КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и виды научения по ос-м активности взаимодействия со средой
Научение и виды научения. Системно-логических операциях анализа и синтеза Понятие о системах и функциях, управлении и
Учебное пособие
Печатается в авторской редакции ___________________________________________________________ Подписано в печать …….2013. Сдано в производство …………. 2013 Формат 60х84 1/16 Усл.-печат.л. 11, 6 Усл.-изд.л…… Тираж 100 экз Заказ №…… __________________________________________________________________ Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова 198035, Санкт-Петербург, ул.Двинская, 5/7
Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2
1). Понятие Н. Соотношение понятий Научение и Учение. Все поведение человека или животных можно условно разделить на 2 группы проявлений: врожденное и приобретенное, которые в процессе эволюции меняются местам. Адаптационные способности более сложных видов связаны со все более сложными типами и видами приобретенного опыта, со способностью его усваивать. Эксперимент Йеркса (1912) показал, что дождевые черви, систематически получающие чувствительное даже для их примитивных ганглий электрическое воздействие при попытках пройти Т-образный лабиринт по «левому» ответвлению, после 150 попыток в такой «Т-образной» ситуации обычно двигались только направо. То есть, они приобрели в ходе взаимодействия со средой (т.е. в ходе научения) новый и полезный для себя опыт. Итак, научение – результат и процесс приобретения индивидуального опыта в ходе взаимодействия со средой. Обратите внимание, научение относится не только к человеку, а к любой биологической системе. Как мы видели, даже дождевой червь способен к научению! Главный критерий научения – отсутствие в поведении генетической заданности. Результат Н – более или менее стойкое изменение поведения индивида в определенных условиях.
Учение определяют по-разному, но достаточно часто – как научение человека. Его признаки: · учение, в отличие от животных, есть только у человека; · здесь уже акцентируется уже приобретение не любого, а социокультурного опыта (СКО); · учение, в отличие от ОБЧ, акцентирует субъектную составляющую процесса приобретения такого опыта: я прошел обучение; меня обучили, но – я учился, я учусь. 2). Классификации типов и видов Н. Существует множество классификаций, в т.ч.: · по ос-м активности взаимодействия со средой (рефлекторное, оперантное, социальное, когнитивное); · по ос-м организации Н (стихийное или специально организованное Н (ОБЧ); · по содержанию (моторное, сенсорное, понятийное).
Три эффекта научения через подражание (по А. Бандуре)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |