Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция: основные черты и особенности




Q

Рис. 5. Кривая предложение и ее изменение

Кривая предложения (S) определяет прямую зависи­мость объема спроса от цены и показывает стремление производителей продать больше товара по высокой цене.

Движение вдоль кривой предложения означает изме­нение величины (объема) предложения, вызванное изме­нением ценового фактора (Р).

Действие неценовых факторов (всех остальных) приво­дит к изменению предложения и перемещению кривой предложения в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (см. рис..5).

Следовательно, кривая рыночного предложения — это кривая цены предложения, которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой производители готовы продать данное количество товара. Чем ниже цена предложения, тем меньше товаров посту­пит на рынок.

Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, так как происходит насыщение рынка товарами. Главной причиной сокращения предложе­ния является ограниченность ресурсов (отсутствие сырья, материалов, нехватка производственных мощностей).

Таким образом, кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продукта.

Изменение величины предложения подчиняется закону предложения.

Закон предложения означает, что объем продаж будет тем выше, чем выше цена товара.

Этот закон выражает прямую зависимость между це­ной и объемом предложения. Характер связи между ценой и предложением обусловлен тем, что от цены зависит раз­мер прибыли. Низкая цена не покрывает издержек. Отсюда высокая цена обеспечивает не только рост производства, но и количество фирм, которые создают данный товар.

Таким образом, закон предложения показывает, что производитель хочет изготовить к продаже больше това­ров и по высокой цене.

Характер изменения спроса и предложения от различ­ных факторов раскрывается через эластичность.

Эластичность — процентное соотношение двух пере­менных.

Различают эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене — это степень воздей­ствия цены на изменение объема продукции, на которую предъявлен спрос.

Ценовая эластичность спроса определяется по формуле

Ed = D Q/D Р (3)

где Ed - коэффициент эластичности спроса по цене; Q - процентное изменение объема спроса; Р - процентное изменение цены.

1.Спрос эластичен — Ed > 1 (4%: 2% =2). Товары являются предметами роскоши.

2.Спрос неэластичен — Ed < 1 (2%: 4% = 0,5). Товары являются продуктами

первой необходимости.

3.Единичная эластичность спроса — Ed= (2%: 2% = 1) означает, что изменение объема спроса пропорционально изменению его цены.

4.Абсолютно неэластичный спрос — Ed = 0 (0%: 2% = 0). Товары являются жизненно необходимыми лекарствами.

5.Абсолютно эластичный спрос — Ed =∞

Эластичность спроса по цене зависит от множества факторов, среди который можно выделить:

• наличие заменителей (чем больше заменителей, тем эластичнее спрос);

• удельный вес расходов в общем объеме доходов (чем больше расходы, тем эластичнее товар);

• временные рамки (в долгосрочном периоде эластич­ность увеличивается).

Эластичность предложения. Количество предлагаемых к продаже товаров также зависит от цены. Для определе­ния тесноты связи между ценой и объемом выпускаемой продукции используют показатель эластичности предло­жения по цене.

Эластичность предложения по цене — степень измене­ния количества предлагаемых товаров в зависимости от изменения их цен. Определяется коэффициентом цено­вой эластичности предложения по формуле

Es =D Q/D Р (4)

где Es — коэффициент эластичности предложения по цене; Р — процентное изменение цены предложения;

Q — процентное изменение объема предложения.

Коэффициент эластичности предложения принимает следующие значения: Es > 1, Es< 1, Es =1, Es = 0 и бес­конечность. Графически коэффициент эластичности предложения имеет те же значения, что и коэффициент эластичности спроса.

Таким образом, эластичность спроса и предложения позволяет определить изменения объема покупаемой и предлагаемой товарной массы.

Взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. В результате устанавливается рыночное равновесие. Это означает, что товары продаются не по цене спроса или предложения, а по цене рыночного рав­новесия.

Рыночное равновесие графически представлено на рис. 6.

Р Д S

Излишек

Р2

Е

Р1

Дефицит

Р0

 

 

Q 1 Q2 Q

 

Рис. 6 Рыночное равновесие.

Такое равновесие (см. рис.6) в экономической теории называется рыночным. Точка Е пересечения спроса и пред­ложения называется точкой равновесия. В точке равнове­сия объем спроса равен объему предложения (равновесный объем), а цена называется равновесной ценой, или ценой рыночного равновесия (P 1).

Цена равновесия — это цена, при которой цена спроса равна цене предложения.

