Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории обучения




Виды научения по наличию и особенностям его организации.

Стихийное научение (попутное, свободное) Специально организованное научение (=обучение)
Неосознанное, непроизвольное научение, в котором нет цели и специальной организации процесса. Нет специалистов, программ, особых зданий для обучения, пособий, классов, курсов, экзаменов.   Проходит в игре, труде, в повседневном общении. Школа Л.Н.Толстого –Германия –Марсель (семейные кафе!!!) –Ясная Поляна. Целенаправленное Н, есть специалисты, здания, расписание и т.п.
+ (сильные стороны) 1. Преобладает внутренняя мотивация, субъектная активность; 2. Идет очень легко («играючи»). 3. Нет проблемы мотивации - нет психологического сопротивления,. 4. Быстрое закрепление навыка на б/с, автоматизированном уровне (так усваиваются особенности ментальности). - (слабые стороны) 1. Бессистемность; 2. Пропуск сенз/периодов; 3. Значительно больше времени надо для усвоения некоторой системы знаний; 4. теоретические знания так не усваиваются; 5. эгоистический стиль научения (не хочу – не учу) – проблемы произвольности в поведении.   Здесь – все наоборот, но в целом – все чаще реализуется именно этот путь.

 

3. Виды Н по содержанию:

 

· сенсорное – приобретение нового эмоционального опыта чувствованию;

· моторное – научение сложным движениям. Например, научение ребенка ходьбе, танцам или письму.

· понятийное (научение с помощью усвоения знаковых и понятийных систем).


 

Классификация теорий обучения по Л.С.Выготскому (1933-34)

Обучение в пед. психологии понимается как специально организованное научение, предполагающее целенаправленное взаимодействие двух субъектов – ученика (в учебной деятельности) и учителя (в педагогической деятельности).

Прежде всего, отметим, что, по Л.С.Выготскому, любые теории обучения так или иначе связаны с основной проблемой педагогической психологиипроблемой соотношения обучения и психического развития. Эту проблему можно сформулировать следующим образом: что и насколько в психическом развитии зависит от обучения?

В статье «Проблемы обучения и умственное развитие», в книге «Педагогическая психология» (1933-1934 гг.), Л.С.Выготский выделил три груп­пы решений этой проблемы. Этот анализ значительно опередил свое время, а потому используется и сегодня. В нем отражены 3 группы теорий обучения.

Первая группа теорий обучения исходит из положения: обучение целиком определяется генетически заданным созреванием.. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Этой позиции придерживался швейцарец Ж. Пиаже, который считал, что интеллектуальное развитие мало зависит от обучения (стадиальная теория развития психики, согласно которой дети вне зависимости от цвета кожи, благосостояния родителей, языка и т.п. всегда проходят одни и те же стадии развития). Правда, в более поздних работах Ж.Пиаже не отрицал определенного влияния обучения на развитие Так, акцентируя в ходе обучения процессы аккомодаци и (выработка новых схем поведения для решения новых задач) в противовес процессам ассимиляции (применение готовых схем поведения для решения задач), можно управлять развитием самостоятельности и творчества ученика. Эту идею позже использовали Дж.Брунер и др. в разработке теории проблемного обучения.

Вторая группа теорий исходит из противоположного тезиса: обучение определяет развитие «…обучение и есть развитие». У ее истоков английский философ Джон Локк (1632-1757). Человек, по Д.Локку, рождается как «tabula rasa» — чи­стая доска, на которую жизнь наносит свои письмена. Тем сам ым «среда» и обучение целиком определяют развитие личности человека.

В третьей группе решений основного вопроса (и теорий обучения) Л. С. Выготский выделил две основные черты:

1) признание взаимосвязи обучения и развития;

2) при этом «правильное» обучение способно вести за собой психическое развитие.

JI. С. Выготский в решении вопроса о роли обучения в психическом развитии формулирует социогенетический закон: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная...».

Существенным признаком обучения является то, что оно со­здает зоны ближайшего развития. То есть вызывает у ребенка к жизни … ряд внутренних процессов разви­тия. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаи­моотношений с окружающими и сотрудничества со сверстниками, но в ходе т.наз. «интериоризации» они становятся внутренним дос­тоянием самого ребенка.

С точки зрения Выготского правильно организованноеобучение ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Нечто новое ребенок самостоятельно сможет сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функ­ция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продол­жения» ее выполнения в коллективной деятельности. Организация совместной деятельности и есть обучение.

 

Известен также научный спор Л. С. Выготского с одним из ведущих представителей бихевиоризма Эд. Торндайком относительно позиции учителя и ученика. Торндайк в книге «Принципы обучения, основанные на психологии» подчеркивал роль активности ученика в обучении. Но, по Выготскому, у Торндайка такая позиция всего лишь декларация. Он сохраняет «традиционный взгляд на учителя как на главный и поч­ти единственный двигатель воспитательного процесса». Так или иначе, именно Л.С.Выготский и Эд.Торндайк первыми обратили внимание на фактор, не менее важный, чем среда и наследственные задатки. Речь идет об активности самого ученика как субъекта образовательных взаимодействий.

В целом идеи Л. С. Выготского значительно опередили свое время. Они являются основой современной теории развивающего обучения, разработанной его учениками – Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

 

 

Психолого-педагогические теории и направления современного обучения

 

В настоящее время в российском образовании существует несколько направлений и соответствующих теорий обучения, каждая из которых по-своему оказала влияние на инновационные процессы в школе и в вузах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.