Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как составная часть правового статуса личности




Конституционные права и обязанности граждан России

Под конституционными (основными) понимают те права, свободы и обязанности, которые провозглашены в Конституции Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права.

Конституционное право – это зафиксированная Конституцией Российской Федерации и гарантирован­ная государством возможность индивида свободно и самостоятельно определять и избирать вид и меру своего поведения согласно порядку и правилам, уста­новленным законом.

Конституционная свобода – разновидность прав, она представляет собой установленную Конституцией Российской Федерации меру возможного и юридиче­ски дозволенного поведения индивида.

Конституционная обязанность есть закрепленная Конституцией Российской Федерации в интересах всего общества необходимость, предписывающая гражда­нину определенный вид и меру поведения. Ненадле­жащее исполнение данной обязанности влечет за собой соответствующую ответственность [150].

Фиксация в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан, а также их обязанностей имеет важное значение. Она позволяет определить основы правового положения человека и гражданина, консти­туционный статус личности. Большая часть таких прав и свобод принадлежит индивиду постоянно, от него не требуется совершения каких-либо действий для их приобретения, для обладания ими достаточно быть гражданином. Основные права и свободы регулируют­ся только Конституцией и потому им присуща особая юридическая природа.

Конституционные права, свободы и обязанности базируются на ряде важнейших принципов, которые обусловливают их границы, содержание и механизм реализации. Рассмотрим эти принципы.

Конституционные права, свободы и обязанности являются для граждан основными. В них выражены наиболее важные, наиболее значимые отношения и связи между ними и государством. Без наличия, без признания за гражданином этих прав и свобод его нормальная жизнедеятельность невозможна или, во всяком случае, не может быть признана полноценной. Вряд ли в этой связи есть необходимость доказывать значение признания и гарантированности государством права человека на жизнь, свободу мысли и др. При этом важно иметь в виду, что вся совокупность провозглашенных Конституцией прав и свобод предпо­лагает такой статус гражданина, который позволяет ему вести активную и многостороннюю жизнедеятель­ность. Иначе говоря, права и свободы являются для человека и гражданина основными по своему значе­нию в его жизни. Значимость для человека и гражда­нина конституционных прав и свобод предопределила и форму их закрепления – конституционную.

Всеобщность прав, свобод и обязанностей. Конститу­ция Российской Федерации в соответствии с общеприз­нанными принципами международного права исходит из того, что каждый человек рождается свободным и в силу этого обладает комплексом неотъемлемых прав и свобод. Таким образом, закрепляемые в ней права и свободы присущи каждому гражданину, они явля­ются всеобщими.

Каждый гражданин Российской Федерации, достиг­ший определенного возраста, при наличии у него полной правосубъектности в полном объеме обладает правами и свободами и несет обязанности, предусмот­ренные в Конституции. Речь идет, следовательно, о все­общности в отношении не только всех граждан, но и объема провозглашенных прав.

Полнота конституционных прав и свобод. Этот принцип очень тесно связан с предыдущим и заключа­ется в том, что гражданам обеспечиваются права и свободы, охватывающие все сферы жизни общества. Их перечень, зафиксированный в гл. 2 Конституции, адекватен их общепризнанному в международном пра­ве перечню. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, эко­номических, культурных и экологических прав и сво­бод граждан.

Гражданские (личные) права – это свобода прини­мать решения и действовать независимо от государст­ва. Политические права и свободы связаны с формиро­ванием органов государственной власти и местного самоуправления, предполагают участие в деятельности этих органов. Экономические права – это прежде все­го право собственности, а также право на деятельность в сфере производства, обмена, потребления товаров и услуг. Социальные права затрагивают в первую оче­редь область наемного труда и включают в себя право на отдых, пенсию, пособия и др. Со свободой доступа к духовным ценностям сопряжены права в области культуры. Экологические права – это право на здоро­вую окружающую среду и т. д. Таким образом, какую бы область человеческой деятельности мы ни рассмат­ривали, в Конституции каждой из них соответствует определенная группа прав и свобод. Это и дает осно­вание говорить о их полноте для каждого гражданина. Равенство прав и свобод и равенство обязанностей. В силу ст. 19 Конституции в Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод, т. е. прово­дятся в жизнь принципы равноправия и социальной справедливости. Равенство заключается в обладании индивидом всем объемом исходных прав человека, закрепленных в законе, перед которым все равны. Равноправие выражается в равенстве прав и свобод женщин и мужчин, рас и национальностей. Другими словами, по Конституции все граждане Российской Федерации обладают равными правами и свободами, каждому предоставлены равные стартовые возможности для деятельности во всех сферах общественной и госу­дарственной жизни. Однако равенство по закону и фак­тическое положение граждан – далеко не одно и то же, что в определенной степени обусловлено способ­ностями каждого реализовать закрепленные права.

Согласно Конституции каждый гражданин несет и равные с другими конституционные обязанности.

Примат международно-правовых норм. По ст. 15 Кон­ституции общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры Россий­ской Федерации являются составной частью её право­вой системы. Это правило является основополагающим, а потому в ст. 17 Конституции подчеркивается, что в Рос­сийской Федерации признаются и гарантируются пра­ва и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Следовательно, на территории Российской Федерации должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах, все иные ратифицированные договоры о правах и свободах[151]. Признание указанных докумен­тов обязывает Российскую Федерацию утвердить за­фиксированные в них права и свободы в своем зако­нодательстве, преимущественно в Конституции, что и реализовано в её гл. 2.

В случае расхождения внутригосударственных нор­мативных актов с международным договором, обще­признанными принципами и нормами международного права действуют правила, установленные этими норма­ми. Это положение конкретизировано в ст. 46 Консти­туции, согласно которой каждый может обратиться в межгосударственные органы по защите прав и сво­бод граждан, если все внутригосударственные средст­ва правовой защиты использованы.

Судебная защита прав и свобод граждан. По ст. 45 Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебной защите прав и свобод посвящена её ст. 46. Эта защита может осуществляться в порядке граждан­ского, уголовного, административного и конституцион­ного судопроизводства и применяться при посягатель­стве на права индивида любых субъектов. Конститу­ция подчеркивает возможность обжалования решений или действий органов государственной власти и мест­ного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Причем ни в Конституции, ни в иных законодательных актах нет перечня действий органов и должностных лиц, которые подлежат обжа­лованию, т. е. обжаловаться могут любые действия и любые решения[152].

Реальность провозглашенных прав и свобод. Права и свободы могут быть реализованы только тогда, когда они обеспечены государством. В противном случае они не представляют никакой ценности. В этой связи в Конституции предусмотрен ряд специальных гаран­тий, призванных обеспечить права и свободы граждан.

Названные принципы, характеризующие систему прав и свобод человека и гражданина, подчеркивают их значимость как основ правового статуса личности, что и отражено в ст. 64 Конституции.

Юридическая природа конституционных прав и свобод. Под юридической природой обычно понимается совокупность тех специфических признаков, которые позволяют отграничить, выделить какое-либо правовое явление из массы подобных. Каждый человек еже­дневно вступает в самые различные правоотношения. Так, люди пользуются городским транспортом, делают покупки, совершают многие другие разнообразные сделки. И всегда у них возникают взаимные права и обязанности или, как обычно говорится, права и обя­занности, вытекающие из конкретных правоотноше­ний. Но чем же они отличаются от конституционных?

В юридической литературе спор о юридической природе конституционных прав, свобод и обязанностей идет очень давно, причем решают его ученые с разных позиций[153]. Нередко утверждается, что конституционные права и свободы являются обычными субъективными правами и ничем неотличаются от прав, вытекающих из конкретных правоотношений. Наряду с этим мне­нием высказано и полностью противоположное. Каж­дое из них имеет право на существование и нуждается в дальнейшем обсуждении и изучении.

Думается, что конституционным правам и свободам присущ субъективный характер, так как они реализуются каждым гражданином индивидуально. Однако (вряд ли можно согласиться с тем, что они идентичны травам, обусловленным конкретными правоотношениями. Разница между ними заключается в том, что конституционные права и свободы выполняют роль предпосылки, юридической основы для возникновения конкретных правоотношений.

Рассмотрим основные признаки, отличающие конституционные права и обязанности от прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правоотношений.

