Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Рынок и его принципы»




 

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

§ рынок - это место, где совершаются торговые сделки;

§ обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

§ форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, само­стоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

§ в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);

§ в широком смысле рынок - это отношения между людь­ми, охватывающие все фазы товарного производства: про­изводство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов ры­ночных отношений, структура рынка включает следующие рынки:

§ средств производства;

§ труда;

§ капиталов;

§ ценных бумаг;

§ товаров и услуг;

§ информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, вы­деляют рынки:

§ местный (в пределах села, города, района, области, ре­гиона);

§ национальный (или внутренний);

§ мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

§ обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предло­жения товаров и услуг платежеспособному спросу субъ­ектов рыночных отношений;

§ гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;

§ освобождает экономику от не умеющих работать. Побеж­дает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;

§ осуществляет информационное обеспечение. Без обобще­ния, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конку­ренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:

1)цена;

2) спрос и предложение;

3)конкуренция;

4) государственное регулирование экономики.

 

 

 

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предло­жения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предло­жения (5) от цены (Р) — вос­ходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых дос­тигается рыночное равнове­сие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) — равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влияни­ем то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графи­ке. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то ры­ночная цена на него растет, и производители получают большие дохо­ды. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложе­ние превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно:

ü не гарантирует права на труд и доход, то есть он порож­дает и воспроизводит социальное неравенство (диффе­ренциацию доходов населения);

ü порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ü не создает стимулов для:

§ развития фундаментальной науки;

§ производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здра­воохранение и др.);

ü не может регулировать использование ресурсов, принад­лежащих всему человечеству;

ü не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуни­каций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ü не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ü в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

ü свести к минимуму отрицательные последствия рыночно­го механизма хозяйствования;

ü обеспечить социальную защиту отдельных групп населе­ния, в том числе и работающих;

ü создать предпосылки для эффективного развития рыноч­ной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помо­щью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ü прямое, предполагающее:

• определение государством пропорций развития эко­номики;

• формирование госзаказа на продукцию и услуги;

• государственное предпринимательство - непосредст­венное участие государства в экономике через пред­приятия государственной собственности;

• составление комплексно-целевых программ развития;

• разработку политики доходов населения;

ü косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью фи­нансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ü правовое;

ü финансово-экономическое;

ü социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

§ упорядочение рыночных отношений; придание им циви­лизованных форм;

§ предупреждение различных злоупотреблений;

§ защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предприни­мателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

§ в анализе структуры рынков;

§ выявлении фактов монополизма;

§ проведении в жизнь антимонопольного законодательства;

§ антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;

§ применении санкций к предприятиям-монополистам;

§ подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финан­сово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с по­мощью таких инструментов как:

§ налоги;

§ учетная ставка банковского процента;

§ твердые государственные цены;

§ дотации;

§ инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государст­венного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуеди­ную задачу.

§ возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности госу­дарственного аппарата и проведения социальной по­литики;

§ при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть та­кими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизвод­ство (простое и расширенное). Минимальная налоговая на­грузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

§ приоритетных научно-технических программ;

§ мероприятий по охране окружающей среды;

§ благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регули­рования является государственное регулирование ценообразо­вания. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исхо­дить из необходимости:

§ поощрять конкуренцию;

§ сдерживать непомерные аппетиты монополистов;

§ проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразо­вания является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

§ регулирование денежного обращения;

§ сжатие денежной массы;

§ прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономичес­кого регулирования экономики - планирование и программи­рование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - раз­работка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директив­ного планирования, а так называемого "индикативного", стра­тегического планирования, реализация которого осуществля­ется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как без­работица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работ­никам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Япо­нии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других ры­ночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения опреде­ляются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денеж­ных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер до­хода по различным группам населения, государство регули­рует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественно­го доверия, обстановки социальной справедливости и уваже­ния законов.

Социальная политика российского государства после рас­пада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

§ потребительская корзина - минимальный набор продук­тов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспе­чения его жизнедеятельности; он устанавливается в соот­ветствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;

§ прожиточный минимум - стоимостная оценка потреби­тельской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуще­ствлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образова­ние и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается навер­стать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здраво­охранения, образования, доступного жилья и сельского хо­зяйства.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова структура рынка и его основные функции?

2. Что понимается под инфраструктурой рынка?

3.Что такое рыночный механизм?. Назовите основные его элементы.

4.Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?

5. Что понимается под государственным регулированием экономики?

6. Каковы задачи государственного регулирования экономики?

7. Назовите основные формы государственного регулирования экономики?

8. Что такое рыночное равновесие?

 

Тестовые задания.

1. Рынок предполагает:

а) регулирование экономических процессов на основе объективных экономических законов;

б) регулирование экономики путем диктата со стороны государства и игнорирования объективных экономических законов;

в) смешанную систему управления экономикой;

г) ни одного из вышеперечисленных

 

2. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена тем, что:

а) рынок привносит в экономику хаос;

б) этого требует общество;

в) рынок не способен решить всех проблем общества;

г) этого требует современный уровень производства.

 

3. Какая из перечисленных функций государства является основополагающей в рыночном хозяйстве?

а) контрольная;

б) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

в) перераспределение доходов и богатства;

г) перераспределение ресурсов.

 

4. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) зарождение обмена.

 

5. Государственное регулирование экономики – это:

а) целенаправленное воздействие государства на домашние хозяйств с целью их обогащения;

б) централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства;

в) правовое регулирование государства экономических процессов;

г) прямое вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

 

6. Рыночный механизм — это:

а) взаимоотношение продавцов и покупателей;

б) механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры.

