КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и функции предпринимательства
ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «предприятие» в рамках Гражданского Кодекса РФ. 2. Есть ли различия между категориями «предприятие», «организация», «фирма»? 3. По каким факторам классифицируются предприятия? 4. Какие юридические лица входят в понятие «некоммерческие организации»? 5. На какие три группы делятся «коммерческие организации»? 6. Назовите особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Чем от них отличаются кооперативы и хозяйственные товарищества и общества? 7. В чем принципиальное отличие хозяйственных товариществ и обществ? 8. В чем отличие между полными и коммандитными товариществами? 9. Какие виды хозяйственных обществ вы знаете? 10. Что представляет собой акционерное общество? 11. Чем отличаются закрытые и открытые акционерные общества? 12. Чем отличаются хозяйственные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью? 13. Какие формы объединения предприятий вы знаете? 14. Что является внешней средой для предприятия? 15. Какую социально-экономическую миссию выполняет предприятие? 16. Что представляет собой внутренняя среда предприятия? Какие факторы на нее влияют? 17. Опишите процедуру регистрации юридического лица. 18. Опишите процедуру ликвидации юридического лица. 19. В чем сущность реорганизации юридического лица? Какие формы реорганизации Вы знаете?
В экономическую науку понятие «предприниматель» впервые ввел французский экономист Р. Кантильон в XVIII веке. Он рассматривал предпринимательскую деятельность как экономическую функцию особого рода, состоящую в приведении предложения в соответствие со спросом на различные товары [1]. Расширил представление о предпринимательстве французский ученый Ж.-Б. Сэй, который охарактеризовал его как многофункциональную деятельность, где действует лицо, «которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт». В 90-е годы ХХ века в отечественной литературе разработано научное понимание предпринимательства как социально-экономического явления, которое трактуется как: · экономическая категория; · метод хозяйствования; · тип экономического мышления и поведения; · образ жизни; · профессия; · призвание; · фактор производства; · явление культуры; · инструмент социального преобразования; · система нравственно-этических ценностей. Как социально-экономическая категория предпринимательство обладает следующими сущностными характеристиками: 1. Производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг) на свой страх и риск. 2. Нахождение новых рынков, новых ресурсов, генерация новых идей в производстве. 3. Ориентация на индивидуальное творчество, на постоянную динамику своей деятельности. Итак, предпринимательство – это инициативная, творческая новаторская деятельность, связанная с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, основанная на социально-этических нормах и требованиях, направленная на создание продукта рыночной новизны с целью удовлетворения личных и общественных потребностей [1]. Предпринимательство следует рассматривать как сложную систему, в которой выделяют следующие элементы: · субъект предпринимательской деятельности, который осуществляет определенные функции (ресурсную, организаторскую, творческую); · объект предпринимательской деятельности, в роли которого выступают товары и услуги рыночной новизны; · цель функционирования субъекта предпринимательской деятельности – это, как правило, «нормальная» прибыль, предпринимательский доход; · средства достижения цели, к основным можно отнести производство и реализацию продукции (работ, услуг), а также инновационную, инвестиционную деятельность; · результат, т.е. достижение личных целей субъекта предпринимательской деятельности и удовлетворение общественных потребностей в конкретном продукте (работе, услуге). Ученые выделяют четыре стороны деятельности предпринимателя: · преобразовательную; · гностическую; · ценностно-ориентационную; · коммуникативную. В результате преобразовательной деятельности должен быть произведен продукт, при этом предприниматель должен иметь информацию о соотношении спроса и предложения на него. Результатом реализации произведенного продукта является предпринимательский доход и «нормальная» прибыль. Гностическая (познавательная) сторона деятельности предпринимателя заключается в его познании потребителя, своих способностей, уровня развития науки и техники, возможностей по реализации предпринимательской идеи. Ценностно-ориентированная сторона деятельности предпринимателя отвечает за формирование системы ценностей, отвечающих в том числе и общественным потребностям, без которой невозможна успешная долгосрочная деятельность. Коммуникативная сторона обеспечивает эффективное информационное пространство предпринимателя, т.е. продуктивное внутрисистемное общение и общение с внешней средой, что обеспечивает обладание информацией, без которой невозможно успешное продвижение товара на рынке. Предпринимательство выполняет ряд функций. Определяющей является общеэкономическая функция предпринимателя, которая обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как сектора экономики и субъектов рынка. Ресурсная функция заключается в эффективности соединении факторов производства (объективных и субъективных) посредством определенных управленческих решений. Организационно-хозяйственная функция заключается не только в выборе наилучшей из имеющихся альтернатив факторов производства, но и в соединении новых рыночных возможностей, что предполагает новаторство, инновации, разумный риск. Творческая функция связана с получением нового товара на основе комбинации (модификации, модернизации) имеющихся факторов, так и в результате «чистого» творчества (изобретения). Для эффективного предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые условия. Экономические условия определяются совокупностью спроса и предложения товаров, видами товаров, объемом и доступностью денежных средств, избытком или недостатком рабочих мест, условиями, влияющими на уровень заработной платы. На экономическую обстановку также значительно влияют наличие и доступность инвестиционных ресурсов, уровень доходов на инвестиционный капитал, величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций, инфраструктура рынка (банки, поставщики, специализированные фирмы, оптовые и розничные продавцы). Социальные условия определяются следующими фактами: 1. Стремление покупателя приобретать товары сформировано под воздействием вкусов и моды. На разных этапах потребности человека меняются и предприниматель ориентируется в человеческих потребностях. 2. Нравственные и религиозные нормы могут выступать в качестве ограничивающих условий предпринимательской деятельности. Социальные условия влияют на отношение индивида к работе, заработной плате, условиям труда. Предприниматель должен участвовать в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников. Правовые условия предполагают наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее приятные условия для развития предпринимательства. В них входит также создание региональных центров поддержки малого бизнеса, усовершенствование методов контроля и учета. Выделяют следующие элементы процесса предпринимательства: 1. Определение и оценка возможности бизнеса: · оценка производительности; · анализ конкуренции; · ценность возможности организации бизнеса для общества и предприятия; · возможность риска и прибыли; · согласование возможностей со знаниями, навыками, желаниями. 2. Составление бизнес-план: · описание бизнеса; · описание предприятия, его проблемы и возможности; · описание отрасли (анализ конкурента); · план маркетинга; · план производства; · финансовый план; · организационный план; · операционный план; · заключение и расчет эффективности проекта. 3. Определение потребности в ресурсах: · определение набора необходимых ресурсов; · оценка имеющихся ресурсов; · определение потребности в ресурсах; · выбор поставщиков; · управление поставками. 4. Управление предприятием: · разработка стиля управления; · внедрение системы контроля; · разработка организационных процессов и процедур; · регулярное проведение SWOT анализа; · определение факторов успеха. 5. Продажа продукции (работ, услуг): · проведение маркетинговой кампании; · определение ценовой политики; · формирование каналов распределения продукции; · работа с потребителями. Очень часто понятие «предпринимательство» ассоциируют с понятием «бизнес». Однако, по мнению многих ученых, между этими терминами существует разница, которая заключается в том, что бизнес может производить один продукт много лет, а предприниматель находится в постоянном поиске. Он источник и движущая сила бизнеса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |