КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданство как составная часть правового статуса личности
Общая характеристика и источники правового регулирования института гражданства. Гражданство – это юридическое оформление состава населения страны; его основой выступает фактическая принадлежность лица к государству[136]. В юридической плоскости гражданство – это явление, с одной стороны, «объективного права», а с другой – «субъективного права». Под гражданством в его объективном значении необходимо понимать институт права и законодательства, а в субъективном – признанную и закрепленную в законе принадлежность лица к конкретному государству. Во втором качестве гражданство находит выражение в правах личности по поводу гражданства (его приобретения, утраты и т. д.). Первый этап становления и развития гражданства в обновленной России протекал вплоть до принятия в 1993 г. Конституции РФ. В этот период Закон от 28 ноября 1991 г. решил ряд конкретных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием различных форм организации государственной и общественной жизни, преодолением искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами. Отдельные вопросы гражданства рассматривались в таких законодательных актах России, как Закон «О беженцах» и Закон «О вынужденных переселенцах» (оба от 19 февраля 1993 г.), Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. Принципиальные установки Закона «О гражданстве РФ» вошли в Конституцию РФ 1993г. Второй этап в развитии гражданства в России начался после принятия Конституции РФ, которая приблизила гражданство России к мировым стандартам (ст. 6, 62, 71, 89). Данный этап можно охарактеризовать как период выработки генеральной стратегии в вопросе о гражданстве. В 1994–1996гг. были внесены некоторые изменения и дополнения в Закон «О гражданстве», приняты акты Президента РФ, направленные на дальнейшее воплощение в институте гражданства демократических принципов, более полный учет интересов граждан. Принятие Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г. можно считать третьим этапом в развитии института гражданства, этапа выработки тактических приемов и способов реализации норм института гражданства. Последним этапом в правовом оформлении института гражданства следует считать принятие нового Федерального Закона «О гражданстве в РФ» от 31 мая 2002г., который, отменяя многие положения предыдущего закона, внес много нового в правовое оформление данного института. В выше упомянутом законе гражданство определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Связи между гражданином и государством присущи два свойства: а) устойчивость; б) основанность только на букве закона. Устойчивость гражданства как права и правоотношения проявляется в пространстве и во времени. В пространстве гражданство характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и в тех случаях, когда гражданин выезжает за границу, ибо и тогда у гражданина и государства имеются взаимные права и обязанности. Согласно ст. 4 Закона «О гражданстве РФ» проживание гражданина России за её пределами не прекращает его гражданства, т. е. территориально, рамками России, гражданство не ограничено. Устойчивость гражданства во времени выражается в его непрерывности и бессрочности. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Во-первых, гражданство сохраняется на протяжении всей жизни человека – от рождения до смерти; во-вторых, по законодательству РФ прекращение гражданства по инициативе государства не допускается, а прекращение его по ходатайству гражданина требует согласия государства. Фиксация правового характера связи лица с государством в рамках гражданства, есть по существу отказ от прежнего видения характера отношений между государством и человеком, в котором права и интересы человека подчинены правам и интересам коллектива, общества, государства, и утверждением принципиально нового типа отношений между ними как равноправными партнерами общественного договора. Тем самым Российская Федерация признает, что права человека не дар государства, не чье-то благодеяние, а черта, свойственная всякому индивиду и по-настоящему демократически устроенному государству. Гражданство – правовая категория, которая тесно связана с индивидом и в конечном счете со всем населением государства. Последнее необходимо понимать как фактическое население и население в государственно-правовом смысле. Фактическое население – все лица, проживающие на территории государства – его граждане, иностранцы, лица без гражданства. Население в государственно-правовом понимании – это граждане данного государства, причем не только те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей. 1. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: с одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты государством прав своих граждан, а с другой – как средство защиты прав и интересов государства. 2. Гражданство есть связующее звено между народным суверенитетом и свободой гражданина. Гражданин, осуществляя свои права, свободы и обязанности в полном объеме (в отличие от урезанного их объема у иностранцев и лиц без гражданства), тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоциированным носителем которого согласно ст. 3 Конституции РФ он является. 3. Идея гражданства, будучи одним из элементов конституционной идеологии, исторически тесно переплетена с идеями равенства и народного суверенитета, поскольку с гражданством связывались уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти как право «на долю во власти суверена». С момента допущения народа к власти (через участие в выборах, законодательствовании, управлении государством) гражданин перестает быть исключительно объектом властвования, становится субъектом власти. 4. Гражданство – непременная предпосылка обладания лицом всем комплексом прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией обязанностей, а также защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за его рубежами. 5. Институт гражданства – «срез» конституционного строя на уровне личности, а поскольку главной ценностью конституционного строя является личность в государстве, состояние института гражданства служит одним из показателей состояния конституционного строя. Гражданство – неотъемлемый элемент конституционного строя. 6. Гражданство часто рассматривается как субъективное право личности, и в этом смысле обычно говорят о праве на гражданство. Основание для этого дает ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также Глава II Закона «О гражданстве РФ»[137]. Определенность в данный вопрос вносит ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, которая отдельные фундаментальные положения о гражданстве, содержащиеся в Декларации, не включила в перечень личных прав (гл. 2), а отнесла к основам конституционного строя Российской Федерации[138]. Право на гражданство. Гражданство, как уже говорилось, представляет собой своеобразное субъективное право, в котором можно выделить следующие элементы: 1) понятие гражданства и принципы его законодательного регулирования; 2) двойное гражданство, без гражданство и иностранное гражданство; 3) определение оснований и других общих условий и способов приобретения гражданства; 4) прекращение гражданства, его способы и условия; 5) гражданство детей и недееспособных лиц; 6) исполнение решений по делам о гражданстве и их обжалование. Важнейший принцип гражданства – признание права на гражданство за каждым человеком, находящимся в сфере юрисдикции данного государства на его территории или вне ее. Принцип «каждый человек имеет право на гражданство» означает, во-первых, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, а, во-вторых, что каждое государство должно принимать меры к сокращению случаев без гражданства. Признание права на гражданство за каждым человеком равным в своем достоинстве и в правах со всеми другими людьми. Последовательное осуществление такого подхода – важнейшее условие предупреждения произвола государства по отношению к правам и свободам человека и гражданина, в том числе к праву на гражданство. Любой человек при наступлении определенных юридических фактов должен быть во всех случаях и незамедлительно принят в гражданство государства. Это вытекает из ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и конвенции «О сокращении без гражданства» от 30 августа 1961 г. Каждое государство – член ООН, как гласит ст. 5 конвенции, должно позаботиться о том, чтобы, во-первых, утрата гражданства страны была обусловлена приобретением другого гражданства, а, во-вторых, ограничение права субъекта на гражданство того государства, где он постоянно проживает, должно быть исключением, а не правилом, единовременно распространенным на значительную часть населения страны. В российском законодательстве этот принцип наполняется для личности новым содержанием: каждое лицо, родившееся на территории Российской Федерации (или за её пределами, но его родители – граждане России), является гражданином Российской Федерации; каждый человек, в том числе не проживающий в Российской Федерации, имеет право на приобретение гражданства России. С принципом признания права на гражданство тесно связан принцип равного гражданства. Смысл его состоит в том, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства обладают равными правами и обязанностями, вытекающими из состояния в гражданстве РФ. «Равное гражданство» с правовой точки зрения имеет два аспекта: 1) гражданство признается «равным» независимо от оснований его приобретения (по рождению или вследствие натурализации); 2) все граждане РФ равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства. Принцип равного гражданства, закрепленный в ст. 8 Закона «О гражданстве РФ», находит свое проявление и в том, что вступление в брак гражданина или гражданки РФ с лицом, являющимся гражданином иностранного государства, не служит основанием для автоматического изменения российского гражданства. Каждое государство, будучи суверенным, само определяет основания для признания лиц своими гражданами по рождению. При этом используется обычно принцип «права территории» или принцип «права крови» [139]. Согласно принципу «права территории» ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился. «Принцип права крови» дает возможность ребенку, родившемуся от родителей – граждан РФ, приобрести гражданство своих родителей независимо от места рождения. Используя принцип «права территории», ст. 12 Закона «О гражданстве РФ» решает вопрос о гражданстве ребенка исходя из места его рождения; при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такового ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ. Согласно п.2 ст. 12 Закона «О гражданстве РФ» находящийся на территории РФ ребенок, родители которого неизвестны, является гражданином РФ. Спорным и подлежащим дальнейшему изучению является принцип единого гражданства, который вытекает из ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве РФ». В соответствии с этим принципом граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, одновременно признаются гражданами этой республики. В настоящее время конституциями республик в составе РФ закрепляется и обратный порядок действия этого принципа. Так, согласно ст. 12 Конституции Республики Саха (Якутия) гражданин Республики Саха (Якутия) является одновременно гражданином РФ. Принцип единого гражданства претерпел в последние годы значительную эволюцию. Конституции СССР и законы о гражданстве определяли принцип единства на основе движения «снизу вверх» (принадлежность к гражданству республики служила основанием гражданства СССР). В Законе «О гражданстве РФ» впервые закреплен обратный процесс: именно граждане России являются одновременно гражданами республик в её составе, если они проживают на их территории. Данная перестановка не только закрепляет юридические приоритеты гражданства единой федерации, но и выступает показателем социально-политической связи лица с государством – принадлежности человека к самому широкому социуму в рамках государства: многонациональному народу Российской Федерации, носителю суверенитета. Отметим и тот факт, что гражданство как естественное состояние человека связывается не с его национальной принадлежностью, а с тем положением, которое он приобретает как ассоциированный носитель суверенитета народа. Развитие принципа единого гражданства произошло на базе Конституции РФ. Закрепляя гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, она определила, что гражданство признается единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. б). В этой статье уже нет упоминания о федеративном характере гражданства, а принципы федерализма и гражданства нашли свое место в различных статьях Конституции. Федерализм и гражданство – самостоятельные основы конституционного строя. Закрепляя перечень субъектов РФ и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности, ст. 5 Конституции не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ. Подлинное, не опосредованное федеративной структурой государства единство гражданства имеет правовые основания, содержащиеся в Конституции РФ. Единое гражданство обусловлено характером её субъектов. Здесь нашла отражение мировая практика федерализма, базирующаяся на отказе от идеи суверенитета государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик – одна из важных гарантий государственной целостности России, поскольку Конституция не предусматривает и право субъектов на выход из состава России. Нерасторжимость есть главная черта федерации в её классическом виде, предполагающая конституционную, а не договорную основу её образования. Отсюда вытекает, что правосубъектность членов такой федерации не может «претендовать» на наличие всей совокупности классических признаков государства. Эта закономерность связи государственного суверенитета с решением вопросов гражданства призвана служить основанием для выявления и подтверждения гражданства Российской Федерации как единственно суверенного государства. Принцип самостоятельного решения человеком вопроса о гражданстве. Каждый человек обладает правом на приобретение российского гражданства в соответствии с законом и точно так же в соответствии с законом он обладает правом выхода из гражданства России. Гражданин не может быть принудительно лишен гражданства, а также лишен права изменить свое гражданство. Выбор гражданства – право самого человека, и никто не может решить этот вопрос за него или принудить его к какому-либо решению. Но здесь есть особенности, которые заключаются в следующем: а) способность личности самостоятельно решать вопросы гражданства наступает при достижении 18 лет (полной правосубъектности) (ст. 60 Конституции РФ); б) гражданство недееспособных лиц следует гражданству опекуна, попечителя (ст. 27 Закона «О гражданстве РФ»); в) существует особая процедура усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами (пп. 25, 34 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам от 15 сентября 1995г.). Принцип неотъемлемости гражданства состоит в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за противоправные деяния и основывается на том, что государство не использует лишение гражданства, высылку за границу за пределы страны и выдачу гражданина другому государству в качестве основной или факультативной меры наказания. Меры ответственности в виде лишения гражданства, выдворения за пределы государства были весьма распространены в бывшем Союзе ССР. До декабря 1958 г. действовала норма УК РСФСР, предоставлявшая государству право лишать гражданства по суду и выдворять лицо за пределы СССР. Президиум Верховного Совета СССР в 1967г. принял указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Гражданин считался лишенным гражданства с момента выезда из СССР. Указ носил закрытый характер и нигде не публиковался, кроме того, на него нельзя было ссылаться. Но с 1967 по 1991 г. (до момента официального опубликования указа) в индивидуальном порядке были лишены гражданства СССР 175 человек. Конституция РФ предусматривает, что гражданин РФ не может быть ни лишен её гражданства, ни выдан другому государству. Выдача же гражданина может произойти не иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. С принятием 16 июня 1996 г. Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» приобретает четкость принцип сохранения за гражданином РФ, проживающим за её пределами, гражданства РФ. Миграционные процессы дают возможность говорить о том, что граждане реализуют возможность приобрести постоянное место жительства за рубежом. Некоторые из них рвут всякие связи с Россией, а другие сохраняют такую связь и имеют право в соответствии с Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» беспрепятственно возвращаться в РФ. Тем самым подтверждается положение, что проживание граждан РФ за её пределами не влечет за собой утрату ими гражданства России. Рассмотренный принцип дополняется принципом защиты и покровительства РФ гражданам России. В нем сосредоточено основное содержание, цель гражданства. Возлагая на своих граждан полный объем прав, свобод и обязанностей, государство в свою очередь обеспечивает им покровительство не только на своей территории, но и за её пределами на основании существующей между ними двусторонней связи в данном правоотношении. В противном случае институт гражданства утратил бы всякий смысл. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. В ст. 11 Закона «О гражданстве РФ» дается перечень оснований, по которым гражданство приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Приобретение гражданства России по рождению – наиболее распространенный способ. Гражданство родившегося ребенка зависит от нескольких факторов: а) кто его родители (принцип права крови); б) где родился (принцип права территории); в) некоторые другие обстоятельства (см. таблицу).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |