Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды научения по ос-м активности взаимодействия со средой




Научение и виды научения.

Системно-логических операциях анализа и синтеза

Понятие о системах и функциях, управлении и

 

Учебное пособие

 

 

Печатается в авторской редакции

___________________________________________________________

Подписано в печать …….2013. Сдано в производство …………. 2013

Формат 60х84 1/16 Усл.-печат.л. 11, 6 Усл.-изд.л……

Тираж 100 экз Заказ №……

__________________________________________________________________

Государственный университет морского и речного флота имени

адмирала С.О.Макарова

198035, Санкт-Петербург, ул.Двинская, 5/7

 

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО ГУМРФ

имени адмирала С.О.Макарова

198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2

 

1). Понятие Н. Соотношение понятий Научение и Учение.

Все поведение человека или животных можно условно разделить на 2 группы проявлений: врожденное и приобретенное, которые в процессе эволюции меняются местам. Адаптационные способности более сложных видов связаны со все более сложными типами и видами приобретенного опыта, со способностью его усваивать. Эксперимент Йеркса (1912) показал, что дождевые черви, систематически получающие чувствительное даже для их примитивных ганглий электрическое воздействие при попытках пройти Т-образный лабиринт по «левому» ответвлению, после 150 попыток в такой «Т-образной» ситуации обычно двигались только направо. То есть, они приобрели в ходе взаимодействия со средой (т.е. в ходе научения) новый и полезный для себя опыт.

Итак, научение – результат и процесс приобретения индивидуального опыта в ходе взаимодействия со средой.

Обратите внимание, научение относится не только к человеку, а к любой биологической системе. Как мы видели, даже дождевой червь способен к научению!

Главный критерий научения – отсутствие в поведении генетической заданности.

Результат Н – более или менее стойкое изменение поведения индивида в определенных условиях.

 

Учение определяют по-разному, но достаточно часто – как научение человека. Его признаки:

· учение, в отличие от животных, есть только у человека;

· здесь уже акцентируется уже приобретение не любого, а социокультурного опыта (СКО);

· учение, в отличие от ОБЧ, акцентирует субъектную составляющую процесса приобретения такого опыта: я прошел обучение; меня обучили, но – я учился, я учусь.

2). Классификации типов и видов Н.

Существует множество классификаций, в т.ч.:

· по ос-м активности взаимодействия со средой (рефлекторное, оперантное, социальное, когнитивное);

· по ос-м организации Н (стихийное или специально организованное Н (ОБЧ);

· по содержанию (моторное, сенсорное, понятийное).

 

 

Рефлекторное Оперантное Социальное Когнитивное
Н.в ходе вынужденного реагирования на активность среды (по форме еще G, по содержанию - уже Научение) Н. в ходе активного вз. со средой без использования уже имеющегося опыта и возм-ти своего выбора Н. в ходе активного вз. со средой без использования прежнего опыта, но при сочетании стимулов среды с выбором самого субъекта (Б.Ф.Бандура) Н.в ходе активного вз. субъекта со средой с использованием и переструктурированием прошлого опыта (от б/с до осознанного)
1. Габитуация (снижение чувствительности в ответ на относительно безопасный раздражитель) 2. Сенсибилизация (резкое повышение чувствительности в ответ на ритмично действующий систематический раздражитель). Капля, слова-паразиты, … 3. Импринтинг (запечатление исходного образца поведения). К.Лоренц и его гуси. 4. Классическое обусловливание (формирование рефлекторных компл-в): - И.П.Павлов. - Рефлекс приветствия; - Выуч/ беспомощность (Мартин Селигман). 1. Н. методом проб и ошибок (Джон Уотсон, Эд. Торндайк) Законы: · Готовности (например животное д/б голодным, чт. стремиться к подкреплению); · Упражнения (многократное повторение связки St – R фиксирует опред.поведение Но неужели вождению автомобиля, управлению АЭС или пс.тренингу учатся только через пробы и ошибки??? 2. Н. методом последовательных приближений(Б.Скиннер) · З-н подкрепления (в поведении ост. то, что систематически повторяется)   Социальное научение - Н. идет не только по схеме St (средовое воздействие) – R (поведение), не только через подкрепление. К этой паре факторов, определяющих поведение, добавляется еще один – Личность и ее выбор в ходе научения. Эти 3 фактора, по Бандуре, равноправны и находятся в отношении реципрокного детерминизма (равного взаимовлияния). Личность во вз-ии с социумом наблюдает и подражает определенным моделям поведения. Социальное научение - это Н. через наблюдение и подражание. 2 вида: · Н. через «чистое» подражание (неосознанное подр. модели) · «Викарное» научение (осознанное стремление подражать авторитетной модели…). 1. Латентное Н. (Эд.Толмэн – скрытое, неосознанное научение, результатом которого является создание т.наз. «латентных карт» пространства взаимодействия. 2. Н через инсайт(Келлер и др) – в ходе длительного решения проблемы латентные карты переструктурируются, и в определенный момент на основе «подсказки» (сон Менделеева, формула бензола Кекуле и т.п.) внезапно оформляется готовое решение задачи (эффект озарения). 3. Н через овладение знаковымисистемами, системами понятий и т.д.

 

Три эффекта научения через подражание (по А. Бандуре)

 

Названия эффектов Определение Примеры
Эффект моделирования Усвоение нового поведения в результате наблюдения за моделью После просмотра телевизионной программы Надя начинает использовать слово «не» вместо «нет», например, «Она сообра­зительна? «Не!»
Тормозяще-раскрепощяющий эффект Прекращение (торможение) или возобновление (раскрепощение) какого-либо девиантного поведения в рез набл. за моделью, получающей вознаграждение или наказание за сходное поведение Коля сжёг все свои папиросные бумажки и смыл травку в унитаз после того как его брат был пойман и наказан родителями
Эффект индукции Поведение, родственное поведению модели Валентин начал учиться играть на пианино после того как его двоюродная сестра сыграла соло на трубе на семейном празднике

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.