Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Хебба




Интеллект и творчество

Интеллект (от лат. - разумение, понима­ние, постижение) определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяю­щая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведен­ческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В 1905 г. французские ученые А. Бине и Т. Симон создали первую тестовую батарею для оценки ин­теллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создатели этих тестов рассматривали интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. Число правильно решенных заданий теста характе­ризует умственный возраст ребенка.

В 1912 г. немецкий психолог В. Штерн предложил измерять уровень интеллек­туального развития с помощью подсчета коэффициента ин­теллекта, или IQ, который выражается отношением ум­ственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

В 1937 г. Д. Векслер создал шкалу измере­ния интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Он предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного уровня.

Появление тестов интеллекта повлекло за собой постановку новых исследовательских проблем, одна из которых - проблема структуры интеллектуальных способностей.

Концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта.

«Текучий» интеллект лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению и выступа­ет в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он имеется у человека при рождении и зависит от фактора наслед­ственности.

«Кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он развивается в процессе жизни человека и зависит преимущественно от влияний среды.

Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Р. Кеттела: с возрастом (после 40-50 лет) показатели «текучего» интеллекта снижаются, а показатели «кристалли­зованного» остаются почти неизменными.

Интеллект «А» (потенциальный, врожденный) - служит для развития интеллектуальных способностей личности.

Интеллект «В» - формируется в результате взаимодействия потенциального (врожденного) интеллекта с окружающей средой.

Оценить можно только «результирующий интеллект», наблюдая, как человек решает умственные задачи.

Сегодня исследователи склоняются к мнению, что общий интеллект суще­ствует как универсальная психическая способность, в его основе (с точки зрения Г. Айзенка) лежит генетически детермини­рованное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации.

В наибольшей степени эта зависимость прослеживается у вербального интеллекта, в несколько мень­шей - у невербального («интеллекта действия»). Невербаль­ный интеллект более тренируем.

Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых вли­яний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рожде­ния ребенка в семье, профессией родителей, широтой соци­альных контактов в раннем детстве и т.д.


Глава 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.