Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслительные операции. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции




Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции

Разные виды мыш­ления подразделяются по своему функциональному назна­чению, развитию, строению, используемым средствам, по­знавательным возможностям: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

Основная характеристика наглядно-действенного мыш­ления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобра­зуется в плане образа или представления. Субъект опери­рует наглядными изображениями объектов через их образ­ные представления.

На уровне словесно-логического мышления субъект мо­жет, оперируя логическими понятиями, познавать суще­ственные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. По степени рефлексии разделяют интуитивное и анали­тическое мышление.

Мыслительный процесс – акт, направленный на разрешение какой-либо задачи. Он включает в себя: цель, условие, решение.

Мышление возникает и протекает в виде особых опера­ций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслитель­ная операция, позволяющая переходить от части к целому.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на уста­новлении сходства и различия между объектами.

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и от­влечении от несущественных.

Обобщение - мысленное объе­динение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимос­ти от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение - форма мышления, отражающая связи меж­ду предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предмета­ми, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредован­но - через умозаключение.

Умозаключение - форма мыш­ления, при которой на основе нескольких суждений делает­ся определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются по­сылками умозаключения.

Различают следующие виды умозаключений: индуктивные, дедуктив­ные, аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в про­цессе мышления от общего к частному.

Аналогии - умозаключения от одних частных случаев к дру­гим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

Качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость и быстрота ума, критичность, творческость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.