Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика государства




Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары (например, сталь, бензин), второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары (например, автомобили, бытовую технику).

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Тайный сговор – это негласная договоренность хозяйствующих субъектов о совместных действиях по монополизации рынка и ограни­чению конкуренции.

Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в це­нах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы, проявляющей инициативу в изменении цен.

Равновесие на рынке олигополии, при котором фирмы получают максимальную прибыль, достигается при условии, что предельные издержки и предельный доход равны (МС = MR).

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.

1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.

2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

· двухкомпонентный тариф – система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

· разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;

· система стимулов для снижения издержек;

· меры регулирования нормы прибыли и др.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды рынков существуют по признаку объекта сделок?

2. Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене?

3. Раскройте содержание проблемы эластичности спроса и эластичности предложения.

4. Как изменяется спрос на различные группы товаров с ростом доходов потребителей?

5. Что такое полезность?

6. В чем заключается принцип убывающей предельной полезности?

7. Чем определяется поведение потребителя на рынке?

8. Как вы понимаете рациональное поведение потребителей?

9. Определите сущность и базовые признаки рынка совершенной конкуренции.

10. Определите сущность заработной платы.

11. Охарактеризуйте формы заработной платы.

12. Определите норму прибыли и ее факторы.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Тема 3.1. Спрос,предложение и рыночная цена.

 

Практическое занятие 1. Рассчитать эластичность спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.