КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенная конкуренция: основные черты и особенностиQ Рис. 5. Кривая предложение и ее изменение Кривая предложения (S) определяет прямую зависимость объема спроса от цены и показывает стремление производителей продать больше товара по высокой цене. Движение вдоль кривой предложения означает изменение величины (объема) предложения, вызванное изменением ценового фактора (Р). Действие неценовых факторов (всех остальных) приводит к изменению предложения и перемещению кривой предложения в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (см. рис..5). Следовательно, кривая рыночного предложения — это кривая цены предложения, которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки. Цена предложения — это минимальная цена, по которой производители готовы продать данное количество товара. Чем ниже цена предложения, тем меньше товаров поступит на рынок. Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, так как происходит насыщение рынка товарами. Главной причиной сокращения предложения является ограниченность ресурсов (отсутствие сырья, материалов, нехватка производственных мощностей). Таким образом, кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продукта. Изменение величины предложения подчиняется закону предложения. Закон предложения означает, что объем продаж будет тем выше, чем выше цена товара. Этот закон выражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения. Характер связи между ценой и предложением обусловлен тем, что от цены зависит размер прибыли. Низкая цена не покрывает издержек. Отсюда высокая цена обеспечивает не только рост производства, но и количество фирм, которые создают данный товар. Таким образом, закон предложения показывает, что производитель хочет изготовить к продаже больше товаров и по высокой цене. Характер изменения спроса и предложения от различных факторов раскрывается через эластичность. Эластичность — процентное соотношение двух переменных. Различают эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене — это степень воздействия цены на изменение объема продукции, на которую предъявлен спрос. Ценовая эластичность спроса определяется по формуле Ed = D Q/D Р (3) где Ed - коэффициент эластичности спроса по цене; Q - процентное изменение объема спроса; Р - процентное изменение цены. 1.Спрос эластичен — Ed > 1 (4%: 2% =2). Товары являются предметами роскоши. 2.Спрос неэластичен — Ed < 1 (2%: 4% = 0,5). Товары являются продуктами первой необходимости. 3.Единичная эластичность спроса — Ed= (2%: 2% = 1) означает, что изменение объема спроса пропорционально изменению его цены. 4.Абсолютно неэластичный спрос — Ed = 0 (0%: 2% = 0). Товары являются жизненно необходимыми лекарствами. 5.Абсолютно эластичный спрос — Ed =∞ Эластичность спроса по цене зависит от множества факторов, среди который можно выделить: • наличие заменителей (чем больше заменителей, тем эластичнее спрос); • удельный вес расходов в общем объеме доходов (чем больше расходы, тем эластичнее товар); • временные рамки (в долгосрочном периоде эластичность увеличивается). Эластичность предложения. Количество предлагаемых к продаже товаров также зависит от цены. Для определения тесноты связи между ценой и объемом выпускаемой продукции используют показатель эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене — степень изменения количества предлагаемых товаров в зависимости от изменения их цен. Определяется коэффициентом ценовой эластичности предложения по формуле Es =D Q/D Р (4) где Es — коэффициент эластичности предложения по цене; Р — процентное изменение цены предложения; Q — процентное изменение объема предложения. Коэффициент эластичности предложения принимает следующие значения: Es > 1, Es< 1, Es =1, Es = 0 и бесконечность. Графически коэффициент эластичности предложения имеет те же значения, что и коэффициент эластичности спроса. Таким образом, эластичность спроса и предложения позволяет определить изменения объема покупаемой и предлагаемой товарной массы. Взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. В результате устанавливается рыночное равновесие. Это означает, что товары продаются не по цене спроса или предложения, а по цене рыночного равновесия. Рыночное равновесие графически представлено на рис. 6. Р Д S Излишек Р2 Е Р1 Дефицит Р0
Q 1 Q2 Q
Рис. 6 Рыночное равновесие. Такое равновесие (см. рис.6) в экономической теории называется рыночным. Точка Е пересечения спроса и предложения называется точкой равновесия. В точке равновесия объем спроса равен объему предложения (равновесный объем), а цена называется равновесной ценой, или ценой рыночного равновесия (P 1). Цена равновесия — это цена, при которой цена спроса равна цене предложения. Все, что расположено выше точки равновесия (£), — избыток, а ниже — дефицит. При любом ином уровне цен объем спроса и предложения не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (Р2 > Р{), то возникает излишек, так как продавцы готовы предложить больше товара, чем требуется покупателям. Если цена ниже равновесной (Р0 < Р,), то возникает дефицит. В этом случае объем предложения ниже, чем требуемая покупателям товарная масса. Равновесная цена в рыночной экономике выполняет следующие функции: • информационную — ее величина является ориентиром для всех субъектов рыночной экономики; • нормативную (распределительную) — показывает, на какие доходы может рассчитывать производитель; • стимулирующую — вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, чтобы издержки уложились в цену товара. Равновесие рынка — это такое его состояние, при котором покупатели хотят приобрести точно такое количество товара, которое могут предложить производители. Таким образом, сущность рыночного равновесия заключается в том, что рынок находится в сбалансированном состоянии. В точке равновесия интересы производителей и покупателей совпадают. Рыночное равновесие считается устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния действующие рыночные силы (цена, спрос, предложение) его восстанавливают. В противном случае равновесие неустойчиво. Автоматическое установление равновесия и равновесной цены способствует перераспределению ресурсов в отрасли с более высокими ценами, благодаря чему достигается эффективное (оптимальное) распределение экономических благ. Контрольные вопросы: 1. Что такое спрос и чем он отличается от объема покупок? 2. В чем сущность закона спроса? 3. Каковы причины существования обратной связи между ценой и спросом? 4. Нарисуйте кривые спроса и предложения и охарактеризуйте их. 5. Какие неценовые детерминанты спроса вы можете назвать? Как они влияют на спрос? 6. Что такое предложение товара и чеи оно отличается от объема продаж? 7. В чем сущность закона предложения? 8. Как неценовые факторы влияют на предложение? 9. Что представляет собой ценовая эластичность спроса и предложения? Тестовые задания: 1. Кривая спроса на товар сместится вправо, если: а) продукт стал более модным («эффект присоединения к большинству»); б) цена на товар-заменитель снижается; в) происходит быстрый рост численности населения; г) потребители ожидают снижения цен.
2 Спрос на товар возрастет, если: а) цена товара-заменителя упадет; б) цена товара-заменителя возрастет; в) цена дополняющего товара возрастет; г) цена дополняющего товара упадет.
3. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен отношению изменения: а)спроса на данный товар к изменению цены другого товара; в) спроса к изменению цены; г) спроса к изменению дохода. б) цены товара к изменению спроса;
4. Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, то спрос: а) эластичен; б) неэластичен; в) совершенно неэластичен; г) совершенно эластичен. 5. Эластичность спроса на товар выше, если: а) заменителей много; б) заменителей мало; в) это товар первой необходимости; г) это предмет роскоши.
6. Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение: а) цены одного товара в связи с изменением цены другого товара; б) величины спроса одного товара в связи с изменением цены другого товара в) цены одного товара в связи с изменена спроса на другой товар г) спроса на товар в связи с изменением s цены.
7. Закон спроса устанавливает: а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен; б) прямую зависимость цены от величины спроса; в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен; г) обратную зависимость цены от величины спроса.
8. Обратная зависимость между ценой и спросом объясняется: а) законом убывающей отдачи; б) эффектом дохода; в) эффектом замещения; г) законом возрастания вмененных издержек производства. 9. Предложение эластично, если коэффициент эластичности: а) больше 1; б) меньше 1; в) равен 1; г) равен 0; д) равен бесконечности.
10. Если коэффициент эластичности по доходу меньше 0, то товары: а) взаимозаменяемые; б взаимодополняющие; в) низкокачественные; г) качественные. Список рекомендуемой литературы: 1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 58-76 2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.54-96,211-229 3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр.141-178 4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр. 87-119 5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 54-72,428-448 6. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 20-35 7. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г. 8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр 150-154 9. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр.81-106
Тема: Теория поведения потребителя» В процессе принятия решений покупатели ведут себя по-разному. Потребительское поведение является составной частью изучения спроса населения. Результатом изучения поведения потребителей должно быть максимальное приближение количества и качества благ к запросам потребителей. Потребительское поведение — это совокупность осознанных действий потребителя в процессе выбора и покупки благ, направленных на максимальное удовлетворение потребностей.
Потребительский выбор — процесс принятия решения о приобретении покупателем альтернативных благ и услуг с целью максимального удовлетворения своих потребностей. Характеристики покупателя § формирует спрос на те или иные блага или услуги; § индивидуален, имеет свои потребности, запросы, предпочтения. Его повеление, как правило, не зависит от предпочтений другого потребителя; § имеет безграничные потребности и ограниченные возможности: § оказывается в условиях экономического выбора при ограниченных возможностях приобретения экономических благ: § стремится получить максимальную полезность от приобретения экономических благ. В основе потребительского предпочтения лежит полезность, которую получит потребитель от этого экономического блага. Полезность — степень удовлетворения потребителя от использования приобретенного блага. Особенностью полезности служит то, что ее нельзя измерить, однозначно оценить. Полезность определяется индивидуальными предпочтениями каждого конкретного потребителя. Один и тот же товар может иметь разную полезность для двух разных потребителей. Каждый потребитель стремится максимизировать общее количество полезности. В стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на величину предельной полезности. Предельная полезность — это полезность от потребления, от дополнительной единицы экономического блага. Совокупная полезность — сумма предельных полезностей всех единиц данного товара. Закон убывающей предельной полезности, сформулированный английским экономистом А. Маршаллом (1842—1924): по мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Этот закон следует из естественного насыщения человека тем, чего ему не хватало. А когда человек удовлетворит одну потребность, то у него возникают другие. Потребительские предпочтения отражают кривые безразличия и карта кривых безразличия. Кривая безразличия — это линия, показывающая различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой взять. Карта безразличия — набор кривых безразличия, где каждая кривая, находящаяся выше, чем исходная, более предпочтительна (рис. 2).
Рис. 7. Карта кривых безразличия Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Свойства кривых безразличия заключаются в следующем: § кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Точка А предпочтительнее, чем С, так как дает больше товаров X и Y (чем больше, тем лучше, по предположению); § кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары X и Y). Это отражает тот факт, что потребитель получаетудовлетворени от обоих товаров при условии, что если он увеличивает потребление одного товара, то должен отказаться от некоторого количества другого. Предельная норма замещения товаром X товара Y (MRS x,y) - это количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу, с тем чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным: MRS x,y = - dY/dX= lim [ dY/dX]. Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Бюджетная линия (NM) – это линия показывающая комбинацию благ, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода и данных ценах (рис. 8)
Y Благо В N C
D U3
U2 U1
0 Х
Благо А Рис.8 Бюджетная линия Свойства бюджетной линии заключаются в следующем: § любая точка на бюджетной линии, за исключением двух крайних случаев, характеризует комбинацию двух благ, которую может приобрести потребитель на свой доход при определенных ценах на эти блага; § при изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо — при росте дохода или влево — при уменьшении дохода; § при изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может купить больше (меньше) товара X (У); § можно потратить весь доход на приобретение только одного товара, при этом придется отказаться от приобретения другого блага; § точки, расположенные ниже бюджетной линии, доступны для потребителя, но при этом он не сможет извлечь максимум полезности из своего дохода. Точки выше бюджетной линии обладают большей предпочтительностью для потребителя, но при ограниченном доходе такие комбинации товара просто недоступны. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии, точке касания бюджетной линии (D) и кривой безразличия (рис. 8). В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским экономистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения. На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен. На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт (что наблюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потенциальные общественные потребности в первую очередь местного рынка. а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетворится поставками преимущественно из страны, в которой товар был изначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может создала филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии. На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке. Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные предпосылки теории потребительского поведения? 2. Чем отличаются кардиналистическая и ординалистическая теории потребительского поведения? 3. Каков экономический смысл теории потребительского выбора? 4. Что представляет собой карта кривых безразличия? 5. Объясните различие между предельной и совокупной полезностью? 6. Какая существует взаимосвязь между теорией предельной полезности и теорией потребительского выбора? Тестовые задания. 1. Теория потребительского поведения предполагает, что: а) потребитель стремиться сэкономить часть дохода; б) бюджет потребителя ограничен; в) потребитель стремиться максимизировать совокупную полезность; г) потребитель стремиться купить более дешевый товар.
2. Потребитель находиться в состоянии равновесия, если он: а) максимизирует предельную полезность: б) не может извлечь большую полезность, увеличивая тем самым или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему; в) полностью расходует свой доход; г) может извлечь большую полезность, увеличивая или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему.
3. Теория потребительского поведения предполагает, что: а) потребности потребителя ограничены; в) товары взаимозаменяемы; б) потребности потребителя безграничны; г) товары не обладают взаимозаменяемостью.
4. Согласно кардиналистической теории, рациональный потребитель в точке равновесия: а) всегда полностью расходует свой доход; б) уравнивает соотношение предельной полезности приобретаемых товаров и соотношение цен этих товаров; в) экономит часть дохода; г) достигает превышения предельной полезности цены. 5. Кривая безразличия характеризует: а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью; б) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью; в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены; г) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах.
6. На карте кривых безразличия совокупная полезность тем больше, чем кривая безразличия: а) ближе к точке начала координат; б) дальше от точки начала координат в) круче; г) более полога.
7. Бюджетная линия характеризует: а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью; б) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах; в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены; г) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью.
8.Увеличение дохода при неизменности цен приведет к: а) перемещению бюджетной линии вправо; б) перемещению бюджетной линии влево; в) изменению угла наклона бюджетной линии; г) не изменит положения бюджетной линии.
9.Снижение цены одного товара при неизменности цены другого товара и дохода приведет к: а) перемещению бюджетной линии вправо; б) перемещению бюджетной линии влево; в) изменению угла наклона бюджетной линии; г) не изменит положения бюджетной линии.
10.Рациональный потребитель выберет на бюджетной линии а) точку пересечения бюджетной линии с кривой безразличия; б) точку, не находящуюся на бюджетной линии, но расположенную на кривой безразличия; в) точку касания бюджетной линией любой кривой безразличия; г) точку касания бюджетной линией наиболее высокой из всех доступных ему кривых безразличия. Список литературы: 1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 76-95 2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр. 119-147 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 448-472 4. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 56-56 5. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г. 6. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 11-127
Тема: «Конкуренция и монополия» Конкуренция — это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции. Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются: 1) экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка; 2) большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары; 3) возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования; 4) реализация экономических интересов всех агентов рынка; 5) наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции. По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара). Сущность конкуренции проявляется в ее функциях. 1. Регулирующая — нацеливает производство на осуществление потребительского спроса. 2. Стимулирующая — направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках. 3. Распределительная — связана с рациональным размещением факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход. 4. Инновационная — связана с необходимостью постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы. 5. Дифференцирующая — связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности. Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма. Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции. Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет: • на образование цен; • достижение равновесного состояния рыночной среды; • самонастраиваемость рыночной системы. Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки. Достоинства: • способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров; • позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства; • создает оптимальные условия для использования достижений НТП; • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг. Недостатки: • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды; • не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт); • не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования; • не решает социальных проблем; • способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. Таким образом, конкуренция — сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование. Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции используют: • методы борьбы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции; • методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия не соответствуют издержкам. При неценовой конкуренции используют: • повышение качества продукции через внедрение НТП; • способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей; • сервисизацию сбыта; • массовое использование рекламы. В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы. Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся: • распространение ложных сведений о конкуренте; • разработка искаженной информации о товаре; • незаконное использование фирменного знака конкурента; • реклама товаров, не обладающих нужными качествами; • экономический шпионаж. Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж. Несовершенная конкуренция — конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль. Основные типы конкуренции можно представить в виде следующей схемы (рис. 13)
Рис. 9. Основные типы конкуренции Полиполия (совершенная конкуренция) — конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену. 1. Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия. 2. Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей. 3. Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство. 4. Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию. 5. Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей. Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей. 8. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей). 9. Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию. 10.Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель. 11.Билатеральная монопсония (двусторонняя монопсония) — тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа). Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования. Совершенная конкуренция является абстрактной моделью, так как в реальной действительности встречается редко и используется для анализа рыночного поведения фирмы. Совершенная конкуренция имеет следующие характерные черты. 1. На рынке присутствует большое количество производителей и покупателей. Вход на рынок и выход из него свободны. Это значит, что любой человек может стать предпринимателем или наемным работником. Исключается любая форма дискриминации потребителей, т.е. любой человек, имеющий деньги, может купить товары, которые ему нужны. 2. Существует абсолютная подвижность материальных, финансовых, трудовых и других факторов производства. Это означает, что если изменится спрос на товар, то произойдет перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Получение максимальной прибыли связано с применением более эффективных технологий, организации труда и производства. 3. Существует полная информированность участников рынка обо всех рыночных изменениях. Это означает: • покупатели и продавцы имеют полное представление об условиях спроса и предложения, знают цены на факторы производства и готовую продукцию, действуют в соответствии с этими ценами; • величина прибыли во всех отраслях известна всем конкурентам, которые свободно входят в отрасль и выходят из нее. 4. Одноименные товары однородны, т.е. покупатели воспринимают материальные блага как взаимозаменяемые товары и выбирают товары исключительно по цене. Если цена растет, то покупатели переключаются на другие товары. 5. Участники рынка не влияют на принимаемые решения друг друга. Число рыночных субъектов очень велико, а вклад каждого производителя в общий объем незначителен. В результате каждый производитель в отдельности не может повлиять на рыночную цену и изменить ее. Рыночная цена формируется только через механизм спроса и предложения. Каждый продавец продает товар по одной и той же цене, так как при повышении цены он потеряет покупателей. При снижении цены ниже рыночной доход от продаж не будет максимальным, так как максимальный доход получают по равновесной (рыночной) цене. Главные достоинства совершенной конкуренции состоят в том, что она • позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешивание спроса и предложения, через достижение равновесной цены и равновесного объема; • обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации, заложенной в цене; • ориентирует производителя на потребителя, т.е. на достижение главной цели — удовлетворение различных экономических потребностей человека. Таким образом, при совершенной конкуренции достигается оптимальное (конкурентное) состояние рынка, при котором нет ни прибыли, ни убытков. Вместе с тем совершенная конкуренция имеет ряд недостатков. 1. Имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результатов. 2. Благо, которое нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится. 3. Не учитываются различные вкусы потребителей, так как существует стремление к унификации. Таким образом, совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией, позволяющей понять, как действительно функционирует рыночный механизм.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |