Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы гражданского общества




 

Термин «гражданское общество» был предметом научного внимания Аристотеля и Цицерона, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыс­лителей прошлого[123]. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученых на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское обще­ство полностью отождествлялось с государством. Так, Аристотель утверждал, что государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. В более поздний период (XVIII–XIX вв.) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реак­ция на опасность беспредельного вмешательства госу­дарства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы[124]. Наиболее крайним проявле­нием этих взглядов стала теория анархизма, отрицаю­щая государство как таковое. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных взаимосвязей между человеком, государ­ством и гражданским обществом, выявления содержа­тельных моментов, отражающих богатство взаимоотно­шений между людьми, разнообразие их личных и кол­лективных интересов.

Современное понимание и значение гражданского общества как категории науки конституционного пра­ва и реального явления могут быть раскрыты при помощи классификации его структурных элементов, описания общих и специфических черт, выявления тенденций и закономерностей развития[125]. Разумеется, мы не в состоянии провести здесь широкомасштабные исследования и создать целостную теорию граждан­ского общества. Это требует времени, стабилизации конституционных отношений и целенаправленных усилий представителей различных отраслей науки. Вместе с тем, думается, нужно попытаться ответить на вопросы, что такое «гражданское общество», чем оно отличается от «негражданского», каковы его взаимоот­ношения с государством, можно ли считать таковым современное российское общество.

Понятие «гражданское общество» сопряжено с ка­тегориями «человек» и «гражданин» во всем многообра­зии их проявлений. Первоначальной структурной еди­ницей (клеточкой) любого сообщества выступает чело­век – индивид с его естественными правами, свобода­ми и обязанностями. Приобретение человеком статуса гражданина означает приобщение его к организованно­му общественно целому, признание и закрепление его прав и свобод в позитивном законодательстве, обеспе­чение последних не только самим укладом жизни, но и государством. Можно утверждать, что широкий спектр гражданских прав, их воспроизводство и рас­ширение по мере роста общественного благосостояния служит основой свободного и демократического разви­тия отдельной личности и общества в целом.

Для уяснения данной проблемы необходимо также четко определить аспекты взаимоотношений государ­ства и гражданского общества. Представляется, что главное здесь не впадать в крайность, т. е. не отожде­ствлять их и не рассматривать их как нечто совершен­но отдельное друг от друга. Истина состоит в том, что государство –это уникальное произведение человече­ства – есть неотъемлемая и органичная часть общества. Одновременно оно выступает в качестве и политико-территориальной формы существования общественной системы, и организационно-властного средства, способ­ствующего сохранению и развитию последней. При этом нужно помнить, что общество исторически непре­ходяще, генетически первично по отношению к госу­дарству, у него собственные источники и закономерно­сти развития, в конечном счете независимые от госу­дарства. При различных исторических условиях воз­действие государства на общество может быть мини­мальным, нормальным и тотальным. Гражданским же надо считать общество, способное обеспечить функци­онирование демократических институтов, реальность личной и экономической свободы людей и их объеди­нений, сохранение общественного контроля над госу­дарственно-властными структурами.

Самостоятельными признаками гражданского обще­ства являются его системность и структурированность. Разумеется, любой социальный организм обладает опре­деленным набором системных качеств. Но гражданскому обществу присущи полнота, устойчивость и воспроиз­водимость этих качеств. Важно видеть в гражданском обществе сложноструктурированную, саморазвиваю­щуюся, целостную систему, открытую для взаимодей­ствия с аналогичными системами в планетарном масш­табе. Причем высокая степень структурированности, т. е. наличие многообразных форм и институтов, по­зволяющих раскрыть всю оригинальность человеческо­го существа,– отличительная черта именно граждан­ского общества.

Решающее значение для характеристики гражданско­го общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая за­щищенность отдельной личности, с другой – только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество – это сво­бодное демократическое правовое общество, ориенти­рованное на конкретного человека, создающее атмос­феру доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравст­венным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, со­здающее возможность достижения благополучия и ре­ализации прав человека и гражданина, органично вы­рабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Разумеется, данное определение, как и все дефини­ции, имеет относительное значение.

Вместе с тем абсолютизировать и идеализировать гражданское общество ни в коем случае нельзя. Оно есть одновременно результат и процесс развития кон­кретного социального организма и мирового сообщест­ва в целом. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но в одном случае они на определенном историческом отрезке находятся в неразвитом, зачаточном состоянии, в другом, напри­мер в условиях тоталитарного государства, – они мо­гут быть временно подавлены, находиться в состояний сжатой пружины, в третьем, при ярко выраженном классовом характере общественного строя, – они дози­руются, и, наконец, в четвертом, при достижении соци­ального равновесия и всех названных факторов, – полу­чают нормальное развитие.

В российских научных кругах активно заговорили о гражданском обществе после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и опубликования в этом же году проекта Конституции Российской Федерации, в котором один из разделов назывался «Гражданское общество». Про­блема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленной суверенной России, и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву[126]. Однако в Основном Законе Российской Федерации о гражданском обще­стве прямо нигде не упоминается. А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной? Полагаем, что да. В пользу этого можно привести следующие аргументы:

1) конституционное право как научная и учебная дисциплина не должно да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; '

2) категория «гражданское общество», прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идея­ми конституционализма не случайно. Само граждан­ское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм;

3) положения гл. 1 и 2 Конституции РФ фактически отражают сложившиеся в теории представления о со­держании и структуре гражданского общества;

4) рассматриваемая категория исторически и логи­чески неразрывна с категорией «правовое государство», цель создания которого заложена в Основном Законе РФ;

5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положе­ний о демократическом, социальном, светском харак­тере российской государственности.

Российское гражданское общество – реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отно­шениям, отсутствием широкого социального слоя соб­ственников, низкой эффективностью механизма право­вой защиты личности. И все же несмотря на названные сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирово­го развития с сохранением позитивного опыта собст­венного прошлого, своих самобытных черт. Оно зави­сит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является консти­туционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед граждан­ским обществом.

Рассмотрим теперь структуру гражданского общества как социального явления и объекта правового регулирования.

Структура – внутреннее строение общества, кото­рое отражает многообразие и взаимодействие его со­ставляющих и обеспечивает его целостность и дина­мизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим ин­теллектуальную и волевую энергию общества, являет­ся человек со своими естественными потребностями и интересами, которые внешне выражены в его юри­дических правах и обязанностях. Составляющими (эле­ментами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отно­шения) между ними. Структуру современного россий­ского гражданского общества можно представить в виде единства пяти подсистем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социальной (в узком смысле слова), экономической, политической, духовно-культурной и информационной. В науке конституци­онного права они рассматриваются: а) как обществен­но-политические категории; 6) как сложные системные образования; в) как относительно самостоятельные конституционные институты.

Социальной системой охватывается совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и вза­имоотношений между ними. Это первичный, фунда­ментальный пласт гражданского общества, оказываю­щий определяющее влияние на другие его подсистемы.

Прежде всего, здесь следует назвать блок связей, обусловливающих продолжение рода человеческого, воспроизводство человека, продление его жизни, вос­питание детей. Сюда входят институт семьи и отноше­ния, которые опосредствованы её существованием и обеспечивают соединение биологического и социаль­ного начал в обществе.

Второй блок составляют взаимосвязи, отражающие сугубо социальную природу человека: конкретные отношения между людьми как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредствованные отноше­ния между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой сумму экономических институтов и связей, которые возника­ют между людьми при реализации отношений собст­венности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отно­шения собственности, пронизывающие всю ткань эко­номической системы. В Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, госу­дарственная, муниципальная и иные формы собствен­ности.

Отношения по поводу производства материальных и нематериальных благ – второй и наиболее важный для общества структурный слой. В основе производст­ва лежит созидательный труд его членов, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений явля­ются трудовые отношения. Более опосредствованный и абстрактный характер носят производственные отно­шения, которые в силу своей специфики перестают быть зависимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы служат государственные, частные, муници­пальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные пред­приятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления об­щественного совокупного продукта есть важная со­ставная часть экономической системы, хотя они в опре­деленной степени присутствуют и в другой подсисте­ме – социальной.

Политическая система – это взятые в единстве и многообразии взаимодействующие и развивающиеся на основе определенных форм собственности в ходе раз­решения социальных противоречий объединения (орга­низации) людей, которые отражают интересы и волю социальных общностей (народа, классов, наций, слоев, групп), осуществляют политическую власть или борют­ся за её осуществление. В структуру политической системы входят целостные саморегулирующиеся эле­менты (организации) – государство, политические пар­тии, общественно-политические движения, объедине­ния и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем политической сис­темы являются отношения по поводу власти, которые пронизывают данную систему во всех её сферах, на всех этапах жизнедеятельности. Властные отношения весьма разнообразны: между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и др.

Особое место занимают взаимосвязи, складывающи­еся в процессе деятельности политических партий, конечная цель которых – всегда политическая (госу­дарственная) власть.

Помимо сугубо властных наличествует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические ор­ганизации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредст­венной демократии и т. д.

Духовно-культурную систему образуют связи меж­ду людьми, их объединениями, государством и обще­ством в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующими материализованными институтами и учреждениями (образовательными, научными, куль­турными, религиозными), через которые реализуются эти связи.

Базовый блок в этой сфере – отношения, возника­ющие по поводу образования. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности, его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества, без образования не может нор­мально функционировать не только духовно-культур­ная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути их

формирования, неоднозначно воздействие на человека, но их консолидируют направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духов­ных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом лично и при помощи средств массовой информации. В число её структур­ных элементов входят государственные, общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осу­ществляющие производство и выпуск таких средств. Информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского об­щества необходимо иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, приведенная классификация предпринята в учебных целях и достаточно условна. В действитель­ности названные структурные части тесно взаимосвя­заны и взаимопроникаемы. Объединяющим их факто­ром, эпицентром выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении указанных подсистем как относительно самостоятельных явлений нужно кроме материализованных институтов и взаимосвязей между ними учитывать и другие составляющие. В реальной жизни экономические структуры, политические орга­низации, социальные общности невозможно отделить от соответствующих идей, норм, традиций. В-третьих, надо видеть то, что упорядочивающим фактором струк­туры и процесса жизнедеятельности общественного ор­ганизма служит право с его естественной общегумани­стической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством.

Конституционное право рассматривает гражданское общество прежде всего как объект правового регулирования. Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обус­ловлены тем, что Конституция Российской Федерации является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным ак­там о правах человека и гражданина, и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на обще­ственные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и федеральных конституционных, за­конов, а также конституционное и уставное регулирова­ние, осуществляемое субъектами Российской Федера­ции в пределах своей компетенции. Кроме того, следу­ет помнить о том, что в этом разделе речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества.

Юридическая специфика позволяет выделить четы­ре направления конституционного регулирования об­щественных отношений:

1) Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в ст. 2 говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а в ст. 3носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации провозглашается её многонациональ­ный народ;

2)Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии скоторыми могут возникнуть опреде­ленные правовые отношения. Например, согласно ст. 6 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается согласно федеральному закону;

3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст. 32 за­крепляются право граждан на участие в управлении Делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

4) Конституция содержит гарантии реализации прав, обязанностей и полномочий субъектов. В частности, в ст. 12 содержится положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Гарантии осуществления прав граждан могут быть выражены в виде обязанности государства или его органов. Например, в ст. 24 устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому воз­можность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и сво­боды, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со структурой гражданского обще­ства можно выделить институты конституционного регулирования, опосредствующие определенные сфе­ры его жизнедеятельности.

Институт социальной системы охватывает отноше­ния, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодатель­ство исходит из того, что российский народ с его общей судьбой должен утвердить права и свободы человека, мир и согласие на своей земле. Он несет ответствен­ность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и другие ресурсы ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории (ст. 9). Конституция объявляет Рос­сийскую Федерацию социальным государством, поли­тика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного ми­нимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий.

Институт экономической системы – это совокуп­ность конституционных норм, регулирующих отноше­ния людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отноше­ний идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспре­пятственного осуществления, закрепления прав собст­венника и предпринимателя. «В Российской Федера­ции, – гласит ст. 8, – гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Важное значение для характеристики конституци­онного регулирования современных экономических от­ношений имеет конституционный статус предпринима­теля. В ст. 34 Основного Закона закрепляется право каждого на свободное использование своих способно­стей и имущества для предпринимательской деятель­ности. Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Федерации делают его необходимым интегрирующим фактором экономи­ческой жизни страны. Впервые в российском законо­дательстве реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс РФ (часть первая), развивающий и конкретизирующий конституционные положения.

Институт политической системы регулирует отноше­ния, связанные с осуществлением политической власти. Единственным её источником признается российский народ, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политиче­ских институтов (организаций), предусмотренных и за­крепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государ­ству. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11 её осуще­ствляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации реализуют образуемые ими органы госу­дарственной власти. Подробнее эти вопросы рассмат­риваются в следующих разделах учебного пособия.

Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 3 ст. 13). Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в органах законодательной власти, учреж­дать средства массовой информации и вести пропаганду своих идей, чем оказывают значительное влияние на функционирование политической власти. В настоящее время идет процесс становления многопартийной сис­темы, из множества мелких политических партий по­степенно выкристаллизовываются крупные политиче­ские объединения, вырабатывающие долговременные программные документы и опирающиеся на определен­ные социальные слои и группы населения. Важную роль в общественно-политической жизни страны играют различного рода общественные объеди­нения. Они участвуют в формировании органов госу­дарственной власти, представляют и защищают законные интересы своих членов в государственных и обще­ственных органах и ведут иную работу для достижения целей, предусмотренных их уставами. Регистра­цию уставов общественных объединений и контроль за соответствием их деятельности уставным положениям осуществляет Министерство юстиции РФ. Конститу­ция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, ра­совой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Институт конституционного регулирования духов­но-культурной системы состоит из комплекса норм, расположенных в различных главах Основного Закона (ст. 14, 26, 28, 29, 43, 44, 71, 72). Для цивилизованного гражданского общества Российской Федерации опре­деляющее значение имеет провозглашение её светс­ким государством. Светский (гражданский) характер влияет на все аспекты духовно-культурных отноше­ний, обусловливает независимость и самобытность формирования духовного мира личности. Конституция в ч. 2 ст. 26 предоставляет каждому право на пользо­вание родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. По ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода веро­исповедания, включая право исповедовать индивиду­ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рас­пространять религиозные и иные убеждения и дейст­вовать в соответствии с ними.

С учетом ст. 13 Всеобщей декларации прав человека и на базе опыта конституционного развития страны в ст. 43 Основного Закона закрепляется право каждого человека на образование. В этой статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образова­ния и бесплатность высшего образования на конкурс­ной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Образо­вание – важнейший участок духовно-культурной жизни страны, оказывающий влияние на развитие науки, литера­туры, искусства, религии и другие сферы обществен­ного сознания. Конкретизацию конституционных положений мы находим в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в котором даны понятия образования, системы образования, образовательного учреждения, программы и стандарта. В частности, под системой образования понимается совокупность: системы преем­ственных образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образователь­ных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Непреходящее значение для функционирования ду­ховно-культурной сферы имеют конституционно за­крепленные свобода литературного, художественно­го, научного, технического и других видов творче­ства, преподавания и право каждого человека на уча­стие в культурной жизни и пользование учрежде­ниями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Институт конституционного регулирования инфор­мационной системы находится в стадии становления, так как сама эта система еще только формируется. Основополагающими здесь являются положения ст. 29 Конституции РФ, где говорится, что каждому гаранти­руется свобода мысли и слова, что каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.

Прямое отношение к данному институту имеют положения ст. 15 Основного Закона о том, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубли­кованные законы не применяются. Когда затрагивают­ся права, свободы и обязанности человека и граждани­на, любые нормативные правовые акты не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Гарантия доступа к документам и материалам, в которых содержится информация, затра­гивающая права и свободы человека, установлена ст. 24 Основного Закона РФ. В его ст. 41 предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здо­ровья людей.

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.