Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Чемберлина




Модель поведения фирмы – монополистического конкурента

Исторически первая концепция деятельности фирмы на рынке дифференцированного продукта – модель монополистической конкуренции –была предложена Эдвардом Чемберлином. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой, обладающие рыночной властью продавцы, вследствие производства дифференцированного продукта, конкурируют на рынке за объем продаж. Такие рынки объединяют черты как конкуренции – в виде большого числа покупателей и продавцов, свободного входа и выхода фирм из отрасли, так и монополии – в виде определенного воздействия на цену товара, так что спрос на продукт каждой фирмы представляет кривую с отрицательным наклоном. То есть каждую фирму в монополистической конкуренции можно рассматривать как монополиста, но своего дифференцированного товара.

На практике в рамках монополистической конкуренции могут функционировать рынки моющих средств, кондитерских изделий, бытовой техники, продуктов питания, одежды и др. Доля фирмы на таких рынках может колебаться от 1% до 10% в течение года. Существующие фирмы имеют перед вновь входящими преимущество в форме приверженности потребителей к их продукции, вследствие чего потенциальным конкурентам для вхождения на рынок и завоевания своей рыночной доли следует произвести свой дифференцированный продукт, отличный от продукта уже имеющихся фирм и завоевывать свой потребительский сегмент. Пожалуй, это главный барьер, которые должны преодолеть потенциальные конкуренты.

Так как спрос на продукт каждой фирмы представляет кривую с отрицательным наклоном, и фирму в монополистической конкуренции можно рассматривать как монополиста, то величина наклона индивидуальной кривой спроса зависит от степени рыночной власти, порождаемой дифференциацией. Власть на рынке монополистической конкуренции можно оценить с помощью индекса Ротшильда: R= , где a - угол наклона кривой индивидуального спроса, а b- угол наклона кривой рыночного спроса продуктового класса. Если фирма не обладает рыночной властью и ее продукция не отличается от конкурентов, то ее индивидуальный спрос не отличается от совокупного спроса и R=1. Чем больше рыночная власть фирмы, тем больше индивидуальный спрос отклоняется от рыночного, а так как индивидуальный спрос всегда более эластичен, то и значение индекса Ротшильда также будет стремиться к 0, R®0.

 

Р,С Р,С

MC

АС

PMк AC РМК

АС

K D K D

qMK qMK qCК

а) б)

Рис. 5.1Модель поведения фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах

В краткосрочном периоде фирма - монополистический конкурент ведет себя как монополист своего дифференцированного товара, производя qMK по цене PMK, определяемых с помощью точки Курно из равенства максимизации прибыли MR=MC (Рис.5.1.а)). При этом скорее всего фирма получает монопольную экономическую прибыль, заштрихованная область (Рис.5.1.а)), если РMK>АС. Но состояние положительной экономической прибыли краткосрочно, так как экономическая прибыль привлекает в данную отрасль потенциальных конкурентов в силу преодолимых входных барьеров. То есть, как только потенциальные конкуренты смогут производить дифференцированный товар, способный переманить потребителей, они войдут на рынок. Кроме того, сама фирма будет стремиться увеличивать выпуск и завоевывать все большую рыночную долю.

Данные процессы приводят к увеличению предложения отрасли, сокращению цены, но самое главное, к сокращению индивидуального спроса рассматриваемой фирмы. В результате вдолгосрочном периоделинии индивидуального спроса фирмы и предельного дохода MR сместятся вниз, рыночная доля фирмы сократиться, что приведет к сокращению экономической прибыли. Долгосрочное равновесие на рынке монополистического конкурента схоже с равновесием на совершенном рынке в том, что фирмы получают нормальную прибыль и цена на товар фирмы равна средним издержкам Р=АС.

Но, заметим, что в долгосрочном периоде продукция не будет производиться с минимальными средними издержками (min АС) (Рис 5.1.б)). Из-за отрицательного наклона линия D касается кривой LAC слева от min LAC. Разницу между выпуском фирмы, минимизирующим средние издержки и выпуском в долгосрочном периоде (qCК-qMK) рассматривают как избыточную мощность, являющуюся показателем аллокативной неэффективности.

Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкуренты работают не только с аллокативной неэффективностью, но и с X- неэффективностью, что влечет за собой потребление потребителями меньшего объема дифференцированных благ по более дорогим ценам. Заштрихованная площадь на рис. 5.8.б) является платой потребителей за разнообразие и приверженность продукции данной фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.