Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала предложения




Цена 1 кг яблок, руб. Продавцы готовы продать, т
   
   
   
   
   
   

 

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы гото­вы предложить по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают вза­имосвязь цены и предложения. Эту зависимость характеризует закон предложения.

Закон предложения гласит: чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предла­гать его на рынке.

Таким образом, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Такая зависимость отражается в восходящей траектории графика предложения (рис. 5).

Как и функция спроса, функция предложения может быть пред­ставлена графически. Для построения графика предложения S на оси абсцисс откладываются точки, характе­ризующие объем предложения, а на оси ординат – цены предложения.

2 4 6 9

Вывод: при прочих равных условиях вели­чина предложения зависит от цены товара и эта зависимость прямо пропорциональная.

Лекция 2: Концепция равновесия рынка. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности изменения спроса на товар к изменению его цены. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент.

Математически эластичность спроса может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности (Еd):

Еd = процентное изменение спроса

процентное изменение цены

или

Еd = ∆Q/Q х 100% = ∆Q/Q,

∆P/P х 100% ∆P/P

Еd = ∆Q х P

∆P х Q,

где Еd – эластичность спроса по цене;

∆P/P – относительное (процентное) изменение цены;

∆Q/Q – относительное (процентное) изменение спроса.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменя­ется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае Еd = -2%/1%= І-2І =2.

Величина эластичности спроса по доходу всегда отрицательное чис­ло, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластич­ности, то во избежание путаницы в экономическом анализе знак «ми­нус» опускается, т. е. берется абсолютное значение показателя.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потреб­ность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на хлеб, соль, сахар, спрос на эти товары меняется незначительно.

Приведем варианты эластичности спроса.

1. Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция), т. е. Еd > 1. Обычно эластичный спрос имеют предметы роскоши, например дорогие автомобили, одежда знамени­тых модельеров и т. п. В случае роста цен на эти товары покупатели воз­держиваются от покупок или переключаются на другие аналогичные товары.

2. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое коли­чество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), т. е. Еd < 1. Обычно не­ эластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, сахар), на медикаменты, другие предметы первой необходимос­ти.

3. Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое коли­чество товара вырастает на 1% при снижении цены также на 1%.

4. Абсолютно эластичный спрос имеет место, когда при неизмен­ной цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей. В этом случае Еd = ∞. Это бывает на конкурентном рынке в условиях инфля­ции: при ничтожно малом снижении цен или при ожидании их повыше­ния потребитель старается потратить свои деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага.

5. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, если любое изме­нение цены не влечет за софой никакого изменения количества требу­емой продукции, т. е. Еd = 0. Такое возможно, например, при реализа­ции жизненно необходимых для определенной группы больных лекарств (инсулина для диабетиков).

Конфигурация кривых спроса с разной эластичностью представ­лена на рисунке 18.

Рассчитывая коэффициент Еd, следует решить еще одну пробле­му: какой из двух уровней цены и количества (начальный или конечный) использовать в качестве точки отсчета. Дело в том, что математические выражения показателя эластичности в этих случаях будут разными.

Во избежание неопределенности в расчетах обычно используют для анализируемого интервала средние значения цены и количества продукции, т. е. полусумму начального и конечного значений показате­лей. Эту формулу называют формулой средней точки:

Еd = (Q1 – Q0) х 100%: (P1 - P0) х 100% = ∆ Q х (Q1 + Q0)

(Q1 + Q0) (P1+ P0) ∆P х (P1+ P0)

 

где ∆ – изменение;

P0, P1 – соответственно начальная и конечная цена товара;

Q0, Q1 – соответственно начальное и конечное количество продукции.

Эластичность спроса является чрезвычайно важным показателем для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния измене­ния цен на полученную ими выручку. Когда эластичность спроса на ка­кой-либо товар больше 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и общую выручку. Когда эластичность спроса мень­ше 1, то небольшое снижение цены сокращает стоимость продаж дан­ного товара и снижает общую выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе, так как в этом случае возрастет стоимость продаж.

 

 

 
 


P

 

Еd > 1

 

Еd =0

 

Еd<1

 

Р и с. 1. Виды эластичного спроса

 

А при эластичном спросе нет смысла повышать цену, так как снизится объем продаж (табл. 1).

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.