Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданство как составная часть правового статуса личности




 

Общая характеристика и источники правового регулирования института гражданства. Гражданство – это юридическое оформление состава населе­ния страны; его основой выступает фактическая принадлежность лица к государству[136].

В юридической плоскости гражданство – это явление, с од­ной стороны, «объективного права», а с другой – «субъективно­го права». Под гражданством в его объективном значении необходимо понимать институт права и законодательства, а в субъективном – признанную и закрепленную в законе при­надлежность лица к конкретному государству. Во втором качестве гражданство находит выражение в правах личности по поводу гражданства (его приобретения, утраты и т. д.).

Первый этап становления и развития гражданства в обнов­ленной России протекал вплоть до принятия в 1993 г. Консти­туции РФ. В этот период Закон от 28 ноября 1991 г. решил ряд конкретных правовых проблем, возникших в связи с пре­образованием различных форм организации государственной и общественной жизни, преодолением искусственной самоизоля­ции страны и развитием отношений с другими странами и наро­дами. Отдельные вопросы гражданства рассматривались в таких законодательных актах России, как Закон «О беженцах» и За­кон «О вынужденных переселенцах» (оба от 19 февраля 1993 г.), Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. Принципиальные установки Закона «О гражданстве РФ» вошли в Конституцию РФ 1993г.

Второй этап в развитии гражданства в России начался после принятия Конституции РФ, которая приблизила гражданство России к мировым стандартам (ст. 6, 62, 71, 89). Данный этап можно охарактеризовать как период выработки генеральной стратегии в вопросе о гражданстве. В 1994–1996гг. были вне­сены некоторые изменения и дополнения в Закон «О граждан­стве», приняты акты Президента РФ, направленные на дальней­шее воплощение в институте гражданства демократических принципов, более полный учет интересов граждан.

Принятие Федерального закона «О порядке выезда из Россий­ской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г. можно считать третьим этапом в развитии ин­ститута гражданства, этапа выработки тактических приемов и способов реализации норм института гражданства.

Последним этапом в правовом оформлении института гражданства следует считать принятие нового Федерального Закона «О гражданстве в РФ» от 31 мая 2002г., который, отменяя многие положения предыдущего закона, внес много нового в правовое оформление данного института.

В выше упомянутом законе гражданство определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3).

Связи между гражданином и государством присущи два свойства: а) устойчивость; б) основанность только на букве закона.

Устойчивость гражданства как права и правоотношения про­является в пространстве и во времени.

В пространстве гражданство характеризуется тем, что пра­вовая связь лица с государством сохраняется и в тех случаях, когда гражданин выезжает за границу, ибо и тогда у гражданина и государства имеются взаимные права и обязанности. Согласно ст. 4 Закона «О гражданстве РФ» проживание гражданина Рос­сии за её пределами не прекращает его гражданства, т. е. терри­ториально, рамками России, гражданство не ограничено.

Устойчивость гражданства во времени выражается в его не­прерывности и бессрочности. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Во-первых, гражданство сохраняется на протяжении всей жизни человека – от рожде­ния до смерти; во-вторых, по законодательству РФ прекращение гражданства по инициативе государства не допускается, а пре­кращение его по ходатайству гражданина требует согласия го­сударства.

Фиксация правового характера связи лица с государством в рамках гражданства, есть по существу отказ от прежнего видения характера отношений между государством и челове­ком, в котором права и интересы человека подчинены правам и интересам коллектива, общества, государства, и утверждением принципиально нового типа отношений между ними как равно­правными партнерами общественного договора.

Тем самым Российская Федерация признает, что права человека не дар государства, не чье-то благодеяние, а черта, свойственная всякому индивиду и по-настоящему демократи­чески устроенному государству. Гражданство – правовая кате­гория, которая тесно связана с индивидом и в конечном счете со всем населением государства. Последнее необходимо понимать как фактическое население и население в государственно-правовом смысле. Фактическое население – все лица, прожи­вающие на территории государства – его граждане, иностранцы, лица без гражданства. Население в государственно-правовом понимании – это граждане данного государства, причем не толь­ко те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей.

1. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: с одной стороны, гражданство выступа­ет как средство и способ защиты государством прав своих граждан, а с другой – как средство защиты прав и интересов государства.

2. Гражданство есть связующее звено между народным суве­ренитетом и свободой гражданина. Гражданин, осуществляя свои права, свободы и обязанности в полном объеме (в отличие от урезанного их объема у иностранцев и лиц без гражданства), тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоци­ированным носителем которого согласно ст. 3 Конституции РФ он является.

3. Идея гражданства, будучи одним из элементов конститу­ционной идеологии, исторически тесно переплетена с идеями равенства и народного суверенитета, поскольку с гражданством связывались уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти как право «на долю во власти суверена». С момента допущения народа к власти (через участие в выборах, законодательствовании, управлении государством) гражданин перестает быть исключи­тельно объектом властвования, становится субъектом власти.

4. Гражданство – непременная предпосылка обладания ли­цом всем комплексом прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией обязанностей, а также защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за его рубежами.

5. Институт гражданства – «срез» конституционного строя на уровне личности, а поскольку главной ценностью конститу­ционного строя является личность в государстве, состояние института гражданства служит одним из показателей состояния конституционного строя. Гражданство – неотъемлемый элемент конституционного строя.

6. Гражданство часто рассматривается как субъективное право личности, и в этом смысле обычно говорят о праве на гражданство. Основание для этого дает ст. 15 Всеобщей декла­рации прав человека 1948 г., а также Глава II Закона «О граж­данстве РФ»[137]. Определенность в данный вопрос вносит ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, которая отдельные фундаментальные поло­жения о гражданстве, содержащиеся в Декларации, не включи­ла в перечень личных прав (гл. 2), а отнесла к основам конституционного строя Российской Федерации[138].

Право на гражданство. Гражданство, как уже говорилось, представляет собой свое­образное субъективное право, в котором можно выделить следующие элементы: 1) понятие гражданства и принципы его законодательного регулирования; 2) двойное гражданство, без гражданство и иностранное гражданство; 3) определение осно­ваний и других общих условий и способов приобретения гражданства; 4) прекращение гражданства, его способы и усло­вия; 5) гражданство детей и недееспособных лиц; 6) исполне­ние решений по делам о гражданстве и их обжалование.

Важнейший принцип гражданства – признание права на гражданство за каждым человеком, находящимся в сфере юрисдикции данного государства на его территории или вне ее. Принцип «каждый человек имеет право на гражданство» означает, во-первых, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданст­во, а, во-вторых, что каждое государство должно принимать меры к сокращению случаев без гражданства. Признание права на гражданство за каждым человеком равным в своем достоинстве и в правах со всеми другими людьми.

Последовательное осуществление такого подхода – важней­шее условие предупреждения произвола государства по отноше­нию к правам и свободам человека и гражданина, в том числе к праву на гражданство. Любой человек при наступлении определенных юридических фактов должен быть во всех случа­ях и незамедлительно принят в гражданство государства. Это вытекает из ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и кон­венции «О сокращении без гражданства» от 30 августа 1961 г. Каждое государство – член ООН, как гласит ст. 5 конвенции, должно позаботиться о том, чтобы, во-первых, утрата граждан­ства страны была обусловлена приобретением другого граждан­ства, а, во-вторых, ограничение права субъекта на гражданство того государства, где он постоянно проживает, должно быть исключением, а не правилом, единовременно распространенным на значительную часть населения страны.

В российском законодательстве этот принцип наполняется для личности новым содержанием: каждое лицо, родившееся на территории Российской Федерации (или за её пределами, но его родители – граждане России), является гражданином Российской Федерации; каждый человек, в том числе не проживающий в Российской Федерации, имеет право на приобретение граждан­ства России.

С принципом признания права на гражданство тесно связан принцип равного гражданства. Смысл его состоит в том, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства обладают равными правами и обя­занностями, вытекающими из состояния в гражданстве РФ. «Равное гражданство» с правовой точки зрения имеет два аспекта: 1) гражданство признается «равным» независимо от оснований его приобретения (по рождению или вследствие натурализации); 2) все граждане РФ равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной при­надлежности, вероисповедания, образования, языка, политичес­ких и иных убеждений, рода занятий, места жительства. Принцип равного гражданства, закрепленный в ст. 8 Закона «О гражданстве РФ», находит свое проявление и в том, что вступление в брак гражданина или гражданки РФ с лицом, являющимся гражданином иностранного государства, не слу­жит основанием для автоматического изменения российского гражданства.

Каждое государство, будучи суверенным, само определяет основания для признания лиц своими гражданами по рожде­нию. При этом используется обычно принцип «права террито­рии» или принцип «права крови» [139].

Согласно принципу «права территории» ребенок приобрета­ет гражданство того государства, на территории которого он родился. «Принцип права крови» дает возможность ребенку, родившемуся от родителей – граждан РФ, приобрести граждан­ство своих родителей независимо от места рождения.

Используя принцип «права территории», ст. 12 Закона «О гражданстве РФ» решает вопрос о гражданстве ребенка ис­ходя из места его рождения; при различном гражданстве роди­телей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такового ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ. Согласно п.2 ст. 12 Закона «О гражданстве РФ» находящийся на территории РФ ребенок, родители которого неизвестны, является гражданином РФ.

Спорным и подлежащим дальнейшему изучению является принцип единого гражданства, который вытекает из ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве РФ». В соответствии с этим принципом граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в со­ставе РФ, одновременно признаются гражданами этой республи­ки. В настоящее время конституциями республик в составе РФ закрепляется и обратный порядок действия этого принципа. Так, согласно ст. 12 Конституции Республики Саха (Якутия) гражданин Республики Саха (Якутия) является одновременно гражданином РФ.

Принцип единого гражданства претерпел в последние годы значительную эволюцию.

Конституции СССР и законы о гражданстве определяли принцип единства на основе движения «снизу вверх» (принад­лежность к гражданству республики служила основанием граж­данства СССР). В Законе «О гражданстве РФ» впервые закреплен обратный процесс: именно граждане России являют­ся одновременно гражданами республик в её составе, если они проживают на их территории. Данная перестановка не только закрепляет юридические приоритеты гражданства единой феде­рации, но и выступает показателем социально-политической связи лица с государством – принадлежности человека к само­му широкому социуму в рамках государства: многонациональ­ному народу Российской Федерации, носителю суверенитета. Отметим и тот факт, что гражданство как естественное состоя­ние человека связывается не с его национальной принадлежнос­тью, а с тем положением, которое он приобретает как ассоции­рованный носитель суверенитета народа.

Развитие принципа единого гражданства произошло на базе Конституции РФ. Закрепляя гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, она определила, что граждан­ство признается единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. б). В этой статье уже нет упоминания о федеративном характере гражданства, а принципы федера­лизма и гражданства нашли свое место в различных статьях Конституции. Федерализм и гражданство – самостоятельные основы конституционного строя. Закрепляя перечень субъектов РФ и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектнос­ти, ст. 5 Конституции не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ. Подлинное, не опосредованное федеративной структурой государства единство гражданства имеет правовые основания, содержащиеся в Конституции РФ. Единое гражданство обу­словлено характером её субъектов. Здесь нашла отражение мировая практика федерализма, базирующаяся на отказе от идеи суверенитета государства в составе другого суверенного государства.

