Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала спроса




Закон спроса, факторы влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения

Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложе­ние и предъявляет спрос. Начнем с анализа спроса.

Желания индивида в условиях рыночной экономики трансформи­руются в понятие спроса. Спрос – это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

На спрос воздействует рыночных факторов: цены на запраши­ваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых то­варов. Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребите­лей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следую­щим образом:

 

Qd = f(P, I, T, Ps, N, Рс, Es),

 

где Qd – объем спроса,

P – цена товара,

I – доход потребителей,

T – вкусы и предпочтения потребителей,

Ps – цена взаимозаменяемых товаров,

Рс – цена взаимодополняемых товаров,

N – количество покупателей данного товара,

Es – ожидание потребителей.

Таким образом, величина спроса является функцией ряда пере­менных. Прежде всего, она зависит от цены. Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество това­ра.

Предположим, что все факторы, кроме первого (цены данного то­вара), неизменны. Тогда величина спроса будет зависеть только от це­ны Р:

Qd = f(P).

 

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

Таблица 1

Цена яблок, руб./кг Продано, т
   
   
   
   
   
   

 

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спроса.

Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 3). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на мес­тном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки (Р). По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъяв­лен спрос (Q). Кривая (D) на графике показывает, что при повышении цены платежеспо­собная потребность людей сокращается и величина спроса падает, и наоборот, когда цена снижается, величина спроса на продукты увели­чивается.

Конфигурация кривой спроса – ее ниспадающий вид (отрицатель­ный наклон к оси абсцисс) – может быть объяснена с помощью двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход по­требителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, если цена яблок снизилась с 20 руб. до 10 руб., то покупатель на свой посто­янный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг яблок. А если он больше не желает покупать этот товар, то «высвобожденные» деньги он может направить на покупку дополнительного количества другого товара.

 

Р, руб

20

 

 

2 4 6 9 15 25 Q, т

Р и с. 3. Кривая спроса

 

Понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволи­ло расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекту дохо­да.

Величина спроса может изменяться, если изменяется только цена данного товара, а все другие факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными, т. е. действует принцип «при прочих равных условиях». Графически изменение величины спроса изображается движением по кривой спроса от одной точки к другой. Если происходит изменение хотя бы одного из факторов, содержащихся в функции спроса, кроме того такая ситуация изображается смещением кривой спроса влево вверх или вправо вниз. Рассмотрим графики на рисунке 17.

Например, рост дохода потребителя приведет к тому, что при од­ной и той же цене Р0 он сможет купить больше товара, что приведет к перемещению точки А0 точку А0, а значит, увеличению количества по­купок с Q0 до О1. Аналогичным образом кривая сброса сдвинется впра­во из положения О в О2 при увеличении числа покупателей на рынке. То же произойдет при изменении вкусов и предпочтений (например, летом количество купленного мороженого при неизменной цене уве­личивается). Очевидно, что при изменении значений переменных в противоположном направлении кривая спроса сдвинется влево из по­ложения D0 в D2.

 

P А2 А0 А1

 

D1

 

D0

D2

Q

Р и с. 4. Изменение спроса

Однако важно установить также масштабы изменения объемов спро­са и предложения при изменении цены данного товара. Поэтому сей­час мы выясним, почему кривые D и S изменяются определенным об­разом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нам предстоит рассмотреть новую категорию – эластичность.

 

Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:

Qs = f(P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),

где P – цена товара,

Ps, Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров,

Pres – цены ресурсов и факторов производства,

K – уровень технологии,

T – налоги, субсидии,

N – количество продавцов данного товара,

Ep – ожидание продавцов.

Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, независящими от производителя продукции и носят объективный характер.

Главным фактором, влияющим на величину предложения товара, является цена, поскольку все продавцы стремятся продать свой товар по максимально возможной цене, чтобы получить высокую прибыль.

 

На этом основании можно определить характер функции предложения от цены. Она имеет следующий вид:

Qs = f(P),

где Qs – величина предложения;

Р – цена товара.

Как и функция спроса, функция цены может быть представлена с помощью шкалы предложения (табл. 2). Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количе­ство предлагаемых для продажи яблок будет возрастать.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.