Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черты характера и отношения личности




Характер не является простой совокупностью, случай­ным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структур­ность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт.

В системе отношений выражается содержание характе­ра. Структура характеро­логических отношений складывается в основном из отно­шений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе.

В отношении к своей деятельности, труду могут прояв­ляться такие черты характера, как трудолюбие или лень, аккуратность или небрежность, чувство нового или консер­ватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду.

В межличностных отношениях проявляются общитель­ность или замкнутость человека, коллективизм или индиви­дуализм, вежливость или грубость, правдивость или лжи­вость и т.д.

В отношении человека к самому себе для характера пока­зательны высокая требовательность или самоуспокоен­ность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного досто­инства или его недооценка.

Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.

Чрезмерное усиление отдельных черт характера получило название акцентуации характера. Акцентуации проявляются в избирательной уязвимости по отношению к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Различают чистые и смешанные типы акцентуаций. Чистые типы достаточно редки, однако, именно они затрудняют процесс социальной адаптации. Особенно выражены акцентуации в подростковом возрасте, в дальнейшем они могут сглаживаться. Выраженные акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций и нарушений поведения.


Глава 10. СПОСОБНОСТИ.

 

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Однако без овладения ими развитие способностей невозможно. Способности проявляются в конкретной деятельности человека. Их необходимо оценивать в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами. Признаками способностей являются:

- быстрота овладения соответствующей деятельностью (темп и продвижение);

- качественный уровень достижений;

- сильная, устойчивая склонность к занятиям определенной деятельностью.

Любая способность имеет структуру, в которую входят определенные качества (например, способность к изобразительной деятельности включает высокую чувствительность зрительного анализатора, тонкое цветоразличение, образную память, художественное воображение и др.).

В основе способностей лежат задатки. Задаткиэто первичные, природные особенности, с которыми человек рождается и которые сразу создают предпосылки для успешного выполнения какой-либо деятельности. Они созревают в процессе развития человека. Задатки могут превратиться вили не превратиться в способности, в зависимости от условий воспитания и деятельности человека. Задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, мозга, органов чувств, двигательного аппарата. В качестве задатков рассматривают также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. Так, различают три человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип (И.П. Павлов). Для людей художественного типа характерны яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатки многозначны, т.е. из одного и того же задатка при соответствующих условиях могут развиться различные способности (например, на основе мыслительного типа могут развиться способности математика, лингвиста, философа и т.д.).

Главными факторами развития способностей является обучение и деятельность (важную роль играет специальная методика обучения и организация деятельности).

Различают общие и специальные способности.

Общие способности – это такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности. Общими являются умственные способности (качества ума, эмоционально-волевые особенности, сосредоточенность внимания, хорошая память).

Специальные способности – это такие свойства, которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (сценической, музыкальной, технической и т.п.). Эти способности представляют собой единство отдельных более частных способностей, среди которых одни занимают ведущее положение, а другие вспомогательное. Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений, быстрое и широкое обобщение математического материала и т.д. Все эти частные способности объединяются стержневой способностью – математической направленностью ума. В составе литературных способностей стержневыми образованиями являются творческая активность и эстетическая позиция. Они объединяют частные способности – наблюдательность, впечатлительность, эмоциональность, образность, выразительность языка.

Общие и специальные способности взаимосвязаны. Высокое развитие общих способностей благоприятно для развития специальных, и наоборот.

По уровню развития способностей различают людей способных, талантливых и гениальных. Способные люди быстро овладевают конкретной деятельностью, достигают в ней высоких результатов. Талант – наиболее благоприятное сочетание способностей, обеспечивающее успешное, творческое выполнение определенной деятельности. Гениальность – высшая степень талантливости. Гений неповторим и неподражаем. Современная наука примирила противоположные позиции. Способности, как все остальные психические свойства, имеют материальную, нервную основу, прежде всего это свойства нервной системы: сила, выносливость по отношению к интенсивным и длительным нагрузкам (известно, что одаренные люди спят по 4 часа, и даже в детстве спали мало); лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения; динамичность – легкость и быстрота формирования новых связей. Свойства нервной системы являются врожденным условием, в них заданы предпосылки развития, которые лишь во взаимодействии с социальной средой могут оказаться включенными в формирование способностей. Анатомо-физиологические предпосылки развития названы задатками. Многие годы после рождения продолжается созревание мозга под воздействием окружающей среды, в процессе этого взаимодействия и формируются способности.

Б.М.Теплов выступал против признания врожденности способностей, считал, что врожденными могут быть лишь задатки, которые не имеют качественной определенности, не заключают в себе содержательного момента (многие способные люди способны в разных областях). Способности детерминированы прежде всего условиями жизни, их общественным характером. Б.М.Теплов выдвинул положение о роли деятельности в развитии способностей: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Положение о взаимосвязи способностей и деятельности – ведущее в отечественной психологии.

Склонность – устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности, не просто интерес к ним, а расположенность к личной деятельности в данной области. Пробуждение склонности во многом зависит от общественных запросов, от примеров, которые видит перед собой человек, от ожиданий и поощрений со стороны окружающих. Чаще всего сильная склонность свидетельствует о наличии способностей (могут быть исключения, напр., графомания). Склонности – это стремления, способности – это возможности, но они взаимосвязаны между собой.

Эмпирические характеристики способностей:

- способности связаны с успехом в деятельности;

- определяют быстроту формирования навыков, знаний, умений (динамическая характеристика);

- дают возможность широкого переноса умений и навыков на другой материал;

- помехоустойчивость способностей: они проявляют свою силу при обстоятельствах, противодействующих успеху;

- признак индивидуального своеобразия способов достижения успеха; способности – свойства, которые выражаются в индивидуально-своеобразных приемах;

- относительная энергетическая экономность путей достижения успеха: более способные достигают успеха при малых энергозатратах, малоуспешным необходимо для достижения успеха затратить больше энергии и сил;

- мотивационный компонент в характеристике способностей; это такие свойства, способствующие регуляции деятельности, которые связаны с мотивационным самообеспечением, они есть там, где есть самоподкрепление.

Выше говорилось, что способности могут быть общие и специальные, интеллектуальные и творческие. Чем более специализированы способности, тем раньше они проявляются. Основа всех специальных способностей, в том числе и моторных – общие способности, «генеральный фактор интеллекта», «базальный фактор одаренности». В американской психологии, уделяющей большое внимание изучению и развитию детской одаренности, предлагается следующая классификация специальных видов способностей: умственные, интеллектуальные способности; академические способности – хорошее усвоение чужих идей; творческие – креативность, создание нового, необычность мышления; лидерские – общение и лидерство; художественные; психомоторные.

 


Глава 11. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

11.1. Проблема личности в психологии

11.2. Индивидные свойства личности

11.3. Самосознание личности и формирование Я-концепции

11.4. Индивидуальность и ее проявления

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.