Отказ от конституционного закрепления суверенитета рес­публик – одна из важных гарантий государственной целостно­сти России, поскольку Конституция не предусматривает и право субъектов на выход из состава России. Нерасторжимость есть главная черта федерации в её классическом виде, предполагающая конституционную, а не договорную основу её образования. Отсюда вытекает, что правосубъектность членов такой федерации не может «претендовать» на наличие всей совокупности класси­ческих признаков государства. Эта закономерность связи госу­дарственного суверенитета с решением вопросов гражданства призвана служить основанием для выявления и подтверждения гражданства Российской Федерации как единственно суверен­ного государства.

Принцип самостоятельного решения человеком вопроса о гражданстве. Каждый человек обладает правом на приобрете­ние российского гражданства в соответствии с законом и точно так же в соответствии с законом он обладает правом выхода из гражданства России.

Гражданин не может быть принудительно лишен гражданст­ва, а также лишен права изменить свое гражданство. Выбор гражданства – право самого человека, и никто не может решить этот вопрос за него или принудить его к какому-либо решению. Но здесь есть особенности, которые заключаются в следующем:

а) способность личности самостоятельно решать вопросы гражданства наступает при достижении 18 лет (полной право­субъектности) (ст. 60 Конституции РФ);

б) гражданство недееспособных лиц следует гражданству опекуна, попечителя (ст. 27 Закона «О гражданстве РФ»);

в) существует особая процедура усыновления детей, являю­щихся гражданами РФ, иностранными гражданами (пп. 25, 34 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам от 15 сентября 1995г.).

Принцип неотъемлемости гражданства состоит в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за проти­воправные деяния и основывается на том, что государство не использует лишение гражданства, высылку за границу за пре­делы страны и выдачу гражданина другому государству в каче­стве основной или факультативной меры наказания. Меры ответственности в виде лишения гражданства, выдворения за пределы государства были весьма распространены в бывшем Союзе ССР. До декабря 1958 г. действовала норма УК РСФСР, предоставлявшая государству право лишать граж­данства по суду и выдворять лицо за пределы СССР.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967г. принял указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Гражданин считался лишенным гражданства с мо­мента выезда из СССР. Указ носил закрытый характер и нигде не публиковался, кроме того, на него нельзя было ссылаться. Но с 1967 по 1991 г. (до момента официального опубликования указа) в индивидуальном порядке были лишены гражданства СССР 175 человек.

Конституция РФ предусматривает, что гражданин РФ не мо­жет быть ни лишен её гражданства, ни выдан другому государству. Выдача же гражданина может произойти не иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

С принятием 16 июня 1996 г. Федерального закона «О по­рядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» приобретает четкость принцип сохранения за граж­данином РФ, проживающим за её пределами, гражданства РФ. Миграционные процессы дают возможность говорить о том, что граждане реализуют возможность приобрести постоянное место жительства за рубежом. Некоторые из них рвут всякие связи с Россией, а другие сохраняют такую связь и имеют право в соответствии с Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» беспрепятст­венно возвращаться в РФ. Тем самым подтверждается положе­ние, что проживание граждан РФ за её пределами не влечет за собой утрату ими гражданства России.

Рассмотренный принцип дополняется принципом защиты и покровительства РФ гражданам России. В нем сосредоточено основное содержание, цель гражданства. Возлагая на своих граждан полный объем прав, свобод и обязанностей, государство в свою очередь обеспечивает им покровительство не только на своей территории, но и за её пределами на основании сущест­вующей между ними двусторонней связи в данном правоотно­шении. В противном случае институт гражданства утратил бы всякий смысл.

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. В ст. 11 Закона «О гражданстве РФ» дается перечень оснований, по которым гражданство приобретается:

по рождению;

в результате приема в гражданство;

в результате восстановления в гражданстве РФ;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Приобретение гражданства России по рождению – наиболее распространенный способ. Гражданство родившегося ребенка зависит от нескольких факторов: а) кто его родители (принцип права крови); б) где родился (принцип права территории); в) некоторые другие обстоятельства (см. таблицу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.