КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы гражданского общества
Термин «гражданское общество» был предметом научного внимания Аристотеля и Цицерона, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыслителей прошлого[123]. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученых на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия. На заре человеческой цивилизации гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Так, Аристотель утверждал, что государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. В более поздний период (XVIII–XIX вв.) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реакция на опасность беспредельного вмешательства государства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы[124]. Наиболее крайним проявлением этих взглядов стала теория анархизма, отрицающая государство как таковое. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных взаимосвязей между человеком, государством и гражданским обществом, выявления содержательных моментов, отражающих богатство взаимоотношений между людьми, разнообразие их личных и коллективных интересов. Современное понимание и значение гражданского общества как категории науки конституционного права и реального явления могут быть раскрыты при помощи классификации его структурных элементов, описания общих и специфических черт, выявления тенденций и закономерностей развития[125]. Разумеется, мы не в состоянии провести здесь широкомасштабные исследования и создать целостную теорию гражданского общества. Это требует времени, стабилизации конституционных отношений и целенаправленных усилий представителей различных отраслей науки. Вместе с тем, думается, нужно попытаться ответить на вопросы, что такое «гражданское общество», чем оно отличается от «негражданского», каковы его взаимоотношения с государством, можно ли считать таковым современное российское общество. Понятие «гражданское общество» сопряжено с категориями «человек» и «гражданин» во всем многообразии их проявлений. Первоначальной структурной единицей (клеточкой) любого сообщества выступает человек – индивид с его естественными правами, свободами и обязанностями. Приобретение человеком статуса гражданина означает приобщение его к организованному общественно целому, признание и закрепление его прав и свобод в позитивном законодательстве, обеспечение последних не только самим укладом жизни, но и государством. Можно утверждать, что широкий спектр гражданских прав, их воспроизводство и расширение по мере роста общественного благосостояния служит основой свободного и демократического развития отдельной личности и общества в целом. Для уяснения данной проблемы необходимо также четко определить аспекты взаимоотношений государства и гражданского общества. Представляется, что главное здесь не впадать в крайность, т. е. не отождествлять их и не рассматривать их как нечто совершенно отдельное друг от друга. Истина состоит в том, что государство –это уникальное произведение человечества – есть неотъемлемая и органичная часть общества. Одновременно оно выступает в качестве и политико-территориальной формы существования общественной системы, и организационно-властного средства, способствующего сохранению и развитию последней. При этом нужно помнить, что общество исторически непреходяще, генетически первично по отношению к государству, у него собственные источники и закономерности развития, в конечном счете независимые от государства. При различных исторических условиях воздействие государства на общество может быть минимальным, нормальным и тотальным. Гражданским же надо считать общество, способное обеспечить функционирование демократических институтов, реальность личной и экономической свободы людей и их объединений, сохранение общественного контроля над государственно-властными структурами. Самостоятельными признаками гражданского общества являются его системность и структурированность. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств. Но гражданскому обществу присущи полнота, устойчивость и воспроизводимость этих качеств. Важно видеть в гражданском обществе сложноструктурированную, саморазвивающуюся, целостную систему, открытую для взаимодействия с аналогичными системами в планетарном масштабе. Причем высокая степень структурированности, т. е. наличие многообразных форм и институтов, позволяющих раскрыть всю оригинальность человеческого существа,– отличительная черта именно гражданского общества. Решающее значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая защищенность отдельной личности, с другой – только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества. Таким образом, гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Разумеется, данное определение, как и все дефиниции, имеет относительное значение. Вместе с тем абсолютизировать и идеализировать гражданское общество ни в коем случае нельзя. Оно есть одновременно результат и процесс развития конкретного социального организма и мирового сообщества в целом. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но в одном случае они на определенном историческом отрезке находятся в неразвитом, зачаточном состоянии, в другом, например в условиях тоталитарного государства, – они могут быть временно подавлены, находиться в состояний сжатой пружины, в третьем, при ярко выраженном классовом характере общественного строя, – они дозируются, и, наконец, в четвертом, при достижении социального равновесия и всех названных факторов, – получают нормальное развитие. В российских научных кругах активно заговорили о гражданском обществе после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и опубликования в этом же году проекта Конституции Российской Федерации, в котором один из разделов назывался «Гражданское общество». Проблема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленной суверенной России, и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву[126]. Однако в Основном Законе Российской Федерации о гражданском обществе прямо нигде не упоминается. А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной? Полагаем, что да. В пользу этого можно привести следующие аргументы: 1) конституционное право как научная и учебная дисциплина не должно да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; ' 2) категория «гражданское общество», прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идеями конституционализма не случайно. Само гражданское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм; 3) положения гл. 1 и 2 Конституции РФ фактически отражают сложившиеся в теории представления о содержании и структуре гражданского общества; 4) рассматриваемая категория исторически и логически неразрывна