Все, что расположено выше точки равновесия (£), — избыток, а ниже — дефицит. При любом ином уровне цен объем спроса и предложения не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (Р2 > Р{), то возникает излишек, так как продавцы готовы предложить больше товара, чем требуется покупателям. Если цена ниже равновесной (Р0 < Р,), то возникает дефицит. В этом случае объем пред­ложения ниже, чем требуемая покупателям товарная масса.

Равновесная цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

• информационную — ее величина является ориенти­ром для всех субъектов рыночной экономики;

• нормативную (распределительную) — показывает, на какие доходы может рассчитывать производитель;

• стимулирующую — вынуждает производителя рас­ширять или сокращать производство, менять технологию, чтобы издержки уложились в цену товара.

Равновесие рынка — это такое его состояние, при кото­ром покупатели хотят приобрести точно такое количество товара, которое могут предложить производители.

Таким образом, сущность рыночного равновесия за­ключается в том, что рынок находится в сбалансированном состоянии. В точке равновесия интересы производителей и покупателей совпадают.

Рыночное равновесие считается устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния действующие рыночные силы (цена, спрос, предложение) его восста­навливают. В противном случае равновесие неустойчиво. Автоматическое установление равновесия и равновесной цены способствует перераспределению ресурсов в отрасли с более высокими ценами, благодаря чему достигается эффективное (оптимальное) распределение экономичес­ких благ.

Контрольные вопросы:

1. Что такое спрос и чем он отличается от объема покупок?

2. В чем сущность закона спроса?

3. Каковы причины существования обратной связи между ценой и спросом?

4. Нарисуйте кривые спроса и предложения и охарактеризуйте их.

5. Какие неценовые детерминанты спроса вы можете назвать? Как они влияют на спрос?

6. Что такое предложение товара и чеи оно отличается от объема продаж?

7. В чем сущность закона предложения?

8. Как неценовые факторы влияют на предложение?

9. Что представляет собой ценовая эластичность спроса и предложения?

Тестовые задания:

1. Кривая спроса на товар сместится вправо, если:

а) продукт стал более модным («эффект присоединения к большинству»);

б) цена на товар-заменитель снижается;

в) происходит быстрый рост численности населения;

г) потребители ожидают снижения цен.

 

2 Спрос на товар возрастет, если:

а) цена товара-заменителя упадет;

б) цена товара-заменителя возрастет;

в) цена дополняющего товара возрастет;

г) цена дополняющего товара упадет.

 

3. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен отношению изменения:

а)спроса на данный товар к изменению цены другого товара;

в) спроса к изменению цены;

г) спроса к изменению дохода.

б) цены товара к изменению спроса;

 

4. Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, то спрос:

а) эластичен;

б) неэластичен;

в) совершенно неэластичен;

г) совершенно эластичен.

5. Эластичность спроса на товар выше, если:

а) заменителей много;

б) заменителей мало;

в) это товар первой необходимости;

г) это предмет роскоши.

 

6. Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение:

а) цены одного товара в связи с изменением цены другого товара;

б) величины спроса одного товара в связи с изменением цены другого товара

в) цены одного товара в связи с изменена спроса на другой товар

г) спроса на товар в связи с изменением s цены.

 

7. Закон спроса устанавливает:

а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

б) прямую зависимость цены от величины спроса;

в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

г) обратную зависимость цены от величины спроса.

 

8. Обратная зависимость между ценой и спросом объясняется:

а) законом убывающей отдачи;

б) эффектом дохода;

в) эффектом замещения;

г) законом возрастания вмененных издержек производства.

9. Предложение эластично, если коэффициент эластичности:

а) больше 1;

б) меньше 1;

в) равен 1;

г) равен 0;

д) равен бесконечности.

 

10. Если коэффициент эластичности по доходу меньше 0, то товары:

а) взаимозаменяемые;

б взаимодополняющие;

в) низкокачественные;

г) качественные.

Список рекомендуемой литературы:

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 58-76

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.54-96,211-229

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр.141-178

4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр. 87-119

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 54-72,428-448

6. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 20-35

7. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр 150-154

9. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр.81-106

 

Тема: Теория поведения потребителя»

В процессе принятия решений покупатели ведут себя по-разному. Потребительское поведение является составной частью изучения спроса населения. Результатом изучения поведе­ния потребителей должно быть максимальное приближе­ние количества и качества благ к запросам потребителей.

Потребительское поведение — это совокупность осоз­нанных действий потребителя в процессе выбора и покупки благ, направленных на максимальное удовлетво­рение потребностей.

 

Потребительский выбор — процесс принятия решения о приобретении покупателем альтернативных благ и услуг с целью максимального удовлетворения своих потребностей.

Характеристики покупателя

§ формирует спрос на те или иные блага или услуги;

§ индивидуален, имеет свои потребности, запросы, предпочтения. Его повеление, как правило, не зави­сит от предпочтений другого потребителя;

§ имеет безграничные потребности и ограниченные возможности:

§ оказывается в условиях экономического выбора при ограниченных возможностях приобретения эконо­мических благ:

§ стремится получить максимальную полезность от приобретения экономических благ.

В основе потребительского предпочтения лежит полез­ность, которую получит потребитель от этого экономиче­ского блага.

Полезность — степень удовлетворения потребителя от использования приобретенного блага.

Особенностью полезности служит то, что ее нельзя из­мерить, однозначно оценить. Полезность определяется индивидуальными предпочтениями каждого конкретного потребителя. Один и тот же товар может иметь разную по­лезность для двух разных потребителей.

Каждый потребитель стремится максимизировать общее количество полезности. В стремлении к максимизации по­лезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одно­именного товара совокупная полезность прирастает на ве­личину предельной полезности.

Предельная полезность — это полезность от потреб­ления, от дополнительной единицы экономического блага.

Совокупная полезность — сумма предельных полезностей всех единиц данного товара.

Закон убывающей предельной полезности, сформу­лированный английским экономистом А. Маршаллом (1842—1924): по мере увеличения количества потребляе­мого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет сни­жаться. Этот закон следует из естественного насыщения человека тем, чего ему не хватало. А когда человек удов­летворит одну потребность, то у него возникают другие.

Потребительские предпочтения отражают кривые безразличия и карта кривых безразличия.

Кривая безразличия — это линия, показывающая раз­личные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полез­ность. При выборе набора из такого множества потреби­телю безразлично, какой взять.

Карта безразличия — набор кривых безразличия, где каждая кривая, находящаяся выше, чем исходная, более предпочтительна (рис. 2).

 

Рис. 7. Карта кривых безразличия

Кривые безразличия лишь показывают возможность заме­ны одного товара другим, но не определяют, какой набор то­варов потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Свойства кривых безразличия заключаются в следу­ющем:

§ кривая безразличия, лежащая выше и правее дру­гой кривой, представляет собой более предпочти­тельные для данного потребителя наборы товаров. Точка А предпочтительнее, чем С, так как дает больше товаров X и Y (чем больше, тем лучше, по предположению);

§ кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары X и Y). Это отражает тот факт, что потребитель получаетудовлетворени от обоих товаров при условии, что если он увеличивает потребление одного товара, то должен отказаться от некоторого количества другого.

Предельная норма замещения товаром X товара Y (MRS x,y) - это количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу, с тем чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:

MRS x,y = - dY/dX= lim [ dY/dX].

Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия.

Бюджетная линия (NM) – это линия показывающая комбинацию благ, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода и данных ценах (рис. 8)

 

Y Благо В

 
 


N

C

 

 

D U3

 

 

U2

U1

 

0 Х

 

Благо А

Рис.8 Бюджетная линия

Свойства бюджетной линии заключаются в следующем:

§ любая точка на бюджетной линии, за исключением двух крайних случаев, характеризует комбинацию двух благ, которую может приобрести потребитель на свой доход при определенных ценах на эти блага;

§ при изменении дохода потребителя бюджетная ли­ния движется параллельно вправо — при росте до­хода или влево — при уменьшении дохода;

§ при изменении цен на товары изменяется угол на­клона бюджетной линии, и потребитель может ку­пить больше (меньше) товара X (У);

§ можно потратить весь доход на приобретение толь­ко одного товара, при этом придется отказаться от приобретения другого блага;

§ точки, расположенные ниже бюджетной линии, до­ступны для потребителя, но при этом он не сможет извлечь максимум полезности из своего дохода. Точ­ки выше бюджетной линии обладают большей пред­почтительностью для потребителя, но при ограни­ченном доходе такие комбинации товара просто недоступны.

Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпоч­тительное сочетание. Эти два условия сводят проблему мак­симизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии, точке ка­сания бюджетной линии (D) и кривой безразличия (рис. 8).

В 60-е годы широкое распространение получила теория жизнен­ного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским эконо­мистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно вы­делить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.

На первом этапе (внедрении) издержки производства нового то­вара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.

На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт (что на­блюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потен­циальные общественные потребности в первую очередь местного рынка. а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетво­рится поставками преимущественно из страны, в которой товар был изначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может созда­ла филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии.

На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже на­сыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке.

Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные предпосылки теории потребительского поведения?

2. Чем отличаются кардиналистическая и ординалистическая теории потребительского поведения?

3. Каков экономический смысл теории потребительского выбора?

4. Что представляет собой карта кривых безразличия?

5. Объясните различие между предельной и совокупной полезностью?

6. Какая существует взаимосвязь между теорией предельной полезности и теорией потребительского выбора?

Тестовые задания.

1. Теория потребительского поведения предполагает, что:

а) потребитель стремиться сэкономить часть дохода;

б) бюджет потребителя ограничен;

в) потребитель стремиться максимизировать совокупную полезность;

г) потребитель стремиться купить более дешевый товар.

 

2. Потребитель находиться в состоянии равновесия, если он:

а) максимизирует предельную полезность:

б) не может извлечь большую полезность, увеличивая тем самым или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему;

в) полностью расходует свой доход;

г) может извлечь большую полезность, увеличивая или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему.

 

3. Теория потребительского поведения предполагает, что:

а) потребности потребителя ограничены;

в) товары взаимозаменяемы;

б) потребности потребителя безграничны;

г) товары не обладают взаимозаменяемостью.

 

4. Согласно кардиналистической теории, рациональный потребитель в точке равновесия:

а) всегда полностью расходует свой доход;

б) уравнивает соотношение предельной полезности приобретаемых товаров и соотношение цен этих товаров;

в) экономит часть дохода;

г) достигает превышения предельной полезности цены.

5. Кривая безразличия характеризует:

а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью;

б) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью;

в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены;

г) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах.

 

6. На карте кривых безразличия совокупная полезность тем больше, чем кривая безразличия:

а) ближе к точке начала координат;

б) дальше от точки начала координат

в) круче;

г) более полога.

 

7. Бюджетная линия характеризует:

а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью;

б) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах;

в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены;

г) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью.

 

8.Увеличение дохода при неизменности цен приведет к:

а) перемещению бюджетной линии вправо;

б) перемещению бюджетной линии влево;

в) изменению угла наклона бюджетной линии;

г) не изменит положения бюджетной линии.

 

9.Снижение цены одного товара при неизменности цены другого товара и дохода приведет к:

а) перемещению бюджетной линии вправо;

б) перемещению бюджетной линии влево;

в) изменению угла наклона бюджетной линии;

г) не изменит положения бюджетной линии.

 

10.Рациональный потребитель выберет на бюджетной линии

а) точку пересечения бюджетной линии с кривой безразличия;

б) точку, не находящуюся на бюджетной линии, но расположенную на кривой безразличия;

в) точку касания бюджетной линией любой кривой безразличия;

г) точку касания бюджетной линией наиболее высокой из всех доступных ему кривых безразличия.

Список литературы:

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 76-95

2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр. 119-147

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 448-472

4. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 56-56

5. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

6. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 11-127

 

Тема: «Конкуренция и монополия»

Конкуренция — это соперничество товаропроизводите­лей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в про­изводстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

1) экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;

2) большое количество самостоятельных и равноправ­ных хозяйствующих субъектов, производящих разнооб­разные товары;

3) возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;

4) реализация экономических интересов всех агентов рынка;

5) наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и по­требителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции Конкуренция потребителей связана с борьбой индиви­дуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным по­ставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях.

1. Регулирующая — нацеливает производство на осу­ществление потребительского спроса.

2. Стимулирующая — направлена на активизацию эф­фективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.

3. Распределительная — связана с рациональным раз­мещением факторов производства. Данная функция позво­ляет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход.

4. Инновационная — связана с необходимостью посто­янного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и ком­мерческой деятельности фирмы.

5. Дифференцирующая — связана с укрупнением про­изводства в результате прекращения неэффективной хо­зяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нор­мального функционирования рыночного механизма и влияет:

• на образование цен;

• достижение равновесного состояния рыночной среды;

• самонастраиваемость рыночной системы.

Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства:

• способствует эффективному использованию ресур­сов при производстве товаров;

• позволяет быстро приспосабливаться к изменя­ющимся условиям производства;

• создает оптимальные условия для использования достижений НТП;

• обеспечивает свободу выбора и действий потреби­телей и производителей;

• нацеливает производителей на удовлетворение раз­нообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

• не обеспечивает производства товаров и услуг кол­лективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

• не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

• не решает социальных проблем;

• способствует возникновению социальной неспра­ведливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция — сложный, противоре­чивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование.

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую кон­куренцию.

При ценовой конкуренции используют:

• методы борьбы, направленные на получение допол­нительной прибыли посредством уменьшения цен и из­держек без изменения качества продукции;

• методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые раз­личия не соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

• повышение качества продукции через внедрение НТП;

• способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей;

• сервисизацию сбыта;

• массовое использование рекламы.

В рыночных условиях предприниматели часто прибе­гают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной кон­куренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

• распространение ложных сведений о конкуренте;

• разработка искаженной информации о товаре;

• незаконное использование фирменного знака кон­курента;

• реклама товаров, не обладающих нужными качест­вами;

• экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершен­ную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производите­лей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокраща­ется по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — конкуренция, при кото­рой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ произво­дителей на данный рынок ограничены. Такая конкурен­ция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль.

Основные типы конкуренции можно представить в виде следующей схемы (рис. 13)

Покупатели Производители (продавцы)
    Много Несколько Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония Ограниченная монопсония Билатеральная монопсония

Рис. 9. Основные типы конкуренции

Полиполия (совершенная конкуренция) — конку­ренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену.

1. Олигополия (несколько продавцов и много покупа­телей) — тип рыночной конкуренции, при которой не­сколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия.

2. Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей.

3. Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рын­ках сбыта, квотах на производство.

4. Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фир­мам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конку­ренцию.

5. Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько по­требителей.

Монополистическая конкуренция (много производи­телей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференциро­ванного товара большим числом производителей.

8. Олигопсония (много продавцов и несколько поку­пателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

9. Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

10.Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

11.Билатеральная монопсония (двусторонняя моно­псония) — тип конкуренции, при которой возникает про­тивоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнерге­тики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конку­ренции отражают различные условия хозяйствования.

Совершенная конкуренция является абстрактной мо­делью, так как в реальной действительности встречается редко и используется для анализа рыночного поведения фирмы.

Совершенная конкуренция имеет следующие харак­терные черты.

1. На рынке присутствует большое количество произ­водителей и покупателей. Вход на рынок и выход из него свободны. Это значит, что любой человек может стать предпринимателем или наемным работником. Исключает­ся любая форма дискриминации потребителей, т.е. любой человек, имеющий деньги, может купить товары, которые ему нужны.

2. Существует абсолютная подвижность материаль­ных, финансовых, трудовых и других факторов производ­ства. Это означает, что если изменится спрос на товар, то произойдет перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Получение максимальной прибыли связано с применением более эффективных технологий, организации труда и произ­водства.

3. Существует полная информированность участников рынка обо всех рыночных изменениях. Это означает:

• покупатели и продавцы имеют полное представле­ние об условиях спроса и предложения, знают цены на факторы производства и готовую продукцию, действуют в соответствии с этими ценами;

• величина прибыли во всех отраслях известна всем конкурентам, которые свободно входят в отрасль и выхо­дят из нее.

4. Одноименные товары однородны, т.е. покупатели воспринимают материальные блага как взаимозаменя­емые товары и выбирают товары исключительно по цене. Если цена растет, то покупатели переключаются на другие товары.

5. Участники рынка не влияют на принимаемые реше­ния друг друга. Число рыночных субъектов очень велико, а вклад каждого производителя в общий объем незначите­лен. В результате каждый производитель в отдельности не может повлиять на рыночную цену и изменить ее. Рыноч­ная цена формируется только через механизм спроса и предложения. Каждый продавец продает товар по одной и той же цене, так как при повышении цены он потеряет покупателей. При снижении цены ниже рыночной доход от продаж не будет максимальным, так как максимальный доход получают по равновесной (рыночной) цене.

Главные достоинства совершенной конкуренции со­стоят в том, что она

• позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравно­вешивание спроса и предложения, через достижение рав­новесной цены и равновесного объема;

• обеспечивает эффективное распределение огра­ниченных ресурсов благодаря информации, заложенной в цене;

• ориентирует производителя на потребителя, т.е. на достижение главной цели — удовлетворение различных экономических потребностей человека.

Таким образом, при совершенной конкуренции дости­гается оптимальное (конкурентное) состояние рынка, при котором нет ни прибыли, ни убытков.

Вместе с тем совершенная конкуренция имеет ряд недостатков.

1. Имеет место равенство возможностей, но одновре­менно сохраняется неравенство результатов.

2. Благо, которое нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.

3. Не учитываются различные вкусы потребителей, так как существует стремление к унификации.

Таким образом, совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией, позволяющей понять, как действительно функционирует рыночный механизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.