Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замещения




Эффект дохода

Эффект замещения. Эффект дохода.

Переход от кардинализма к ординализму.

Многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые товары могут потребляться только совместно (они называются «комплементарными»), другие, наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности и являются в той или иной степени взаимозаменяемыми (товары-«субституты»). Следовательно, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Так совершился переход от «кардиналистского» (т. е. количественного) подхода к полезности — к «ординалистскому» (т. е. порядковому).

Центральная идея ординалистского подхода может быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности.

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Рис. 1 Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу

 

 

 

Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.

Рис 2. Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому


Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке А. При снижении цены товара Х новая бюджетная линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.

Лекция 2: Кривые безразличия. Бюджетная линия потребителя.

Для моделирования потребительского выбора используются кри­вые безразличия. Кривая безразличия представляет собой множество точек, отража­ющих разный набор двух товаров, имеющих для потребителя совер­шенно одинаковую полезность. Она показывает, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя. Поэтому потребитель безразличен к выбору наборов.

Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Используем ме­тод научной абстракции и предположим, что он покупает только два товара: X и У. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количе­ства этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Например, набор А, включающий ХА товара X и У, товара У, име­ет такую же общую полезность, как и набор В, в который входят Хв това­ра X и YB товара Y и т. д. Отказ от определенного количества одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем коли­честве. Значит, для потребителя безразлично, какой набор этих това­ров покупать. Поэтому кривую безразличия называют по-другому лини­ей равной полезности.

Если эти комбинации товаров мы покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U, (рис. 1).

 

 

Р и с. 1. Кривые безразличия

 

Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноцен­ны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривые безразличия, лежащие выше и правее данной кривой (I/.,), показывают более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, на­бор С содержит такое же количество товара X, что и набор В, но боль­шее количество товара У. Следовательно, набор С более предпочтителен, чем набор В.

Все наборы на кривой безразличия (У, равноценны. То же относится к наборам на кривых U2, U3 и т. д. Поскольку кривая U2 находится правее кривой Uv то любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия Uu, а соответственно, любой набор, лежащий на кривой U3, предпочтительнее набора товаров X и У на кривой U3.

Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако все они имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются. Совокупность всех кривых безраз­личия, каждая из которых отражает различный уровень полезности, об­разует карту безразличия.

С помощью бюджетной линии можно увидеть, какой набор товаров может купить потребитель, исходя из имеющегося у него количества денег.

Формально бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

I = Px х X + Py х Y,

где I – доход,

Px, Py – цены товаров.

График бюджетной линии представлен на рисунке 2. Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят дороже и по­этому недоступны для него. Все наборы товаров, расположенные ниже и левее бюджетной линии, не являются оптимальными, так как имеется неизрасходованный доход. Таким образом, бюджетная линия ограни­чивает сверху множество доступных для потребителя.

 


 

Р и с. 2. Бюджетная линия

Для определения равновесия (оптимума) потребителя перенесем бюджетную линию на карту безразличия (рис. 3).

 

 

Р и с. 3. Карта безразличия

 

Изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график ком­бинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствую­щего старому и новому равновесию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.