КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение, его функции и виды
Мышление и творчество Выделяют виды (типы) мышления: конвергентное и дивергентное (Дж. Гилфорд). Конвергентное мышление (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление - «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Основные особенности креативности (по Дж. Гилфорду): - оригинальность - способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы; - семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; - образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; - семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. Выделяют четыре внутренних барьера к творчеству: - конформизм - желание быть похожим на других; - ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую; - желание найти ответ немедленно; - цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление представляет собой такое мышление, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Способы повышения творческого потенциала личности: - метод «мозгового штурма» А. Осборна (процесс выдвижения гипотез отделяется от их оценки - выделяют три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей); - метод «синектики» Дж. Гордона (подходит не только для группового решения, но и для индивидуального, используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым). Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Функции, которые выполняет воображение: - целеполагание и планирование (будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта); - познавательная (воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие); - приспособительная (воображение позволяет снять возникающий в психике ребенка конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего); - психотерапевтическая (например, дети рассказывают «страшилки» в качестве своеобразной защиты от страхов). По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые для данного индивида образы, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее, позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Необходимым элементом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится: - комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях; - агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых; - акцентирование - подчеркивание тех или иных черт - осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления; - гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов. Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений в большой мере характеризует отношение личности к миру.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |