Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УНИВЕРСУМА 3 страница




 

Вечный сюжет

В песне поется: «Что-то с памятью моей стало...» Воистину так! Память — плохой поводырь. Она заглушает голос рассудка. Человека спросили: когда вам жилось лучше — при рабстве или после отмены крепостного права? Тот ответил: конечно, при рабстве... Все изумлены — почему же? А человек отвечает: потому что тогда меня любили девушки. Это, как известно, анекдот. Однако из художественной литературы мы помним, что крестьяне вспоминали жизнь при помещике как несказанную радость...

К чему клоню? Воздействие телевизионных программ многомерно. Но есть и опасность чисто идеологическая. Человеческую потребность в припоминании прошлого можно эксплуатировать. Велико желание обслуживать людские фантазии. Нетрудно поставить на поток ностальгические иллюзии. Развлекательная индустрия неожиданно оказывается пристрастной, заангажированной. Такая угроза в отечественной культуре намечается.

Мы живем в потоке образов. Они складываются в нечто прихотливое, постмодернистское. Вот картина казино. А вот последний матрос Севастополь покинул. Вот храм Христа Спасителя. Вот папарацци догоняют Диану. Зловещий рассказ о буднях КГБ. Потом неожиданно «Наша служба и опасна и трудна...».

Предумышленное приукрашивание забытого. Это вечный сюжет культуры. Ведь осознание человеческой истории началось с мечты об утраченном рае. Золотом веке, времени счастья... Людям свойственно черпать вдохновение в историческом багаже. Видимо, Сталин своевременно догадался об этом. Он вдохновенно «оживил» предков, которые должны были осенять наши победы. Эта история кроилась по особым меркам — культ вождя, прославление государства. Приоритет всего отечественного.

А уже после войны психоаналитики подсказали государственным мужам, как можно эффективно использовать «тоску о прошлом». Что там говорить, появился специальный стиль — ретро. Телевизионные ленты воскрешали обстановку исторического благоденствия. О прошлом, о традициях напоминали детали, ушедшие аксессуары. Политики подсказывали, какие настроения надо восстановить, романтизировать. Мастера культуры угадывали социальный заказ...

Поставим вопрос: разве человек не в состоянии трезво, взвешенно оценить то, что было?.. Нет, конечно. Ведь он одновременно живет как бы в двух измерениях. Рассудок подсказывает одно, чувства — иное, сознание ведет по одному маршруту, а подсознание — по иному. Человек — единственное в мире существо, которое может жить в ситуации абсурда. То, что он думает и чувствует, так и не складывается в окончательную, проясненную картину.

 

Рассудку вопреки

Часто реклама выглядит предельно тупой, нарочито глупой. Она рождает вопросы, на Которые трудно ответить. Газета «Аргументы и факты» специально регистрирует неудачные рекламы. Она отмечает, что реклама косметических средств должна быть непререкаемой и однозначной, как устав караульной службы. Например: «Кто не купил свой дезодорант, будет нюхать чужой!»


Ближе всех к этому идеалу подошли рекламы шампуней. Вот «Гарньер. Длина и сила». Друзья привязали длинноволосую блондинку к поручню стойки бара. Эта веселая компания американцев приехала оттянуться в Мексику. Так с железякой в волосах и уехали домой в Штаты... Журналист Сергей Осипов замечает: «И после этого они не могут понять, почему в Латинской Америке так не любят «гринго».

Как отмечает в «МК» журналистка М. Носкович, еще одна проблема: топорность, с которой у нас любят смастерить рекламу с «реальными звездами». Вот в рекламном ролике стирального порошка показали нашу звезду — Аркадия Укупника, да еще вместе с женой. Она говорит: «Мой муж Аркаша очень своеобразный человек, и гости у него такие же. После такой вечеринки на скатерти остаются высокохудожественные пятна». Непонятно, как своеобразие Укупника и его гостей отражается на скатертях и чем они так. сильно отличаются с точки зрения пятен на скатерти от простых людей, падающих лицом в салаты? Конечно, любители Укупника будут покупать этот порошок, но все остальные — а их большинство — скорее всего из протеста брать его не будут.

Еще один косметический гигант в своих рекламных кампаниях в России, как правило, отдает предпочтение местным знаменитостям. Так, в рекламных роликах шампуня против перхоти снимались Тамара Гвердцители, Дмитрий Маликов и Кристиан Рей (все они обладают роскошными шевелюрами). Но вообще подобный бизнес идет с большим скрипом. Специалисты считают, что, в отличие от Запада, в России настоящих звезд, т.е. людей, которые были бы всенародно обожаемы, — в сущности нет. Отношение к известным людям делится в нашем обществе почти пополам: одни их любят, другие — ненавидят. Если на Западе действительно существует культ звезд, превратившийся в индустрию: люди восхищаются своими кумирами, стараются быть на них похожими и, соответственно, покупают вещи, которые те носят (рекламируют), то в России же участие в рекламе людей, добившихся успеха, славы и] богатства, зачастую вызывает не искреннее восхищение, а столь же искреннюю зависть и ненависть.

Реклама может оказаться эффективной, когда она учитывает поразительную двойственность человеческого поведения. На уровне сознания мы отдаем себе отчет в том, что товар, который нам предлагают, не нужен. Покупать его нет смысла. Но тут вступает в силу бессознательное. Оно ведет нас, как на поводке. И вот мы уже заложники бессмысленной рекламы.


Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 2002.

Гуревич П. С. Психология. — М., 1999.

Знаменитые случаи из практики психоанализа. — М., 1995.

Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. — М.,

2001.

Франкл В. Теория и терапия неврозов. — М., 2001.

 

Вопросы по теме

 

1.Что нового внес 3. Фрейд в истолкование человеческой природы?

2.Почему просветительская модель человека оказалась живучей?

3.Может ли бессознательное руководить нашими мыслями и поступками?

4.Откуда у людей тяга к прошлому, к ретро?

5.Как реклама воздействует на бессознательное?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.