КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и функции общения
Общение как условие формирования личности. Общение как взаимодействие. Структура общения. Виды и функции общения. Общение как условие формирования личности. Общение является сложным многогранным и многоплановым процессом взаимодействия между людьми. В процессе общения реализуется вся система отношений и установок человека, происходит взаимное восприятие, обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия. Именно общение является решающим условием социализации и развития личности: в процессе общения взрослого и ребенка происходит усвоение социального опыта, знаний, способов выражения эмоций и многого другого. Известны случаи воспитания детей дикими зверями – дети-Маугли. Отсутствие человеческого общения приводит к необратимым изменениям в психике таких детей. Наблюдения за детьми в детских домах свидетельствует о том, что и ограничение общения, невозможность общаться с матерью - материнская депривация - также приводит к задержке познавательного, эмоционального и социального развития. В 18 веке, когда приюты для сирот организовывались при церквях, один испанский епископ писал, что в приюте «ребенок становится грустным, и многие от грусти умирают». Однако не только для ребенка так необходимо общение с другими людьми. Невозможность общения влияет и на психическую деятельность взрослого человека. Специальные исследования показывают, что длительное пребывание человека в гермокамере ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, внимания, памяти и мышления, нарушаются также и эмоциональные реакции. Этих нарушений можно избежать при наличии целенаправленной деятельности и достаточной двигательной активности. Но и сами результаты деятельности существенно зависят от общения: проявление различных свойств личности, особенностей психической деятельности и поведения зависят от того, действует ли человек в изоляции или в присутствии других людей. Даже пассивное присутствие другого человека влияет на результаты деятельности. В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько видов общения: - по целям общение может быть биологическим (необходимым для поддержания жизнедеятельности организма) и социальным (расширение межличностных контактов, развитие отношений, личностный рост); - по средствам общение может быть непосредственное и опосредованное (с помощью специальных средств, например, Интернета, телефона и др.); прямое и косвенное (с помощью посредников, которыми могут выступать другие лица); - по содержанию общение делят на материальное (обмен предметами деятельности, ее продуктами), когнитивное (обмен знаниям), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен целями, интересами, мотивами), деятельностное (обмен действиями, навыками). Функции общения разнообразны, условно их можно объединить в три класса: информационные, регуляционные и аффективные функции. К информационным функциям можно отнести инструментальную – механизм управления и передачи информации; трансляционную – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д. К регуляционным можно отнести синдикативную - функцию объединения людей, функцию социального контроля, функцию управления и организации совместной деятельности. К группе аффективных функций относится экспрессивная, функция самовыражения, гедонистическая функция (общение как получение удовольствия). Такое деление достаточно условно, поскольку в каждом акте общения в той или иной степени могут быть представлены все три класса функций. Особенно ярко это представлено в процессе социализации, необходимым условием которого является общение. В самом деле, социализация предполагает как усвоение определенной информации, конкретных способов деятельности, экспрессивных реакций, так и осуществление социального контроля путем применения определенных санкций в случае нарушения существующих в данном обществе норм и правил.
12.3. Структура общения. На основе трех групп функций можно выделить три взаимосвязанные стороны в структуре общения: - коммуникативную (передача информации), - перцептивную (восприятие и взаимопонимание) -интерактивную (организация взаимодействия) составляющие.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |