Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Монополистическая конкуренция




Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продав­цов.

Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду.

В условиях дифференциации товаров особое значение в деятель­ности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, рек­лама, условия продажи, особые качества изделия, возможность покуп­ки в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции, а с другой стороны – степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Монопольная власть предполагает, что каждая фирма, какой бы маленькой она не была, может влиять на цену, а сила этого влиянии носит от числа конкурентов и от степени дифференциации товара, Незначительное изменение цены одной фирмой может привлечь или толкнуть лишь незначительное количество покупателей. Но по мере дальнейшего изменения цены фирма может оказывать все большее влияние на выбор покупателей.

Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известное условие равенства предельных издержек и предельного дохода (МС МR). В результате свободы входа в отрасль и выхода из нее прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции. Однако, как отмечал американский ученый Э. Чемберлин, исследовавший монополистическую конкуренцию, фирма на этом рынке всегда будет менее эффективна при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные возможности и производит продукцию с большими издержками.

Однако чем сильнее дифференциация товара, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей.

 

Лекция 2: Монополия, Олигополия

План:

1) Монополия

2) Олигополия

3) Антимонопольная политика государства

Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.

Для модели рынка “чистая монополия” характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которого нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену, изменением предложения продукта фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует вход в

свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

 

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

А) чистая монополия – единственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. В этом случаи действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Примером чистой монополии может служить “Водоканал” – организация, снабжающая водой потребителей в России;

Б) монопсония – чистая монополия одного покупателя ресурсов, товаров. Примером монопсонии является случай, когда государство выступает единственным покупателем ракетно-космической продукции.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

А) естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства.

Б) легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют “защищенными” от конкуренции). Большинство монополистов создаются правительством через один из его видов деятельности, в том числе:

· Патентную систему.

· Охрану авторских прав.

· Государственную регистрацию торговых.

В) искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:

· Создают барьеры для вхождения в отрасль новых фирм;

· Ограничивают доступ в источникам сырья и энергоносителям;

· Создают очень высокий уровень технологии;

· Применяют более крупный капитал, дающий большой эффект от роста масштабов производства;

· Организуют дорогостоящую рекламную кампанию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.