Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие




План

Тема 3.2. Теория потребительского поведения.

Лекция 1: Суверенитет потребителя. Теория предельной полезности.

1. Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие.

2. Переход от кардинализма к ординализму.

3. Эффект замещения. Эффект дохода.

 

Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность – это степень удовлетворения потребностей индиви­дов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Для удобства оценки степени удовлетворения полезности введе­на условная единица измерения, которую назвали «ютиль». Она позволяет установить зависимость между количеством потребляемых единиц блага и добавочной (дополнительной) полезно­стью, извлекаемой из каждой последующей потребляемой единицы.

Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Со­вокупная полезность представляет собой общую полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага и возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность – добавочная полезность, прибавляе­мая каждой последней потребленной единицей блага. Когда получено определенное количе­ство предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение.

Итак, функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

 

U =f (Qi),

где U – полезность блага;

Qi – последовательные количества блага.

Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональ­на объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребля­емого блага его предельная полезность сокращается.

Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Од­нако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочте­ния тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.

Потребитель старается так распределить свой бюд­жет, чтобы уравнять средневзвешенные предельные полезности при­ при­обретении товаров. При этом он достигает максимума благосостояния (или равновесия).

Уравнение равновесия потребителя, при котором он максимизирует полезность потребляемых благ, можно записать так:

 

 

где MU – предельная полезность отдельных товаров;

Р – цены товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.