социальной работы в современной России.

5. Перспективы развития социальной защиты и социальной
работы в Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.