Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и речь. Мышление как высшая форма познавательной деятельности




Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Мышление -это процесс обоб­щенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Особенности мышления:

- связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»);

- связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе обще­ния людей друг с другом).

Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из кото­рых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

- собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельнос­ти, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

- мышление возникает как процесс опо­средствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи обществен­но-исторического опыта;

- понятийное, логическое мышление являет­ся произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно уп­равлять мыслительным процессом, организовывать совмест­ную мыслительную деятельность;

- мышление как психическая функ­ция обладает системным строением, т.е. построена на мате­риале различных натуральных процессов («ручного» интел­лекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструмен­том», с помощью которого эта система организуется и су­ществует как единое психическое образование.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, ре­чью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем бо­лее четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формули­ровка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, чело­век тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, пос­ледовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Форму­лирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Для понимания отношения мысли к слову важное значе­ние имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Что­бы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отно­шение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутрен­ней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыс­тупает как внешняя по форме и внутренняя по ее пси­хологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.