КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И её субъектами. 1 страница
Разграничение полномочий между Российской Федерацией Правовой статус субъекта Российской Федерации Конституционный статус Российской Федерации
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия представляет собой суверенное, демократическое федеративное государство. её статус регулируется также ст. 65–79 Конституции и Федеративным договором. Названные учредительные документы однозначно закрепляют государственность Российской Федерации, наделяя её как государство необходимыми государственно-правовыми признаками. 1. Российская Федерация имеет свою Конституцию, учреждающую её основные государственные институты и действующую на всей её территории. Она вправе принимать и изменять свою Конституцию, осуществлять контроль за её соблюдением и обеспечивать защиту конституционного строя. Конституция – атрибут исключительно государства, иные объединения таковой не имеют и не пользуются правом её принятия. 2. Российская Федерация обладает своей территорией. её образуют территории республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции). Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4 Конституции). Эта территория очерчивается российской государственной границей, режим которой устанавливается РФ самостоятельно. 3. Как государство Россия обладает суверенитетом (ст. 1, 4 Конституции). Она самостоятельно осуществляет государственную власть на всей своей территории и реализует полномочия, отнесенные Конституцией к её ведению. При этом наиболее важные вопросы относятся исключительно к компетенции России. 4. Государственность России характеризуется наличием российского гражданства. Российская Федерация устанавливает свое гражданство, регулирует порядок его признания, приобретения и утраты, обеспечивает защиту своих граждан независимо от места их проживания. 5. Российская Федерация располагает системой высших органов государственной власти, состоящей из законодательных, исполнительных и судебных органов. К их числу Конституция относит Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и судебные органы. 6. Россия – субъект международных отношений. Она вправе вступать в союзы с другими государствами, заключать договоры и соглашения, осуществлять внешнеполитическую деятельность, участвовать в деятельности международных организаций. 7. Российская Федерация имеет Вооруженные Силы для защиты своего суверенитета. 8. У Российской Федерации есть свои символы государственности – Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и столица. Иначе говоря, Российской Федерации присущи все признаки самостоятельного государства. Обладая названными признаками, она одновременно выступает как федерация, федеративное государство. Этот её статус также закрепляется Конституцией и Федеративным договором, его подтверждают и конституции республик, уставы других субъектов РФ, где говорится, что они входят в Российскую Федерацию в качестве её субъектов[207]. О федеративной природе России свидетельствуют следующие признаки. 1. Федеративный характер государства, его структуры, организации государственной власти закреплен конституционно (ст. 1, 65 и др.). 2. Единую территорию Российской Федерации составляют территории её субъектов (ст. 67 Конституции). 3. У России есть федеральная Конституция и система законодательства, наряду с которыми действуют конституции или акты конституционного значения (уставы) и системы законодательства её субъектов (ст. 66 Конституции. 4. В России существуют одновременно органы государственной власти Федерации и органы государственной власти её субъектов. 5. Парламент России – двухпалатное Федеральное Собрание, одна из палат которого (Совет Федерации) формируется на основе представительства от всех субъектов. 6. Конституция РФ устанавливает и предметы ведения Федерации и её субъектов: федеральных органов государственной власти; Федерации и субъектов совместно; субъектов Федерации. 7. Наряду с российским гражданством (ст. 6 Конституции) существует гражданство республик, находящихся в её составе. Таким образом, во всяком случае с формально-юридической стороны, Российская Федерация по своему конституционному статусу: а) государство и б) государство федеративное. Это обусловливает устройство многих её институтов, в том числе системы государственной власти, а также компетенцию Федерации в целом и её органов в частности. С учетом указанного фактора должен рассматриваться и её суверенитет.
Суверенитет Российской Федерации. Под государственным суверенитетом понимается верховенство, независимость и самостоятельность государства как внутри страны, так и за её пределами. Суверенитет – это важнейшее качество государства, его юридическая и фактическая независимость от кого бы то ни было, его способность независимо ни от кого решать любые вопросы, связанные со своей жизнедеятельностью. Как научный феномен «суверенитет государства» вызывал острый интерес у исследователей с давних времен. Не утратил этот вопрос своей актуальности и сегодня. Дело в том, что до сих пор данная категория используется очень широко, а порой и без учета её научного содержания. Так, говорят о политическом, экономическом, духовном суверенитете, не думая, можно ли наделять этими качествами тех или иных субъектов. Порой непредсказуемо и содержание провозглашаемых суверенитетов, смешиваются понятия суверенитета и местного самоуправления, суверенитета и свободы личности[208]. В самом общем виде суверенитет государства – это его верховенство и независимость в установлении общего правопорядка в стране, правоспособности государственных органов и общественных объединений, должностных лиц и граждан, самостоятельность в проведении внешней политики. Содержание государственного суверенитета составляют суверенные права государства. В науке пока не выработано точного перечня названных прав, и потому к ним относят самые разные полномочия государства, часто причисляя к ним и те, которые относятся к компетенции государства. Суверенные права есть наиболее общие и важные права государства, конкретизируемые в его компетенции. Поэтому суверенитет суть такие свойства государства, которые указывают на его возможность самостоятельно и независимо устанавливать правопорядок в стране, проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Иначе говоря, суверенитет государства как бы распадается на внутригосударственный и межгосударственный. Межгосударственный суверенитет, достаточно ясен, теоретических споров не вызывает. Внутригосударственный суверенитет в унитарном государстве также прост. Данное государство – суверен без каких-либо исключений. Сложнее обстоит дело при рассмотрении вопроса о внутригосударственном суверенитете федеративного государства. По этому вопросу в отечественной и зарубежной науке существует несколько концепций: суверенитет разделяется между федерацией и её субъектами; суверенитет принадлежит только союзному государству, только федерации; суверенитетом обладают лишь субъекты федерации; суверенитет является общим для федерации и её субъектов. В зарубежных федерациях в настоящее время суверенна всегда сама федерация, в какой-то степени можно говорить об общем суверенитете федерации и её субъектов. В отечественной практике единый подход к проблеме так и не сложился, например, до 1977 г. в Конституции СССР закреплялось, что суверенитет союзных республик ограничен, а в 1977 г. был провозглашен суверенитет и СССР, и союзных республик. В РСФСР всегда суверенной считалась Федерация. Какая из названных концепций наиболее предпочтительна?[209] Здесь сразу нужно исключить концепцию о суверенитете только субъектов федерации, ибо в этом случае государства практически нет, такая федерация не может быть жизнеспособной. Концепция о принадлежности суверенитета только федерации достаточно жизненна, что подтверждает и мировая практика (США, ФРГ). Не упоминает о суверенитете субъектов и Конституция Российской Федерации, хотя ряд её субъектов (республик) в своих конституциях и провозглашают себя суверенными государствами. В ст. 4 Конституции РФ говорится, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию», которая включает в себя территорию всех без исключения субъектов Федерации (ст. 67 Конституции), воздушное пространство над ними, внутреннее море, территориальное море. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне. Таким образом, Конституция очень четко устанавливает пределы осуществления Россией своего суверенитета. Россия является федеративным государством, а потому её суверенные права необходимо рассматривать с двух сторон: как государства и как федерации. Как государство Российскую Федерацию характеризуют следующие права: 1) одно из важнейших прав – право учредительной власти, оно означает право России учреждать себя как госуударство, принимать Конституцию, определять в устройство государства, форму осуществления государственной власти; 2) Российская Федерация устанавливает общий правопорядок в стране, круг прав и обязанностей граждан, правосубъектность государственных органов и должностных лиц путем принятия федеральных Конституции и законов; 3) Россия осуществляет территориальное верховенство ъ пределах государственной границы, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, утверждает изменения границ между своими субъектами; 4) Российская Федерация вправе самостоятельно и независимо осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта в международных отношениях, участвовать в работе международных организаций, заключать договоры и соглашения с иностранными государствами; 5) Российская Федерация обеспечивает свою безопасность и территориальную целостность, создавая для этого собственные Вооруженные Силы и другие необходимые органы безопасности; 6) она учреждает