с категорией «правовое государство», цель создания которого заложена в Основном Законе РФ; 5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положений о демократическом, социальном, светском характере российской государственности. Российское гражданское общество – реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же несмотря на названные сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с сохранением позитивного опыта собственного прошлого, своих самобытных черт. Оно зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед гражданским обществом. Рассмотрим теперь структуру гражданского общества как социального явления и объекта правового регулирования. Структура – внутреннее строение общества, которое отражает многообразие и взаимодействие его составляющих и обеспечивает его целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек со своими естественными потребностями и интересами, которые внешне выражены в его юридических правах и обязанностях. Составляющими (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде единства пяти подсистем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социальной (в узком смысле слова), экономической, политической, духовно-культурной и информационной. В науке конституционного права они рассматриваются: а) как общественно-политические категории; 6) как сложные системные образования; в) как относительно самостоятельные конституционные институты. Социальной системой охватывается совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, фундаментальный пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на другие его подсистемы. Прежде всего, здесь следует назвать блок связей, обусловливающих продолжение рода человеческого, воспроизводство человека, продление его жизни, воспитание детей. Сюда входят институт семьи и отношения, которые опосредствованы её существованием и обеспечивают соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют взаимосвязи, отражающие сугубо социальную природу человека: конкретные отношения между людьми как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.). Третий блок образуют опосредствованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами). Экономическая система представляет собой сумму экономических институтов и связей, которые возникают между людьми при реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономической системы. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения по поводу производства материальных и нематериальных благ – второй и наиболее важный для общества структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд его членов, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредствованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики перестают быть зависимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы служат государственные, частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта есть важная составная часть экономической системы, хотя они в определенной степени присутствуют и в другой подсистеме – социальной. Политическая система – это взятые в единстве и многообразии взаимодействующие и развивающиеся на основе определенных форм собственности в ходе разрешения социальных противоречий объединения (организации) людей, которые отражают интересы и волю социальных общностей (народа, классов, наций, слоев, групп), осуществляют политическую власть или борются за её осуществление. В структуру политической системы входят целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем политической системы являются отношения по поводу власти, которые пронизывают данную систему во всех её сферах, на всех этапах жизнедеятельности. Властные отношения весьма разнообразны: между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и др. Особое место занимают взаимосвязи, складывающиеся в процессе деятельности политических партий, конечная цель которых – всегда политическая (государственная) власть. Помимо сугубо властных наличествует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и т. д. Духовно-культурную систему образуют связи между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующими материализованными институтами и учреждениями (образовательными, научными, культурными, религиозными), через которые реализуются эти связи. Базовый блок в этой сфере – отношения, возникающие по поводу образования. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности, его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества, без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути их формирования, неоднозначно воздействие на человека, но их консолидируют направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом лично и при помощи средств массовой информации. В число её структурных элементов входят государственные, общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск таких средств. Информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества. При характеристике структуры гражданского общества необходимо иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, приведенная классификация предпринята в учебных целях и достаточно условна. В действительности названные структурные части тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим их фактором, эпицентром выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении указанных подсистем как относительно самостоятельных явлений нужно кроме материализованных институтов и взаимосвязей между ними учитывать и другие составляющие. В реальной жизни экономические структуры, политические организации, социальные общности невозможно отделить от соответствующих идей, норм, традиций. В-третьих, надо видеть то, что упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством. Конституционное право рассматривает гражданское общество прежде всего как объект правового регулирования. Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обусловлены тем, что Конституция Российской Федерации является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным актам о правах человека и гражданина, и принята всенародным голосованием (референдумом). Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на общественные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и федеральных конституционных, законов, а также конституционное и уставное регулирование, осуществляемое субъектами Российской Федерации в пределах своей компетенции. Кроме того, следует помнить о том, что в этом разделе речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества. Юридическая специфика позволяет выделить четыре направления конституционного регулирования общественных отношений: 1) Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в ст. 2 говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а в ст. 3носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации провозглашается её многонациональный народ; 2)Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии скоторыми могут возникнуть определенные правовые отношения. Например, согласно ст. 6 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается согласно федеральному закону; 3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст. 32 закрепляются право граждан на участие в управлении Делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; 4) Конституция содержит гарантии реализации прав, обязанностей и полномочий субъектов. В частности, в ст. 12 содержится положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Гарантии осуществления прав граждан могут быть выражены в виде обязанности государства или его органов. Например, в ст. 24 устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со структурой гражданского общества можно выделить институты конституционного регулирования, опосредствующие определенные сферы его жизнедеятельности. Институт социальной системы охватывает отношения, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодательство исходит из того, что российский народ с его общей судьбой должен утвердить права и свободы человека, мир и согласие на своей земле. Он несет ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и другие ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории (ст. 9). Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий. Институт экономической системы – это совокупность конституционных норм, регулирующих отношения людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отношений идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспрепятственного осуществления, закрепления прав собственника и предпринимателя. «В Российской Федерации, – гласит ст. 8, – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Важное значение для характеристики конституционного регулирования современных экономических отношений имеет конституционный статус предпринимателя. В ст. 34 Основного Закона закрепляется право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Федерации делают его необходимым интегрирующим фактором экономической жизни страны. Впервые в российском законодательстве реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс РФ (часть первая), развивающий и конкретизирующий конституционные положения. Институт политической системы регулирует отношения, связанные с осуществлением политической власти. Единственным её источником признается российский народ, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политических институтов (организаций), предусмотренных и закрепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государству. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11 её осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации реализуют образуемые ими органы государственной власти. Подробнее эти вопросы рассматриваются в следующих разделах учебного пособия. Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 3 ст. 13). Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в органах законодательной власти, учреждать средства массовой информации и вести пропаганду своих идей, чем оказывают значительное влияние на функционирование политической власти. В настоящее время идет процесс становления многопартийной системы, из множества мелких политических партий постепенно выкристаллизовываются крупные политические объединения, вырабатывающие долговременные программные документы и опирающиеся на определенные социальные слои и группы населения. Важную роль в общественно-политической жизни страны играют различного рода общественные объединения. Они участвуют в формировании органов государственной власти, представляют и защищают законные интересы своих членов в государственных и общественных органах и ведут иную работу для достижения целей, предусмотренных их уставами. Регистрацию уставов общественных объединений и контроль за соответствием их деятельности уставным положениям осуществляет Министерство юстиции РФ. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Институт конституционного регулирования духовно-культурной системы состоит из комплекса норм, расположенных в различных главах Основного Закона (ст. 14, 26, 28, 29, 43, 44, 71, 72). Для цивилизованного гражданского общества Российской Федерации определяющее значение имеет провозглашение её светским государством. Светский (гражданский) характер влияет на все аспекты духовно-культурных отношений, обусловливает независимость и самобытность формирования духовного мира личности. Конституция в ч. 2 ст. 26 предоставляет каждому право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. По ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. С учетом ст. 13 Всеобщей декларации прав человека и на базе опыта конституционного развития страны в ст. 43 Основного Закона закрепляется право каждого человека на образование. В этой статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и бесплатность высшего образования на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Образование – важнейший участок духовно-культурной жизни страны, оказывающий влияние на развитие науки, литературы, искусства, религии и другие сферы общественного сознания. Конкретизацию конституционных положений мы находим в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в котором даны понятия образования, системы образования, образовательного учреждения, программы и стандарта. В частности, под системой образования понимается совокупность: системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Непреходящее значение для функционирования духовно-культурной сферы имеют конституционно закрепленные свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Институт конституционного регулирования информационной системы находится в стадии становления, так как сама эта система еще только формируется. Основополагающими здесь являются положения ст. 29 Конституции РФ, где говорится, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, что каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура. Прямое отношение к данному институту имеют положения ст. 15 Основного Закона о том, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Когда затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, любые нормативные правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Гарантия доступа к документам и материалам, в которых содержится информация, затрагивающая права и свободы человека, установлена ст. 24 Основного Закона РФ. В его ст. 41 предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Глава 5
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |