Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура современной психологии




Место психологии в системе научного познания

В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции - вид Нотo sapiens;субъект и объект исторического процесса - личность в истории; естественный индивид с присущей ему генети­ческой программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила обще­ства - субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Возрастающее многообразие аспектов человекозна­ния - специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным облас­тям общественной практики.

Психология развивается на стыке естественных наук (изучение индивида) и общественных наук (изучение личности), используя данные этих наук и обогащая смежные науки знанием психологической специфики поведения и деятельности человека. Психология проникает в управленческие, экономические и политические науки. Знание психологии позволяет руководителям и организаторам производства использовать современные психологические методы повышения производительности труда, мотивации персонала, снижения конфликтности, формирования лояльности персонала компании, а также решать множество других управленческих задач. Одна из функций менеджера – педагогическая, поэтому знание закономерностей развития личности, возрастных и ин­дивидуальных особенностей людей служит теоретическим обо­снованием для выработки наиболее эффективных методов обу­чения и воспитания.

 

Современная психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество от­носительно самостоятельно развивающихся отраслей. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин. Особое положение среди них занимает об­щая психология, объединяющая различные отрасли в целост­ное научное знание. Изучая сущность и общие закономерно­сти возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное мес­то в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по раз­ным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

- психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

- медицинская психология изуча­ет психологические аспекты здоровья и болезни, психоло­гические основы деятельности медицинского персонала;

- педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

- юриди­ческая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участ­ников уголовного процесса, криминальную психологию, зани­мающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенци­арную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

- инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем ин­женерно-психологического проектирования в системе «че­ловек - машина»;

- спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подго­товки;

- а также отрасли, которые занимаются психологичес­кими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

- возрастная психология прослежива­ет развитие психики в онтогенезе - ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юно­сти, психология взрослого человека, геронтопсихология;

- сравнительная психология изучает закономерности, проис­хождение и развитие психики животных и человека;

- психоло­гия аномального развития, или специальная психология, ис­следует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

- социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом,

- этнопсихология акцентирует внимание на этнических осо­бенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.