1. Конституционные права и свободы выражают отношения и связи граждан с государством, Российской Федерацией. Человек здесь выступает прежде всего как гражданин, а значит, в складывающихся отношениях одной из сторон всегда является государство в целом (либо государственный орган или иной представитель государства. В отношениях, возникающих на основе норм других отраслей права, подобный субъектный состав исключительно редок, ибо они не опосредствуют отношения человека и государства.

2. Конституционные права и свободы принадлежат гражданам в силу Конституции, для обладания ими нет необходимости вступать в какие-либо правоотношения. Они уже закреплены за каждым гражданином Российской Федерации и принадлежат ему всегда и независимо от того, реализует ли он их в данный момент. Другой источник имеют иные субъективные права. Для их приобретения необходимо вступить в определенное правоотношение. С прекращением правоотношения прекращаются и права.

3. Конституционные права и свободы неотторжимы om индивида. Они имеются у него постоянно, пока он является гражданином Российской Федерации. Гражданин не вправе отказаться от конституционных прав и свобод, а если и попытается это сделать, его действия будут ничтожными. Он не вправе передать их кому-либо, не может быть их лишен по суду, а тем более в административном порядке. Иначе говоря, конститу­ционные права и свободы неотъемлемы от гражданина, сопутствуют ему всю жизнь. Ограничения в этих правах устанавливаются специальным федеральным законом. Права, приобретаемые в конкретных правоот­ношениях, имеют место до тех пор, пока существует данное правоотношение, и прекращаются с окончанием договора (займа, перевозки, купли-продажи и т. д.). Эти права можно уступить другому лицу, прекратить в су­дебном порядке и т. д.

4. Большинство конституционных прав и свобод постоянно реализуются (право на жизнь, на образова­ние, здравоохранение, свободу мысли и слова и др.), однако содержание их от этого не уменьшается, их нельзя исчерпать, чем обеспечивается постоянство пра­вового статуса гражданина. Иные права граждан с их реализацией прекращаются. Для приобретения их вновь нужно вступить в новое правоотношение.

Рассмотрим теперь вопрос о взаимосвязи конституционных прав и свобод граждан. Конституционные права и свободы граждан Россий­ской Федерации, как уже отмечалось, составляют систе­му, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Они расположены в гл. 2 Конституции и не подразделены на какие-либо группы. Однако каждое право касается определенной области жизни гражданина, а потому для более успешного изучения их целесообразно классифицировать.

Попытки, систематизации прав и свобод предприни­мали многие ученые: Л. Д. Воеводин, А. И. Лепешкин и др.,[154] – которые применяли различные основания клас­сификации. Однако наибольшее признание получила идея разделения прав и свобод на группы по важней­шим сферам жизнедеятельности гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные (гражданские, частные), политические, социаль­ные, экономические, культурные (духовные), а в по­следнее время еще и экологические. Думается, что экологические права являются и личными, и социаль­ными, и экономическими, в силу чего выделять их в отдельную группу вряд ли оправданно.

Личные (частные, гражданские) права и свободы направлены на обеспечение важнейших индивидуаль­ных жизненных потребностей человека и осуществля­ются самостоятельно, лично.

Право на жизнь (ст. 20). Оно вытекает из ст. 2 Конституции, где человек, его права и свободы провоз­глашены высшей ценностью общества. Названным пра­вом человек обладает с рождения и до естественной смерти. Произвольное лишение человека жизни недо­пустимо.

Реализация права на жизнь налагает серьезные обязанности на государство. Это решительная борьба с преступностью, особенно с посягательствами на жизнь и здоровье людей, обеспечение техники безопасности на предприятиях, профилактика дорожно-транспорт­ных происшествий, а в конечном счете обеспечение гражданам благоприятных и справедливых условий жизни, охраны окружающей среды. В целях реализа­ции права на жизнь в Конституции резко сокращен круг деяний, караемых смертной казнью (ст. 20). При этом говорится о допустимости смертной казни «впредь до её отмены».

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Это субъективная свобода, возможность граждани­на совершать любые действия, не нарушающие права и свободы других людей, причем не подвергаясь незаконному ограничению в своих правах со стороны кого бы то ни было. Данное право провозглашается в Конституции в сочетании с правом на личную непри­косновенность, которая означает как физическую (жизнь, здоровье), так и моральную, духовную (честь, достоинство) неприкосновенность. Гарантией его явля­ется фиксация в Конституции порядка производства ареста, задержания, содержания под стражей гражда­нина Российской Федерации.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантирован­ную государством возможность препятствовать разглашению сведений личного, интимного, характера. Не­прикосновенность частной жизни есть запрет для го­сударства, его органов и должностных лиц вмешивать­ся в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны. К личным тайнам относится также содержание почтово-телеграфной корреспон­денции, телефонных переговоров. Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн предусмотрены за­коном. Так, обыск, выемка, осмотр помещений, нало­жение ареста на корреспонденцию, прослушивание телефонных переговоров могут производиться только по основаниям и в порядке, установленным уголовно-процессуальным законом.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. Не­прикосновенность жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц, доступ в жилище возможен лишь при их ясно выраженном согласии. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания, не принадлежат к жилищу на­дворные постройки, погреба, амбары и т. п. Право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом или на основе судебного реше­ния (законы о федеральных органах налоговой пол­иции, о милиции и др.). Подобное ограничение осуще­ствляется при обыске и выемке, которые производятся на законных основаниях и только в присутствии проживающих там лиц. Нарушение неприкосновенно­сти жилища квалифицируется как преступление по ст. 136 УК.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26), пользоваться родным языком. Национальность – феномен, обусловленный рядом фак­торов, прежде всего языком, приверженностью к тради­циям и культуре какого-либо народа. Определение на­циональности – самоидентификация человека, сопря­женная с осознанием принадлежности его к тому или иному народу. Конституция предоставляет каждому право определять свою национальность, не допуская при этом никакого принуждения. С национальностью тесно связано право пользования родным языком, выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства (ст. 27). Оно включает в себя: право гражданина Российской Федерации свободно выезжать из России и свободно в неё возвращаться; право свободно передвигаться по всей территории России; право свободно выбирать место жительства в пределах РФ. Подробно рассматриваемое право и гарантии его реализации регламентируются в Законе о праве граж­дан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

Свобода совести (ст. 29). В содержание свободы совести входят освобождение человека от всякого принуждения к религиозным действиям, которые он порицает, а также возможность без всякого ущерба и ограничения жить по своим религиозным убеждениям. Человек может исповедовать любую религию, не ис­поведовать никакой, свободно распространять религи­озные убеждения и вести атеистическую пропаганду, т. е. вправе из двух противоположных по смыслу убеждений избрать любое. Подробно свобода совести регламентируется в Законе о свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Значимость данной свободы вряд ли можно переоценить, ибо «без права думать как думается и выражать свои думы нельзя говорить о наличии в обществе вообще каких-либо прав и свобод»[155]. Мысль – это деятельность головного мозга, продукт его сознания. Свобода мысли предпола­гает не столько право мыслить, думать о чем-либо, сколько защиту мозга от неправомерного на него воздействия (психического или иного бесконтактного воздействия, воздействия с помощью медикаментозных препаратов, а также электронно-лучевого или электро­магнитного излучения). В своих мыслях человек дол­жен быть абсолютно свободен. Слово представляет собой частный способ выражения мысли. Оно может быть реализовано в различных формах и само по себе не нуждается в каком-то правовом регулировании. Слово требует правовых ограничений лишь в случае, когда наносит ущерб другому человеку.

Свобода мысли и слова предполагает и свободу выражения своих убеждений, взглядов, позиций по любым вопросам. Эта свобода ограничивается, когда субъект злоупотребляет ею, нарушает права других граждан на достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную или семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Свободе мнений корреспонди­рует особая обязанность, она налагает на индивида особую ответственность, поэтому может быть сопря­жена с определенными ограничениями, обусловленны­ми охраной государственной и общественной безопас­ности, здоровья или нравственности населения.

Элементом свободы мысли и слова является свобода искать, собирать и распространять информацию любым законным способом.

Политические права и свободы являются выраже­нием принадлежности власти народу, реализацией на­родовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляют их обычно не индивидуально, а в сообще­стве с другими гражданами. Вряд ли можно предста­вить себе, как свобода манифестаций, митингов и т. д. реализуется в индивидуальном порядке, хотя в ряде случаев при осуществлении других политических прав это не исключается.

Право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Реализуется оно в нескольких формах. Все граждане вправе избирать своих предста­вителей в органы государственной власти и местного самоуправления, а также быть избранными и участво­вать в референдуме. Право избирать означает возмож­ность принимать решение о формировании государст­венных органов, которое является обязательным и для государственных органов, и для граждан. Право быть избранным – это возможность гражданина участво­вать в управлении делами государства в составе пред­ставительных органов или на выборной должности. Посредством референдума граждане непосредственно участвуют в управлении государством.

Далее, граждане Российской Федерации имеют рав­ный доступ к государственной службе, т. е.равное с правами других граждан право на занятие любой; государственной должности.

Наконец, каждый гражданин может реализовать это право, участвуя в отправлении правосудия: быть при­сяжным заседателем (до проведения судебной рефор­мы – судебным заседателем), быть назначенным или избранным на должность судьи.

Свобода манифестаций (право собираться мирно и без оружия) (ст. 31). Цель этого права – воздейство­вать на государственные органы при решении различ­ных вопросов общественной и государственной жиз­ни. Формами его реализации являются митинги, улич­ные шествия, демонстрации и пикетирования. Пользо­вание указанным правом не должно ничем ограничи­ваться. Главное его условие заключается в том, что собираться на манифестации необходимо мирно и без оружия.

Эффективность реализации права на манифестации во многом зависит от правового регулирования, кото­рое должно: во-первых, обеспечить свободу проведе­ния массовых публичных мероприятий; во-вторых, не допустить подрыва правовых устоев общества. Однако законодательная база здесь еще явно недостаточна. Часть вопросов решена указом Президента от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», некоторые – нормами пока действующего союзного законодательства.

Право на объединение (ст. 30). Оно означает возмож­ность граждан беспрепятственно объединяться по ин­тересам и целям в самые различные политические партии, массовые общественные движения, обществен­ные организации. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством. К сожале­нию, законодательная база реализации права граждан на объединение пока явно несовершенна.

Право обращаться лично, а также направлять инди­видуальные и коллективные обращения (ст. 34). Такие обращения направляются в органы и государственной власти, и местного самоуправления. Цели обращений могут касаться личных, групповых и общих государст­венных интересов или вопросов местного самоуправ­ления.

Экономические и социальные права очень близки по своему назначению, что и позволяет рассматривать их в одной группе.

Право быть собственником (ст. 35, 36). Каждый че­ловек имеет возможность обладать определенным имуществом как для личного потребления, так и для хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 8, 9 Конституции РФ лицо вправе обладать частной собст­венностью, которая защищается наряду с государст­венной и муниципальной. К частной собственности относятся: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, денежные накопления, акции, облигации, иные ценные бумаги, средства массовой информации, пред­приятия, любое другое имущество. Количество и сто­имость имущества гражданина не ограничивается.

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом детально регулируются Гражданским ко­дексом Российской Федерации.

Свобода труда (ст. 37). Только сам гражданин имеет право распоряжаться своим трудом, т. е. своей инди­видуальной деятельностью или деятельностью в кол­лективе, направленной на создание материальных либо духовных благ. Труд осуществляется в различных формах: свободного найма, предпринимательской дея­тельности, индивидуальной трудовой деятельности. За­прещается принудительный труд, под которым пони­мается работа или служба, требуемая от кого-либо под угрозой наказания, работа, для выполнения которой лицо добровольно не предложило своих услуг. Не считается принудительным трудом военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств или в ИТУ, куда лицо попало на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Конституция предусматривает, что за труд в усло­виях свободного найма должно выплачиваться вознаг­раждение, субъекту должны быть обеспечены без­опасность и гигиена труда.

Признается также право граждан на индивидуаль­ные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Государство предусматривает и ряд мер против безработицы.

Право на отдых (ст. 37). Всеобщая декларация прав человека относит это право к числу основных, считает его Неотъемлемым правом каждого. Однако Конститу­ция и федеральное законодательство, устанавливая продолжительность рабочего дня, выходные и празд­ничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска, гаран­тируют их не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудо­вому договору (контракту). Граждане, труд которых осуществляется в иных формах (не по найму), решают вопросы своего отдыха самостоятельно.

Законодательство Российской Федерации детально регулирует время труда и время отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превы­шать 40 часов в неделю, а ежегодный отпуск (24 рабо­чих дня) предоставляется всем работникам с сохране­нием места работы и средней заработной платы.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокуп­ность мер политического, экономического, социально­го, правового, медицинского и санитарно-гигиеническо­го характера, направленных на сохранение и укрепле­ние физического и психического здоровья каждого человека и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Конституция РФ, закрепляя право на охрану, здоровья, предусматривает: бесплат­ную медицинскую помощь, получение медицинской помощи за счет фондов медицинского страхования, профилактику заболеваний.

Общий порядок оказания медико-санитарной помо­щи установлен Основами законодательства об охране здоровья граждан, законами о медицинском страхова­нии граждан Российской Федерации, о санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения и др. В со­ответствии с этими нормативными актами охрана здо­ровья населения обеспечивается государственной, му­ниципальной и частной системами здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Оно очень тесно связано с правом на охрану здоровья, ибо благоприятная окружающая среда – одно из усло­вий здоровья людей. Для реализации данного права граждане могут создавать общественные объединения, Вступать в подобные объединения и фонды, принимать Участие в собраниях, митингах, шествиях и других по охране окружающей среды[156].

Вред, причиненный здоровью или имуществу граж­дан в результате неблагоприятного воздействия окру­жающей среды, вызванного деятельностью предприя­тий, учреждений, организаций или отдельных граждан, возмещается в полном объеме.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Социальное обеспечение – это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них обстоятельств не имеют достаточных средств к существованию. Субъектами права социального обеспечения являются: пенсионеры, инвалиды, лица, потерявшие кормильца, временно нет­рудоспособные вследствие увечья или заболевания, безработные, семьи, имеющие детей, и др.

Право на жилище (ст. 40). Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для по­стоянного или временного проживания гражданина. Содержанием рассматриваемого права является предо­ставление гражданину возможности для удовлетворе­ния потребности в жилище. Реализуется такая воз­можность различными способами: предоставление жи­лища в домах государственного и муниципального фонда по договору найма, занятие его на условиях аренды, приобретение или строительство.

Важнейшей гарантией права на жилище является то, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Выселение из жилища допускается только по основаниям, установленным законом.

Культурные (духовные) права – последняя класси­фикационная группа. Без их признания и гарантированности говорить о достойной жизни и свободном развитии человека (ч. 1 ст. 7 Конституции) вряд ли возможно.

Право на образование (ст. 43). Под образованием понимается специфический целенаправленный процесс обучения и воспитания. Получение образования – это достижение гражданином определенного образователь­ного уровня. Согласно Конституции образование под­разделяется на дошкольное, основное общее, среднее профессиональное, высшее.

Право на образование гарантируется общедоступно­стью и бесплатностью всех его видов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гарантируется на конкурсной основе получение бесплатного высшего профессионального об­разования, если гражданин получает его впервые.

После завершения образования определенного уровня обязательна государственная аттестация. Де­тально вопросы получения образования и гарантии реализации этого права регламентирует Закон «Об обра­зовании в РФ».

Свобода интеллектуального творчества (ст. 44). Она может быть реализована в виде художественного, науч­ного и технического творчества, исследований и пре­подавания. Результат реализации данной свободы – создание объектов интеллектуальной собственности. Наиболее важными законодательными актами в этой сфере являются Основы законодательства Российской федерации о культуре и Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. В отдельных слу­чаях действуют правила, установленные союзным за­конодательством. Однако правовое регулирование со­ответствующих отношений требует совершенствова­ния. К гарантиям свободы творчества относятся: недо­пустимость вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в творческую дея­тельность, недопустимость цензуры.

Заниматься творческой деятельностью может любой гражданин как на профессиональной, так и на непро­фессиональной основе. При этом профессиональные и непрофессиональные творческие работники равно­правны в области авторского права, права на интеллек­туальную собственность, в свободе распоряжения ре­зультатами своего творческого труда.

Право на участие в культурной жизни, и пользование достижениями культуры (ч. 2 ст. 44). Содержание этого права составляют знакомство людей с результатами творчества, общение в духовной сфере, повышение уровня культуры, образования, интеллекта. В соответ­ствии с Основами законодательства о культуре каж­дый человек имеет право--на приобщение к культур­ным ценностям, на доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям в области культур­ной деятельности. Ограничения такого доступа уста­навливаются законодательством Российской Федера­ции. Данное право, видимо, означает доступ к культурным ценностям, находящимся в ведении государства. Но оно все же очень декларативно, так как не ясно, как его можно гарантировать.

Мы рассмотрели права и свободы так называемого материального порядка, результатом реализации кото­рых является получение какого-то определенного бла­га. Вместе с тем Конституция закрепляет большую группу прав, имеющих процессуальный характер. Это права, которые гражданин может использовать при защите нарушенных кем-либо своих материальных прав и свобод, т. е. фактически они выступают как гарантии «материальных» прав[157].

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. Государство, закрепляя в Конституции систему прав и свобод граждан, возлагает на себя обязанности по обеспечению их реализации. Так складывается отношение «гражданин – государство», где гражданин имеет права, а государство несет обязанности. Однако в жизни не бывает, чтобы один субъект только имел права, а другой только нес обязанности. Поэтому Конституция Российской Федерации предусматривает и другой вид взаимоотношений между гражданином и государством: на гражданина возлагаются обязанности, а государство имеет право требовать их исполнения.

Под конституционными обязанностями граждан по­нимаются закрепленные в Конституции обязанности физических лиц, которые подлежат обязательному исполнению. Если лицо уклоняется от этого, к нему в соответствии с законом могут быть применены опре­деленные меры принуждения[158].

Обязанность соблюдать Конституцию и законы (п. 2 ст. 15). Эта обязанность не нашла отражения в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», так как закреплена в гл. 1 «Основы конституционного строя». Смысл её заключается в повсеместном утверждении принципа законности как одного из главных требова­ний правового государства. Этот принцип выражается в том, что законность должна быть всеобщей и ни для каких лиц здесь не должно существовать никаких исключений. Требование соблюдать Конституцию и законы уточняется в п. 3 ст. 17, где говорится, что реализация прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы но­сит общий, универсальный характер и распространяет­ся на все сферы жизнедеятельности человека и граж­данина. При этом незнание закона не является смягча­ющим обстоятельством при наступлении ответственно­сти за его нарушение.

Обязанность получить основное образование (п. 4 ст. 43). Субъектами её исполнения являются родители ребенка или лица, их заменяющие, так как сам ребенок не может осознавать необходимости получения обра­зования. Государство заинтересовано в повышении образовательного потенциала своих граждан, ибо в со­временных условиях высоких технологий будущее принадлежит странам, чьи граждане будут им соответ­ствовать.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Налог представляет собой обязатель­ный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в установлен­ном законом размере. Сбор – это платеж, установлен­ный законом, в том числе для физических лиц, вноси­мый, как правило, за услуги, оказываемые государст­венными органами или органами местного самоуправ­ления (государственная таможенная пошлина и др.). За неуплату налогов виновные несут финансовую, адми­нистративную, а иногда и уголовную ответственность.

Обязанность сохранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоох­ранного законодательства, оберегать и приумножать природные богатства, повышать экологическую культуру содействовать экологическому воспитанию под­растающего поколения.

Обязанность защиты Отечества (п. 1 ст. 59). Это не просто обязанность, а долг гражданина Российской Фе­дерации. Данная обязанность распространяется на всех граждан Российской Федерации, а не только на воен­нослужащих. Защита Отечества может осуществляться вооруженным и иными способами, которые позволяют отстоять престиж Российской Федерации, поддержи­вать её авторитет на международной арене.

Обязанность защищать Отечество выполняется граж­данами добровольно либо в порядке мобилизации в Во­оруженные Силы или на работы в тылу.

Обязанность нести военную службу (п.2 ст. 59). Она выполняется в соответствии с федеральным законом лицами мужского пола, достигшими 18 лет и годными по состоянию здоровья к военной службе на условиях профессиональной или срочной службы. Закон пре­дусматривает и службу в запасе. Воинская служба – обязанность граждан Российской Федерации. Ино­странные граждане и лица без гражданства военную службу не проходят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.