Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение, его функции и виды




Мышление и творчество

Выделяют виды (типы) мышления: конвергентное и дивергентное (Дж. Гилфорд).

Конвергентное мышление (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколь­ко, но их количество все равно ограничено.

Дивергентное мышление - «тип мышления, иду­щего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения.

Дж. Гил­форд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Основные особенности кре­ативности (по Дж. Гилфорду):

- оригинальность - способность продуциро­вать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы;

- семантиче­ская гибкость - способность видеть объект под новым уг­лом зрения, обнаруживать его новое использование, расши­рять функциональное применение на практике;

- образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

- семантическая спонтанная гиб­кость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших.

Выделяют четыре внутренних барь­ера к творчеству:

- конформизм - желание быть похожим на других;

- ригидность - трудность переключения с одной сте­реотипной точки зрения на другую;

- желание найти ответ немедленно;

- цензура - внутренняя критика любой собственной идеи.

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий.

Критическое мыш­ление представляет собой такое мышление, которое направ­лено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с ге­нерацией собственных оригинальных идей.

Способы повышения творческого потенциала личности:

- метод «мозгового штурма» А. Осборна (процесс выдвижения гипотез отделяется от их оценки - выделяют три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей);

- метод «синектики» Дж. Гордона (подходит не только для группового решения, но и для индивидуального, ис­пользуется основное свойство аналогий - сравнение како­го-то сложного объекта (процесса) с простым).

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции, которые выполняет воображение:

- целеполагание и планирование (будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта);

- познавательная (воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие);

- приспособительная (воображение позволяет снять возникающий в психике ребенка конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего);

- психотерапевтическая (например, дети рассказывают «страшилки» в качестве своеобразной защиты от страхов).

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным).

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое.

Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые для данного индивида образы, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее, позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления.

Необходимым эле­ментом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится:

- комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях;

- агглютинация - созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых;

- акцентирова­ние - подчеркивание тех или иных черт - осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления;

- гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.