Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии. «Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л




«Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Методы по­зволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерно­сти и предсказывать их дальнейшее развитие.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов исследования, среди кото­рых выделяют основные и вспомогательные. К основным ме­тодам психологии относят наблюдение и эксперимент. В практике управленческой деятельности чаще всего используется наблюдение. Однако следует различать наблюдение как научный метод и обыденное, житейское наблюдение.

Наблюдение как научный методзаключается в преднамеренном, системати­ческом и целенаправленном восприятии поведения челове­ка. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. На­блюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспе­риментальной среде. В исследовательской практике приме­няются следующие виды наблюдения:

- в зависимости от характера взаимодействия с объек­том: включенное и стороннее;

- в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое;

- в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное;

- в зависимости от условий наблюде­ния: полевое и лабораторное;

- в зависимости от целей: целенаправленное и случай­ное;

- в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное;

- в зависимости от упорядоченности организации на­блюдения: стандартизированное и свободное.

В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собствен­ные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Эксперимент -один из основных методов психологического исследования, отличающийся активным вмешательством в изучаемый процесс и возможностью проверить причинно-следственные связи. Основные особенности экспериментального метода:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не мо­жет активно вмешиваться в ситуацию;

- экспериментатор может варьировать, изменять усло­вия протекания и проявления изучаемого процесса;

- в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В зависимости от задач и условий, в которых проводится эксперимент, различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий эксперимент.

- лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных.

- естественный эксперимент заключается в сочетании экспериментальности ис­следования с естественностью условий проведения.

- формирующий эксперимент предполагает целенаправ­ленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры.

- констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных методов в психо­логии широко применяются вспомогательные методы:

- беседа (интервью) - получение информации в процес­се непосредственного общения. Различают интервью сво­бодное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеет­ся минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; этот метод также используется, особенно в работе менеджеров по персоналу, а также в любых ситуациях управления персоналом;

- тестирование - психологическая диагностика, предпола­гающая стандартизированные вопросы и задачи для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.;

- анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Продуктами деятель­ности, подвергающимися тщательному анализу в психоло­гии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.