в) механизм определения объема производства продукции;

г) взаимодействие экономических благ и потребностей людей.

 

7. В рыночном хозяйстве:

а) приоритетное положение должно занимать государство;

б) приоритетное положение должен занимать малый и средний бизнес;

в) приоритет должен отдаваться крупным акционерным обществам;

г) все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны находится в равных условиях.

 

8. Какую основную проблему решает рыночная экономика:

а) быстрый рост производства;

б) ограничение конкуренции;

в) насыщение рынка при ограниченности ресурсов;

г) обеспечение технического и технологического развития производства.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 40-58

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.466-475

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр. 404-424

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 47-54

5. Экономическая теория. Микро-, макро и мегаэкономика. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: СПб-Питер, 2004. стр. 77-112

6. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 69-111

8. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр. 64-81

 

Тема: «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

 

Действие рынка обусловлено функционированием ры­ночного механизма. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, рыночная цена и конкуренция.

Эластичность предложения
Факторы, влияющие на эластичность предложения
Долгосрочное равновесие
Спрос — желание и способность потребителей купить определенный объем товаров.

Понятие спроса двойственно, так как с одной стороны — это разнообразные желания, а с другой — возможности, обеспеченные деньгами. Отсюда спрос имеет качественную и количественную стороны.

Качественная сторона спроса характеризует зависи­мость спроса от разнообразных потребностей и складыва­ется под влиянием таких факторов, как:

климатические условия;

существующая социальная, национальная, религи­озная среда;

общеэкономический уровень развития общества.

Количественная сторона спроса всегда связана с день­гами, т.е. с платежными возможностями населения. Спрос, подкрепленный платежной способностью населения, назы­вается платежеспособным спросом.

На величину спроса влияют следующие факторы:

 

цена товара Ценовой фактор
доходы потребителей; виды и предпочтения; потребителей; наличие товаров-заменителей (субститутов); наличие дополняющих товаров (комплиментов); количество покупателей данного товара (размер рынка); ожидания покупателей (инфляционные и дефицитные); прочие факторы. Неценовые факторы

 

Таким образом, спрос — многофакторное явление, которое всегда подкреплено деньгами. При отсутствии платежных возможностей спрос не проявляется как эле­мент рыночного механизма.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос — спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос — суммарный спрос всех покупателей на данный товар определенной цены.

Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены.

Различают зависимость спроса от ценового и неценовых факторов.

Зависимость спроса от цены описывается функцией спроса от цены:

Qd=f(P), (1)

где Qd — объем спроса; Р — цена;/— функция спроса.

Функция спроса показывает то количество товаров, которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товаров, которое готовы купить потреби­тели при данном уровне цен, называется объемом спроса.

Функция спроса описывается графически кривой спро­са (рис. 3).

Кривая спроса показывает обратную зависимость объ­ема спроса (Qd) от цены (Р). Иначе говоря, чем выше цена, тем меньше объем спроса. Зависимость, при которой объем спроса (покупок) обратно пропорционален уровню цен, называется законом спроса.

       
 
   
 


Р

Р — цена;

Д, — кривая спроса;

О — объем спроса

 

 

Q

 

 

Согласно закону спроса потребители, при прочих равных условиях, будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена. Однако из этого закона есть исключение. В этом случае зависимость между ценой и объемом спроса является прямой, т.е. с ростом цен рас­тет объем спроса.

Такая ситуация может иметь место в трех случаях.

1. Товары рассчитаны на богатых людей, для которых цена не имеет особого значения.

2. Покупатели судят о товаре по его цене (чем выше цена, тем качественнее товар).

3. Продукт является товаром Гиффена, т.е. существует единственный товар (продукт питания), который населе­ние может купить при своих крайне низких доходах.

В практике хозяйствования преоб­ладает обычная кривая спроса (см. рис. 3), которая связана с рациональным (эффективным) поведением потребителя, его полной информированностью о цене и характере при­обретаемого товара.

При изменении спроса происходит графическое изме­нение кривой спроса. Следует различать движение вдоль кривой спроса и перемещение самой кривой спроса.

Р

Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины (объема) спроса, вызванное изменением цено­вого фактора (Р).

Q

Рис. 4. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых факторов

Действие неценовых факторов (всех остальных) приво­дит к изменению спроса и перемещению кривой спроса в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (рис. 4).

Спрос характеризует цена спроса. Цена спроса — мак­симальная цена, которую может уплатить потребитель при покупке данного количества товара. Она определяется ве­личиной доходов потребителя и остается фиксированной, так как покупатель больше не может уплатить за товар. Чем выше цена спроса, тем меньше товара будет продано.

Таким образом, спрос является одним из необходимых элементов рыночного механизма, который характеризует поведение покупателя.

Вторым существенным элементом рыночного меха­низма является предложение.

Предложение — это желание и способность продавцов (производителей) реализовать свой товар по определен­ной цене.

Предложение является результатом производства и от­ражает желание и возможности производителя произвести и реализовать (продать) свой товар.

• цена продаваемого товара;

• издержки производства;

• уровень технологии;

• наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

• размер налогов, субсидий и дотаций;

• количество продавцов данного товара;

• инфляционные ожидания продавцов;

• прочие факторы.

Таким образом, предложение многофакторно. Факторы, определяющие величину предложения, одновременно явля­ются мотивацией предпринимательской деятельности.

Различают зависимость предложения от цены и неценовых факторов. Зависимость от цены описывается функцией

Qs = f(P), (2)

где Qs — объем предложения; Р — цена;/ — функция предложения.

Графическое изображение кривой предложения пред­ставлено на рис. 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.