свои государственные символы (флаг, герб, гимн), определяет местонахождение столицы государства. Как суверенное государство Российская Федерация обладает рядом суверенных прав, обусловленных её федеративным устройством: 1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов, предполагающее точное и неуклонное их использование, соблюдение и применение. Все нормативные акты, принимаемые субъектами РФ по вопросам совместного ведения, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Законодательство Российской Федерации по предметам её исключительного ведения не может быть отменено или изменено субъектами Федерации; 2) Российская Федерация в соответствии со ст. 71 Конституции наделена кругом полномочий, которые она осуществляет как единое государство. Решения, принимаемые по этим вопросам, обязательны для её субъектов. Она также вправе устанавливать общие принципы реализации данных полномочий; 3) Российская Федерация утверждает образование новых субъектов Федерации и изменения их границ; 4) Россия издает законодательство о гражданстве, определяет условия его приобретения и прекращения. Конституции ряда субъектов Федерации также установили свое гражданство, но оно не исключает нахождения граждан данных республик в гражданстве РФ. Перечень важнейших суверенных прав Российской Федерации не является исчерпывающим. Здесь необходимо иметь в виду, что их объем, каким бы он ни был, должен быть достаточным для реальной защиты интересов всего многонационального народа России[210]. Таким образом, в соответствии с Конституцией Российская Федерация является суверенным государством, что обеспечивает ей возможность свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, независимость во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость её решений во внутренних делах. Суверенитет Российской Федерации конкретизируется в её компетенции. Компетенция Российской Федерации. Компетенция Российской Федерации – это её полномочия по решению вопросов, отнесенных Конституцией к её ведению. Она вытекает из суверенитета РФ подтверждая её характеристику как суверенного государства. При помощи компетенции разделяются сферы деятельности между Федерацией и её субъектами, между Центром и составными частями государства. В разных федеративных государствах существуют различные способы закрепления компетенции и её разделения. В одних случаях формулируется перечень полномочий федерации, а все, что остается за его пределами, отдается её субъектам; в других – закрепляются полномочия федерации, её субъектов, а также их совместные сферы деятельности (так называемая конкурирующая компетенция). В России компетенция Федерации и её субъектов установлена в ст. 71, 72 и 73 Конституции, где определены два вида, полномочий: предметы ведения, сферы деятельности, где полномочия по решению всех вопросов принадлежат исключительно государственным органам Российской Федерации; предметы ведения, сферы деятельности, где подобные полномочия принадлежат и государственным органам Федерации, и государственным органам её субъектов. Заметим, что Конституция не фиксирует конкретных прав, конкретных полномочий, она лишь называет предметы ведения, сферы деятельности (оборона, ядерная энергетика, здравоохранение и др.). Конкретизируются данные полномочия при определении компетенции различных органов государственной власти. Еще один принцип разделения компетенции заключается в том, что органы федерации и её субъектов могут по договору передавать отдельные полномочия друг другу[211]. Предметы ведения, относящиеся к исключительной компетенции РФ (ст.71 Конституции), как важнейшие для государства требуют централизованного руководства. Перечень их является исчерпывающим. Указанные полномочия можно подразделить на несколько групп. 1. Защита Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением. Важность этих полномочий обусловлена тем, что они конституируют Российскую Федерацию как государство. Сюда же относятся вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации, в том числе защиты государственной границы, территориального моря и воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Важнейшими полномочиями являются установление системы федеральных государственных органов, порядка их организации, формирования и деятельности, а также федеральной государственной службы. 2. Регулирование и защита прав и свобод человека, вопросы гражданства и защиты прав национальных Меньшинств. Данная группа полномочий вытекает из основополагающего принципа, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 3. Осуществление финансовой политики. Это финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, а также вопросы, сопряженные с федеральной собственностью, управлением ею. Это федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. 4. Установление правовых основ общефедерального рынка, федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Названные полномочия на первый взгляд должны бы входить в совместные предметы ведения Федерации и её субъектов. Однако это такие сверхважные вопросы, что они отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. Федеральные государственные органы несут основную ответственность за выбор пути развития общества и государства. 5. Оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка покупки и продажи военной техники, производство наркотических веществ и порядок их использования. Сюда входят и полномочия по осуществлению внешней политики, заключению международных договоров, решению вопросов войны и мира, внешнеэкономических отношений. 6. Полномочия по формированию ряда отраслей законодательства: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, гражданского процессуального, арбитражно-процессуального, права интеллектуальной собственности, коллизионного права. Только Российская Федерация устанавливает стандарты и эталоны, систему исчисления времени, официального статистического и бухгалтерского учета. В сфере совместного ведения Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции) за состояние дел в тех или иных областях несут ответственность и Федерация, и субъекты. Причем ни та ни другая сторона не может осуществлять здесь руководство самостоятельно. 1. Обеспечение соответствия конституций, уставов и нормативных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам. Указанные полномочия гарантируют единство Российской Федерации как государства. Сюда же относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, общих принципов налогообложения. 2. Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Отнесение их к совместному ведению обусловлено тем, что защита прав и свобод человека должна проводиться там, где он живет, но при координирующей роли Центра. Такая защита предполагает различные способы её осуществления, поэтому к совместному ведению отнесены обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, формирование кадров судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата. 3. Вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды. Практически это означает, что Российская Федерация в лице её высших органов государственной власти определяет общие принципы распоряжения землей и недрами, а конкретные вопросы решаются субъектами Федерации. 4. Вопросы образования, воспитания, науки, здравоохранения, культуры, спорта. Их решение требует общей координирующей роли Российской Федерации, а оперативное управление остается за её субъектами. 5. Вопросы вобласти административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, а также законодательства о недрах и об охране окружающей среды. 6. Международные и внешнеэкономические связи и выполнение международных договоров России. Субъекты Федерации вправе осуществлять такие связи, но координирующая роль здесь принадлежит России. Решение вопросов, не отнесенных Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и её субъектов, входит в компетенцию субъектов.
Понятие «правовой статус субъекта федерации» не имеет на сегодняшний день достаточно чёткого определения по своему содержанию в отечественной правовой науке. Чаще всего содержание данного понятия определяется как совокупность правосубьектности, полномочий и предметов ведения субъекта федерации[212]. В главе 1 Конституции закреплено, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. У всех субъектов Российской Федерации равные правообязанности как у составных частей федеративного государства и равные права и обязанности в отношениях с федеральными органами государственной власти. Уже только поэтому, по мнению ряда авторов, нет никаких оснований считать республики относящимися к отдельному виду или подвиду территориальных образований, края – к другим, области – к третьим и т. д. Все они принадлежат к одному виду территориальных образований, который можно обозначить как «регион»[213]. Различия в названиях, по их мнению, лишь отражают историческую преемственность (Б. С. Крылов пишет: «...прежние названия сохранились, но они перестали, по идее, быть связанными с различиями в правовом статусе»)[214]. Таким образом, Россия, представляется как симметричная федерация. Соответственно, «регионы» имеют базовый видовой статус субъектов российской Федерации. В качестве субъекта Федерации «регион» правообязан: а) состоять в качестве равноправного субъекта в составе Российской федерации (ч. 1 ст. 5); б) иметь территорию (ч. 1 ст. 67), границы которой не могут быть изменены без его согласия (ч. 3 ст. 67); в) иметь установленное в Конституции официальное название (ч. 1 ст. 65); г) иметь сферу собственного ведения, в пределах которой осуществлять всю полноту государственной власти (ст. 73); д) иметь правовую систему, включающую основной закон (конституцию, устав), принимаемый самостоятельно, законы, иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 66, п. «а» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 4 ст. 76, ч. 2 ст. 85); е) иметь систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 77); ж) иметь представительство в Совете Федерации Федерального Собрания (ч. 2 ст. 95) и т. д. К правам и обязанностям «региона» в отношениях с федеральными органами власти относятся: а) право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, причем как по предметам совместного ведения Федерации и «регионов», так и по предметам ведения Федерации (ч. 1 ст. 104); б) право заключать договоры о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий (ч. 3 ст. 11,ч. 2 и 3 ст. 78); в) право обращения в Конституционный Суд (ч. 2 и 5 ст. 125); г) право вносить в Федеральное Собрание предложения о пересмотре или внесении поправок в Конституцию (ст. 134); д) обязанность согласовывать изменение своего статуса как субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66)[215]. «Регионы» относятся к государственным (государствоподобньм) образованиям. Автономная область и автономные округа сейчас «автономные» только по названию: у них, и несколько более высокая степень самостоятельности[216]. Необходимо отметить, что многочисленные концепции, настаивающие на национальной основе государственности республик, следует отвергнуть как противоречащие букве и духу Конституции. Во-первых, конституционное закрепление равноправия и самоопределения народов России как принципов российского федерализма (ч. 3 ст. 5) заложило основу наднационального подхода к пониманию понятия «народ» применительно к данному принципу. «Народ субъекта Российской Федерации» – это общность лиц разной национальности, исторически объединенных проживанием на одной территории, т. е. население «региона»[217]. Во-вторых, Конституция, как пишет И. В. Лексин, «безразлична» к критериям, по которым в 1920-1940 гг. были образованы республики (до 1991 г. – автономные республики), края, области, автономные округа (до 1977 г. – национальные округа). Из того, что когда-то в основе образования той или иной территориальной единицы России лежал национальный фактор, совершенно не следует, что он должен признаваться, а тем более признается, действующей Конституцией[218]. Соответственно, к примеру, Республика Татарстан является государственным образованием не татарского народа в целом или той его части, которая проживает в республике, а всех жителей республики вне зависимости от их национальности. Однако, отдельные «регионы», по Конституции, в рамках статуса субъектов Федерации обладают также специальными статусами. Так, «регионы» – республики имеют правообязанности и права на: а) использование в собственном наименовании слова «государство» (ч. 2 ст. 5); б) наименование своего основного закона «конституцией» с выбором способа её принятия (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66); в) установление собственных государственных языков (ч. 2 ст. 68). Автономной области и автономным округам предоставлено право инициировать принятие федеральных законов соответственно об автономной области, отдельных автономных округах (ч. 3 ст. 66). Москва и Санкт-Петербург, будучи городскими поселениями, потенциально имеют видовой статус местных единиц (ч. 1 ст. 131). Москва также выполняет функции столицы Федерации (ч. 2 ст. 70), т. е. наделена и особым статусом[219]. Один край и семь областей сохраняют видовой статус «включающих», а девять автономных округов – видовой статус «входящих» территориальных единиц (ч. 4 ст. 66)[220]. Конституция закрепляет, что статусы «регионов» определяются самой Конституцией и основными законами «регионов» – их конституциями и уставами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 66). Эти положения можно толковать как ограничение на определение статусов какими-либо иными актами. Однако сама Конституция устанавливает, что элементы статусов «регионов» могут закрепляться также и в федеральных законах (ч. 3 и 4 ст. 66, ч. 2 ст. 70) внутрифедеральных (ч. 3 ст. 11) и «межрегиональных» (ч. 4 ст. 66) договорах. Ясно, что положения этих актов не должны противоречить конституционным установлениям и что в конституциях, уставах «регионов» должны закрепляться элементы всех их статусов. Оригинальная концепция предложена Н. А. Богдановой, представляющей статус субъекта Федерации в виде некоего «комбинированного» субстрата и выделяющей прежде всего «конституционный статус», т. е. те права и обязанности субъекта, которые непосредственно закреплены в Конституции. Далее предлагается – как более широкое понятие – «конституционно-правовой статус», выходящий за рамки федерального конституционного регулирования, дополняющий его субфедеральным конституционным, уставным регулированием. Сюда же относятся федеральные законы о конкретных субъектах Федерации. Наконец, еще более широким является «правовой статус», который включает в себя и «конституционный», и «конституционно-правовой» статусы, а также права и обязанности субъектов, установленные их собственными законами и заключенными ими договорами[221]. Как пишут М. Н. Бродский и А. А. Ливеровский, к мнению которых мы присоединяемся, доктринальное расчленение статуса субъектов Российской Федерации является вполне оправданным приемом научного анализа. Однако сложно согласиться с примененными Н. А. Богдановой терминами, если учесть, что в Конституции Российской Федерации термины «статус» и «конституционно-правовой статус» отнесены фактически к одному и тому же понятию[222]. По нашему мнению, наличие у «регионов» других видовых и особых статусов не противоречит букве и духу основ конституционного строя. Это как принцип равноправия граждан Российской Федерации (базовый видовой статус индивидов) не исключает возможности получения гражданства другого государства, почетного гражданства, равно как и дополнительных прав и обязанностей государственными служащими, военнослужащими и т. д. Как представляется, Конституция «злоупотребляет» понятием «субъекты Российской Федерации», называя «регионы» так даже тогда, когда речь идет не только об элементах статуса субъектов Федерации, но и об элементах других их статусов. Так, при определении пределов сферы ведения «регионов» указано, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Однако вне пределов ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации отдельные «регионы» пользуются всей полнотой государственной власти и как носители других статусов, в том числе и как «входящие» и «включающие» единицы. Это косвенно подтверждается положением о праве «регионов» осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере собственного ведения (ч. 4 ст. 76), причем здесь «регионы» не названы «субъектами Российской Федерации», но перечислены «республики», «края», «области» и т. д. Видовой статус субъектов Федерации для «регионов» является базовым, т. е. прямо или косвенно влияющим на другие их статусы. «Регион» как субъект Федерации правообязан осуществлять всю полноту государственной власти в пределах сферы своего ведения. Отказаться от предметов своего ведения, от своих полномочий «регион» не может. Но если этот «регион» – по Конституции «входящий» автономный округ, он вправе делегировать осуществление части своих полномочий «включающему» краю, области или осуществлять полномочия с ним совместно. Вся полнота государственной власти у «входящей» единицы при этом сохраняется, поскольку предметы ведения или полномочия она никому не передает, тем более что передать и не может, а напротив, может восстановить status quo и осуществлять полномочия самостоятельно. Соответственно, «включающая» единица дополнительных предметов ведения или полномочий в любом случае не получает. У «входящих» и «включающих» нет и не может быть и никаких «конкурирующих полномочий»[223]. Никаких расхождений с принципами равноправия субъектов Федерации и полновластия «регионов» в сфере собственного ведения здесь нет, также как не будет их в случае, если органы исполнительной власти отдельно взятого «региона» передадут осуществление неких своих полномочий федеральным органам исполнительной власти (по ч. 3 ст. 78 Конституции). Отечественные ученые, не разделяя статусы субъектов Федерации и «входящих», «включающих» единиц, нередко приходят к ошибочным, на наш взгляд, выводам и оценкам. Вот типичные примеры. И. А. Умнова полагает, что «факт вхождения... неизбежно сужает круг прав субъекта Федерации, входящего в состав другого субъекта Федерации[224]. Однако никто еще не смог привести ни одного убедительного практического или хотя бы теоретического примера, когда «вхождение» повлекло «сужение» каких-либо прав автономных округов как субъектов Федерации. Н. А. Филиппова пишет: «Фиктивнооставаясь субъектом федерации, округ вправе добровольно делегировать наиболее важные полномочия области (краю)»[225]. Совершенно очевидно, что говорить о фиктивности статуса субъекта Федерации можно только тогда, когда его носитель передает, к примеру, осуществление права на принятие собственных законов или представительство в Совете Федерации. Такое в принципе невозможно. В. В. Невинский пытается доказать, ссылаясь на то, что часть не может быть равноправна с целым, неизбежность формирования отношений властеподчинения, субординации между «входящими» и «включающими»[226]. Но автономный округ вовсе не обязан передавать краю, области осуществление каких-либо своих полномочий. Да, общность территории и населения, участие последнего в формировании краевых, областных органов власти предопределяет необходимость передачи осуществления полномочий, но ведь их также допустимо осуществлять и совместно. Сама возможность реализации такого подхода делает тезис о неизбежности властеподчинения как минимум неоднозначным[227].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |