Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс и его стадии 2 страница




Выборы, избирательная система – важнейший объ­ект правового регулирования. Пожалуй, ни одни дру­гие общественные отношения не регламентируются так подробно, как отношения, возникающие в ходе их подготовки и проведения. Поэтому совокупность пра­вовых норм, регулирующих данные общественные от­ношения, выделяются в самостоятельный институт, который именуется избирательным правом и является одним из важнейших институтов отрасли конституци­онного права. Это избирательное право в объективном смысле. Его не следует смешивать с избирательным правом в субъективном смысле, под которым понима­ются конкретные избирательные права граждан.

Нормы избирательного права опосредствуют отно­шения, возникающие в момент назначения дня выбо­ров и продолжающиеся до момента регистрации из­бранных депутатов и должностных лиц, устанавлива­ют принципы избирательной системы, по правилам которой будут проводиться выборы, и порядок их реализации. Принципы, составляющие основы выборов, закрепляются в конституционном порядке. Так, ст. 81 Конституции РФ гласит, что выборы являются всеоб­щими, равными, прямыми, проводятся при тайном голосовании.

Источниками избирательного права служат также законы о выборах, например, Конституция РФ гласит, что депутаты Государственной Думы и Президент Российской Федерации избираются на основе соответству­ющих законов. Законы служат и формой регламентации избирательного процесса по формированию представи­тельных органов субъектов Федерации и органов мес­тного самоуправления.

Все источники избирательного права различаются по субъектам, их принимающим. Это акты федерального значения (о выборах в палаты Федерального Собрания, Президента) и акты субъектов Федерации (о выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, президентов и глав испол­нительной власти).

Вместе с тем избирательное законодательство очень нестабильно. Фактически к каждым выборам издаются новые нормативные акты, что мешает формированию демократических традиций при проведении выборов и заставляет участников избирательного процесса каждый раз заново приспосабливаться к устанавливаемым правилам, объективно обусловливает несовершенство нормативной базы. Так, положения о выборах в Госу­дарственную Думу содержат ряд правил, которые не подлежат однозначному толкова­нию, а некоторые отношения оказались в них вообще не затронутыми. Поэтому в ходе избирательной кам­пании Центральная избирательная комиссия вынужде­на была издавать инструкции, разъясняющие порядок применения тех или иных правил. Юридическая природа этих разъяснений нуждается в специальном изучении, однако бесспорно, что они также являются источниками избирательного права. Чтобы ликвидировать указанные недостатки, нужно все нормы избирательного права объединить соответственно в один документ федераль­ного уровня и аналогичный документ на уровне субъ­екта Федерации.

Рассмотрим тетерь само содержание избирательного права, т. е. право граждан избирать и быть избранными.

Право избирать и быть избранными – конституци­онное право граждан Российской Федерации. Это одно из важнейших прав политического участия граждан в делах государства и общества, которое наряду со свободой слова, собраний, объединений и печати отно­сится к основным составляющим демократии.

Избирательные права гражданина – это его права на участие в формировании представительных органов и избрании должностных лиц. При этом гражданин обладает и активным избирательным правом (правом избирать), и пассивным (правом быть избранным).

Данные права известны в мире давно, вопрос заклю­чается лишь в том, на каких принципах они базируют­ся и как гарантируются. В современном мире выборы признаются демократическими, если они основываются на принципах всеобщего, равного избирательного права, являются прямыми при тайном голосовании. В россий­ском законодательстве каждый из этих принципов имеет свою историю. Но можно утверждать, что относительно полно их содержание стало реализоваться с выборов народных депутатов в 1990 г., когда избира­тели получили возможность не только избирать, но и выбирать своих депутатов.

Рассмотрим подробнее каждый из названных прин­ципов, которые в нашем законодательстве обозначены как основные принципы выборов.

1. Всеобщее избирательное право (всеобщность вы­боров, избирательное право является всеобщим). Этот принцип означает, что все граждане имеют право избирать и быть избранными независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, про­фессии, образования, политических убеждений, религии. Приведенная общая формула в законодательстве конкретизируется рядом условий, наличие которых и дает основание каждому конкретному лицу обладать в Полном объеме избирательными правами.

Наличие российского гражданства. Только граждане Российской Федерации вправе избирать и быть избран­ными. Именно такое требование содержится в ст. 3 За­кона об основных гарантиях избирательных прав граж­дан Российской Федерации. Сложнее обстоит дело с лицами, имеющими двойное гражданство, в отношении которых в законодательстве о выборах никаких норм не содержится. Обладают ли лица с двойным граждан­ством избирательными правами в каждом из госу­дарств, гражданство которых они имеют, или только по месту постоянного проживания? Вопрос носит прин­ципиальный характер, ибо речь идет о формировании представительных органов государственной власти, а кроме того, об участии в референдумах. Представля­ется, что такие лица могут иметь избирательные права только по месту постоянного жительства.

Достижение определенного возраста. По российско­му законодательству активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет. При реализации пассивного избира­тельного права эта цифра возрастает: для избрания Президентом РФ – не менее 35 лет, депутатом Госу­дарственной Думы – не менее 21 года, главой испол­нительной власти (президентом) субъекта РФ – не менее 30 лет.

Обладание гражданскими правами, состояние здоровья. Не обладают избирательными правами (актив­ным и пассивным) граждане, «признанные судом неде­еспособными». Ранее действовавшее законодательство использовало формулу «лица, страдающие психиче­ской болезнью и признанные судом по этой причине недееспособными». Однако обе эти формулировки фактически ничтожны, так как нигде не определен порядок их реализации. Вопрос требует более деталь­ного регулирования, особенно при реализации права быть избранным. Кандидат в депутаты или на выбор­ную должность должен обладать гражданскими правами (быть дееспособным) и быть психически здоровым. Однако при выдвижении кандидатов и их регистрации предъявление на этот счет каких-либо документов законом не предусмотрено.

Сюда же относится невозможность участия в выбо­рах лиц, находящихся по вступившему в силу приго­вору суда в местах лишения свободы.

Постоянное место жительства. Это условие не всегда абсолютно. Его учет зависит от того, в какой государственный орган и по принципам какой избира­тельной системы проводятся выборы. Здесь необходи­мо различать два понятия: место пребывания и место жительства.

Место пребывания – гостиница, санаторий, дом от­дыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помеще­ние, в котором гражданин проживает временно. Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, го­стиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору най­ма, аренды либо на других основаниях. Все граждане, имеющие постоянное место жительства, должны быть включены в основные списки избирателей, а находящи­еся в месте пребывания могут быть включены в до­полнительные.

Включение в дополнительные списки по месту пребывания осуществляется при выборах Президента Российской Федерации, а также при выборах в Госу­дарственную Думу по пропорциональной системе, когда вся территория Российской Федерации представляет собой единый общефедеральный избирательный округ. Так, при выборах в Государственную Думу в 1993 г. в дополнительные списки по месту пребывания вклю­чались граждане, находящиеся в командировках, боль­ницах, лечебно-трудовых профилакториях, в санатори­ях, пансионатах.

В законодательстве о выборах в представительные органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления специально огова­ривается, что в выборах принимают участие только граждане, постоянно проживающие в пределах ре­спублики, края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Нахождение гражданина в день выборов вне посто­янного места жительства не означает лишения его возможности принять участие в голосовании. В соот­ветствии с законодательством о выборах гражданин, выбывающий в другую местность, вправе проголосо­вать досрочно: за 15 дней до выборов – в окружной избирательной комиссии и за 3 дня – в участковой.

Рассмотренные требования не противоречат прин­ципу всеобщего избирательного права, так как направ­лены не на ограничение демократии, а на достижение наиболее объективных результатов при проведении выборов.

2. Равное избирательное право. Это один из самых важных принципов, в соответствии с которым все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет один голос. Данное поло­жение означает, что голоса всех участников выборов имеют одинаковый вес, никакие голоса не имеют преимуществ.

3. Прямые выборы. Избиратели при прямых выборах сами, непосредственно избирают своих представите­лей. Между ними и депутатами нет каких-либо по­средников, промежуточной инстанции. Этим качеством прямые выборы отличаются от выборов непрямых – многостепенных, косвенных.

В России многостепенные выборы существовали до 1936 г., когда население избирало депутатов только в нижестоящие Советы, а последние избирали делега­тов в вышестоящий Совет (на съезд Советов).

4. Тайное голосование. Выборы проводятся тайно или открыто. До 1986 г. выборы в Российской Федера­ции проводились открытым голосованием, а после – тайным. Функция тайного голосования заключается в том, чтобы обеспечить независимость волеизъявле­ния избирателей, аннулировать любое внешнее на них влияние.

Организация выборов. Выборы представляют собой сложнейший политиче­ский процесс, который обеспечивается определенными организационными мероприятиями, именуемыми на практике обобщенным понятием «организация выборов». Перечень таких мероприятий содержится в планах, утверждаемых избирательными комиссиями, и в зако­нодательстве о выборах. Рассмотрим наиболее важные из них.

Образование избирательных округов. Избирательный округ – это единица выборов. Именно по избиратель­ным округам происходит выдвижение кандидатов, из­бираются депутаты. Образование избирательных окру­гов – одна из наиболее важных стадий избирательного процесса, его первое мероприятие. Схема избирательных округов после их утверждения публикуется в печати не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Избирательные округа могут быть одно- или много­мандатные. Зависит это во многом от того, какая избирательная система принята при проведении выбо­ров – мажоритарная, пропорциональная или обе они в сочетании.

При мажоритарной системе чаще всего используют­ся одномандатные округа, как, например, при выборах в Государственную Думу, но не исключается и обра­зование многомандатных округов. Так, выборы в Обла­стную думу Рязанской области в 2003 г. проходили по четырехмандатным избирательным округам.

Избирательные округа при мажоритарной системе образуются с выполнением ряда обязательных требо­ваний, которые в принципе одинаковы при выборах в представительные органы государ­ственной власти всех субъектов Федерации. Эти требования таковы: избирательные округа в совокупности должны охватывать всю территорию Российской Федерации или территорию её субъекта; при выборах в Государ­ственную Думу на территории каждого субъекта Фе­дерации образуется не менее одного избирательного округа; округа должны быть равны по числу избира­телей в пределах одного субъекта Федерации (допу­скаемое отклонение не больше 10%; территориально избирательные округа должны быть едины[273].

Распределение избирательных округов на террито­рии Российской Федерации осуществляется по специ­альной методике, утверждаемой Центральной избира­тельной комиссией. По решению Центральной избирательной комиссии в состав отдельных избирательных округов могут быть дополнительно включены избирательные участки, об­разуемые для граждан Российской Федерации с посто­янным местом жительства за пределами России.

Если выборы проходят по принципам пропорцио­нальной избирательной системы, вся территория Рос­сийской Федерации или территория её субъекта явля­ется одним избирательным округом.

Образование избирательных участков. Избиратель­ные участки представляют собой единицу голосования, и основная их функция заключается в том, чтобы его обеспечить.

Избирательные участки образуются главами адми­нистраций районов и городов из расчета 1 участок – до 3000 избирателей. В исключительных случаях допу­скается создание избирательных участков с меньшим числом избирателей (в районах Крайнего Севера, гор­ных и иных малонаселенных местностях). При этом учитываются границы районов, городов, районов в го­родах. Участки не могут захватывать территорию раз­ных избирательных округов. Для граждан, находящих­ся за пределами Российской Федерации, они образуют­ся при посольствах, генеральных консульствах, кон­сульствах и других учреждениях РФ на территории страны проживания.

Схема избирательных участков публикуется в пе­чати или доводится до сведения избирателей иными способами не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Составление списков избирателей. Это исключитель­но важная стадия избирательного процесса, ибо списки выступают одним из средств обеспечения всеобщего избирательного права. Их функция заключается также в том, чтобы наиболее полно и точно учесть число избирателей и предотвратить голосование кого-либо более чем на одном избирательном участке, т. е. спи­ски призваны практически обеспечить равные права избирателей. Составляет списки избирателей участко­вая избирательная комиссия на основании сведений, представляемых администрацией района, города.

Списки избирателей (как уже отмечалось) подразде­ляются на основные и дополнительные. В основные списки включаются все граждане Российской Федера­ции, имеющие избирательные права и проживающие постоянно на данном избирательном участке. Каждый гражданин может быть включен в список только на одном избирательном участке.

Списки избирателей-военнослужащих, а также чле­нов их семей, проживающих в расположении части, составляются на основании сведений, предоставляе­мых командиром части. Военнослужащие, проживаю­щие вне военных частей, включаются в списки избира­телей по месту жительства на общих основаниях. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, яв­ляющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие постоянной прописки по месту обучения, включаются в списки избирателей по месту нахожде­ния общежитий.

Списки избирателей подписывают председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Их окончательное уточнение должно быть завершено не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Избиратели, пропущенные в списке, а также посто­янно поселившиеся на территории избирательного уча­стка после их уточнения и до дня выборов, включают­ся участковой комиссией в дополнительный список. Если выборы проводятся по пропорциональной системе и вся территория Российской Федерации или её субъ­екта представляет один избирательный округ, в допол­нительный список включаются также лица, находящи­еся в командировке, на излечении в больнице, лечеб­но-трудовом профилактории, на отдыхе и т. п.

Подготовка избирательных бюллетеней. Их форма утверждается Центральной (территориальной) избира­тельной комиссией. Текст избирательного бюллетеня по мажоритарным округам утверждается окружными избирательными комиссиями, а при пропорциональной системе по единому по всей стране округу – Цент­ральной избирательной комиссией.

Избирательный бюллетень для голосования по про­порциональной системе содержит в алфавитном поряд­ке названия избирательных объединений (политиче­ских партий, избирательных блоков). Под каждым названием печатаются фамилии, имена, отчества пер­вых трех кандидатов из выдвинутого объединением общефедерального списка и трех кандидатов из реги­онального списка соответствующего субъекта Федера­ции.

Для голосования по мажоритарным округам в изби­рательный бюллетень включаются все кандидаты в ал­фавитном порядке.

Избирательные бюллетени должны быть изготовлены не позднее чем за 15 дней до выборов; за 3 дня до выборов они выдаются участковым избирательным комиссиям.

Органы руководства выборами. Согласно закону руководство выборами осуществля­ют избирательные комиссии. Основная их функция за­ключается в том, чтобы обеспечить подготовку и проведение выборов в соответствии с законодательством. По своим назначению, статусу, функциям избирательные комиссии подразделяются на несколько видов: Цент­ральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Федерации; ок­ружные, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии[274].

Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий в пределах Россий­ской Федерации по выборам Президента и депутатов Государственной Думы Собрания РФ и координирует их деятельность при выборах в представительные органы государствен­ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Подобные же функции при выборах в представи­тельные органы государственной власти субъектов Федерации выполняют избирательные комиссии субъ­ектов (центральные республиканские, областные, кра­евые, городов федерального значения, автономной об­ласти и автономных, округов), а при выборах в органы местного самоуправления – избирательные комиссии самоуправляющихся единиц.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов: 5 из них назначаются Государственной Ду­мой, 5 – Советом Федерации и 5 – Президентом РФ. Срок её полномочий равен четырем годам и работает она ни постоянной основе.

К ведению Центральной избирательной комиссии относятся: контроль за соблюдением законодательства при проведении выборов; формирование окружных избирательных комиссий, образование избирательных округов; распределение средств на финансирование выборов; установление формы избирательных бюлле­теней и образцов Других документов; регистрация избранных депутатов и т. д.

Центральная и избирательные комиссии субъек­тов РФ вправе давать разъяснения избирательного за­конодательства, высказывать рекомендации по тем или иным вопросам подготовки и проведения выбо­ров. Они осуществляют контроль за соблюдением из­бирательных прав граждан, организуют общегосудар­ственную систему регистрации избирателей, оказывают методическую и иную помощь избирательным комиссиям.

Важнейшее полномочие Центральной и избиратель­ных комиссий субъектов Федерации – руководство подготовкой и проведением выборов на всем протяже­нии избирательной кампании. Различаются они в основном территориальными пределами действия, ибо каждая из комиссий руководит выборами в соответст­вующий представительный орган. Особенностью же избирательных комиссий, которые руководят выбора­ми в представительные органы местного самоуправле­ния, служит то, что они одновременно выполняют функции и территориальных, и окружных избиратель­ных комиссий[275].

Окружные избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов в конкретных избира­тельных округах. В настоящие время они образуются только при выборах в представительные органы го­сударственной власти субъектов Федерации, – проводи­мых по мажоритарной системе, и наделяются исклю­чительно важными полномочиями.

Создаются окружные избирательные комиссии Центральной и избирательными комиссиями субъектов Федерации, которые и утверждают их состав. К веде­нию окружных избирательных комиссий относятся: контроль за соблюдением законодательства о выборах; нумерация избирательных участков, наблюдение за составлением списков избирателей; регистрация кан­дидатов в депутаты; утверждение текста избиратель­ного бюллетеня; установление и публикация результа­тов выборов; признание выборов по округу недействи­тельными или несостоявшимися; рассмотрение жалоб и заявлений и др. [276]

Районные и городские избирательные комиссии ко­ординируют деятельность участковых комиссий и осу­ществляют подсчет голосов по району, городу.

Участковые избирательные комиссии образуются окружными избирательными комиссиями по предло­жению глав администраций городов и районов. Их основная функция заключается в обеспечении голосо­вания избирателей и подсчете голосов на избиратель­ных участках. Это органы, непосредственно организу­ющие голосование избирателей.

К основным полномочиям участковых избиратель­ных комиссий относятся: составление списков избира­телей и ознакомление с ними граждан; оповещение избирателей о дне выборов и месте голосования; под­готовка помещений для голосования; его организация; подсчет голосов по участку; рассмотрение жалоб и, заявлений избирателей и др. Протоколы участковых комиссий направляются в городские и районные изби­рательные комиссии, где подводятся итоги голосования по городу, району.

Кроме постоянных членов, обладающих решающим голосом, в комиссии могут входить члены с совеща­тельным голосом. Обычно их назначают избирательные объединения, зарегистрировавшие свой список канди­датов, а также кандидаты, баллотирующиеся по мажо­ритарным избирательным округам. Кроме того, в день голосования каждый из этих субъектов вправе напра­вить в участковые избирательные комиссии до 5 наблюдателей, которые присутствуют на участке вплоть до окончания подсчета голосов.

Основная форма деятельности избирательных ко­миссий – заседания. Заседание правомочно при нали­чии большинства членов комиссии с решающим голо­сом, а так же если на нем присутствует председатель или его заместитель. Заседания проводятся и созыва­ются председателем комиссии, его заместителем или по требованию не менее одной трети членов комиссии. Решения о регистрации кандидатов, отмене регистра­ции, об итогах голосования или результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися считаются при­нятыми, если за них проголосовало более половины установленного числа членов комиссии с решающим голосом. Решения по другим вопросам принимаются большинством членов комиссии срешающим голосом, присутствующих на заседании.

Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации, а решения других комис­сий – в вышестоящую избирательную комиссию и в суд. В последнем случае предварительное обра­щение в вышестоящую избирательную комиссию обя­зательно.

Выдвижение кандидатов в депутаты. Выдвижение кандидатов в депутаты – ответствен­ная стадия избирательного процесса, так как прежде чем выбирать, необходимо определиться, из кого выбирать. Эту функцию и призвано выполнить выдвижение кандидатов в депутаты.

Правом выдвижения кандидатов в депутаты в соот­ветствии со ст. 17 Закона об основных гарантиях изби­рательных прав граждан Российской Федерации обла­дают избирательные объединения и избиратели. Ана­логичное правило фиксирует и законодательство субъ­ектов Федерации[277].

К избирательным объединениям на федеральном уровне относятся общефедеральные политические пар­тии и общефедеральные политические движения, уста­вы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, а также блоки общефедераль­ных партий и общефедеральных политических движе­ний, создаваемые на период выборов. Такие блоки могут включать в себя: две и более общефедеральные поли­тические партии; два и более общефедеральных полити­ческих движения; общефедеральную политическую пар­тию и общефедеральное политическое движение; об­щефедеральные политические партии, общефедераль­ные политические движения и другие общефедеральные общественные организации, уставы которых зарегист­рированы в Министерстве юстиции Российской Феде­рации и содержат положения об участии в выборах этих организаций[278].

Решение о создании избирательного блока принима­ется и оформляется полномочными органами входящих в него субъектов. Число объединений в блоке не огра­ничивается, однако любая партия или движение может входить только в один избирательный блок, а вступив в таковой уже не может считаться самостоятельным избирательным объединением.

В субъектах Федерации в число избирательных объ­единений входят: республиканские, краевые, областные, городов федерального значения, окружные отделения общефедеральных политических партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской федерации; республиканские, областные и соответст­вующие им политические партии и движения, иные общественные объединения, уставы которых предус­матривают их участие в выборах и зарегистрированы в органах юстиции субъекта Федерации.

Выдвижение кандидата непосредственно избирате­лями проводится путем сбора подписей под его заяв­лением об этом. Могут выдвигать кандидатов в депу­таты и группы избирателей. Законодатель не устанав­ливает численность подобных групп, а лишь отмечает, что инициаторы выдвижения должны уведомить об этом окружную избирательную комиссию. В положе­ниях ряда субъектов Федерации такая численность фиксируется. Например, при выборах в Рязанскую областную думу группа избирателей в городе должна быть не менее 50, а в сельской местности – не менее 30 человек.

Порядок выдвижения кандидатов зависит от того, по какой избирательной системе проводятся выборы – пропорциональной или мажоритарной. В частности, при пропорциональной системе (по которой была из­брана половина депутатов Государственной Думы) вы­двигать кандидатов в депутаты могут только избира­тельные объединения. В этом случае они выдвигают общефедеральные списки кандидатов в депутаты и представляют их в Центральную избирательную ко­миссию для регистрации (аналогичный порядок соблю­дается и в субъектах Федерации).

Каждое избирательное объединение после регист­рации получает в Центральной избирательной комис­сии (комиссии субъекта Федерации) копии своего списка, после чего начинает сбор подписей изби­рателей. Количество подписей определяется феде­ральными законами, законами или иными норматив­ными актами субъекта Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, должно составлять не менее 2% числа избирателей округа.

После сбора подписей общефедеральные (субъекта Федерации) списки кандидатов в депутаты, выдвину­тые избирательными объединениями, регистрируют­ся Центральной (субъекта Федерации) избирательной комиссией. На регистрацию представляются: общефе­деральный (субъекта Федерации) список кандидатов по установленной форме; подписные листы; заявле­ния кандидатов о согласии баллотироваться по данно­му списку; список доверенных лиц избирательного объединения. После регистрации списки кандидатов публикуются в печати, а избирательные объединения получают право на агитационную работу среди изби­рателей.

Выдвижение кандидатов по территориальным изби­рательным округам вправе осуществлять избиратель­ные объединения, группы избирателей, а также граж­дане индивидуально.

Избирательные объединения могут выдвинуть кан­дидата, уже включенного в общефедеральный (субъек­та Федерации) список, т. е. этот кандидат будет бал­лотироваться и по общефедеральному (субъекта Феде­рации), и по территориальному округу. Собирать под­писи избирателей в этом случае дополнительно не требуется. Если же избирательное объединение выдви­гает кандидата, не состоящего в общефедеральном (субъекта Федерации) списке, или если оно не имеет такого списка, то необходимо собрать подписи избира­телей в количестве, установленном федеральным зако­ном или законом субъекта Федерации, но не менее 2% избирателей округа. Инициаторы выдвижения канди­дата от группы избирателей или его самовыдвижения должны собрать подписи избирателей в том же коли­честве.

Для регистрации кандидата по территориальному одно- или многомандатному округу, выдвинутого из­бирательным объединением из числа кандидатов, включенных в общефедеральный (субъекта Федерации) список, в окружную избирательную комиссию пред­ставляются: выписка из протокола о регистрации об­щефедерального (субъекта Федерации) списка и копия учетной карточки, заверяемые Центральной (субъекта Федерации) избирательной комиссией, копия или вы­писка из решения избирательного объединения о выдвижении кандидата по данному округу, личное заяв­ление кандидата о согласии баллотироваться.

Для регистрации кандидата, выдвинутого избирате­лями, в окружную комиссию подаются подписные листы, заявление о выдвижении своей кандидатуры или решение собрания группы избирателей, заявление о согласии баллотироваться, список доверенных лиц. В документах отмечается или принадлежность кан­дидата к какому-либо избирательному объединению, или то, что он участвует в выборах как независимый кандидат. Эти сведения заносятся потом в избиратель­ный бюллетень.

Депутаты Государственной Думы не могут нахо­диться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподаватель­ской, научной, творческой. Поэтому кандидаты обяза­ны перед регистрацией указать, что в случае избрания в 3-дневный срок сложат с себя обязанности, несовме­стимые со статусом депутата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.