Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, основные принципы и методы психологии




Сфера психологии и формы психологического знания

Этапы и особенности развития психологической науки

Структура современной психологии

Место психологии в системе научного познания

Предмет, основные принципы и методы психологии

Сфера психологии и формы психологического знания

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек и каков его внутренний мир, чем определяются причины и закономернос­ти его поступков, поведения в обществе, что такое сознание, мышление, твор­чество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие воп­росы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения на пересечении двух больших областей знаний - философии и естествен­ных наук, балансирует между наукой, искусством и верой.

Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука)часто употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражено в жизненном опыте человека и находит свое воплощение в поговорках, притчах, ритуалах, традициях, закрепляющих в себе многовековую на­родную мудрость. Научные психологические знания отличаются от житейских.

1. По степени обобщения знаний и формам их представ­ления. Житейские психологические знания всегда конкретны: они связаны с определенными людьми, ситуа­циями и задачами. Научная психология стремится к обобщениям, а научные понятия отражают наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и от­ношения.

2. По способу получения знаний и степени их субъектив­ности. Житейские знания о психологии человека приобре­таются с помощью непосредственного наблюдения за дру­гими людьми и самонаблюдения, путем проб и ошибок, носят интуитивный характер, субъективны, зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Многообразие используемых научной психологией методов дает обширный материал, который в обобщен­ном и систематизированном виде предстает в логически не­противоречивых концепциях и теориях.

3. По способам передачи знаний. Знания житейской психологии передаются от одного человека к другому, как правило, в устной форме. Накопление и передача научных знаний происхо­дит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко переда­ются от поколения к поколению.

 

Специфика научного познания задается предметом науч­ного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Ее объектом, как правило, являются носители этих явлений. В качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины в самом общем виде могут быть на­званы явления, факты и закономерности психической жиз­ни человека.

Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека, фундаменталь­ным свойством которого является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыс­лим.

Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, суще­ствует целый ряд внешних проявлений психики: актов по­ведения, действий, неосознаваемых психических процессов и других психологических фактов,в которых психика обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функци­онирования. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но так­же закономерности психической жизни.

 

Основные методологические принципы пси­хологии

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает суще­ствование закономерно. Это значит, что психика обусловлена образом жизни и изме­няется с изменением внешних условий существования.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятель­ность, образуя ее внутренний план.

Принцип развития. Психика может быть правильно по­нята только в том случае, если она рассматривается в непре­рывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно вклю­чать в себя характеристику его особенностей в данный мо­мент, историю возникновения и формирования и перспек­тивы развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.