Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие 1 1 страница




Практические задания к курсовым работам

Тема курсовой работы № 40

Тема курсовой работы № 39

Тема курсовой работы № 38

Тема курсовой работы № 37

«Управление персоналом: сущность концепции, основные принципы»

1 Понятие управления персоналом

2 Концепция управления персоналом

3 Элементы, составляющие концепцию управления персоналом

4 Принципы управления персоналом

Литература /1/, /9/, /16/, /17/, /25/.

«Инновационный менеджмент: общая характеристика, принципы»

1 Содержание инновационного менеджмента

2 Цели и задачи процесса инновации

3 Основные этапы формирования и реализации инновационных проектов

4 Принципы менеджмента, обеспечивающие эффективность инноваций

Литература /2/, /4/, /25/, /27/, /35/, /36/, /46/, /56/.

«Методы управления персоналом»

1 Сущность методов управления персоналом

2 Содержание административных методов

3 Содержание экономических методов

4 Содержание социально-психологических методов

5 Взаимосвязь методов управления персоналом и их влияние на работу организации в целом

Литература /16/, /17/, /25/.

«Финансовый аспект современного менеджмента»

1 Финансовый менеджмент в системе управления предприятием

2 Организационное обеспечение финансового менеджмента

3 Финансовое планирование на предприятии

4 Оценка экономической эффективности финансового менеджмента

5 Основные направления совершенствования финансового менеджмента в условиях формирования рынка

Литература /10/, /17/, /22/, /37/, /40/, /41/, /52/, /55/.

Практическое задание № 1

«Оценка деловых качеств менеджера»

В оценке деловых качеств менеджера должна принять участие группа экспертов состоящая не менее чем из 5 человек. В качестве объекта исследования может выступать менеджер любой отрасли, но предпочтительнее оценивать руководителей сферы быта, легкой промышленности и малого бизнеса. В качестве экспертов могут выступать сами студенты, владеющие основами менеджмента или специалисты в области управления.

Для анализа деловых качеств менеджера используется модель, основанная на применении бального метода оценки представленная в таблице 1

Т а б л и ц а 1– Условия оценки проявления деловых качеств

Проявление оцениваемого качества Баллы
   
Качество отсутствует  
Качество проявляется очень редко  
Качество проявляется не сильно и не слабо  
Качество проявляется часто  
Качество проявляется систематически  

 

Экспертной оценке подлежат следующие качества менеджера:

· деловые качества (образование, знание, опыт);

· способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работы);

· культурный уровень и эрудиция;

· характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);

· темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

· направленность интересов (материальная, социальная, духовная)

· возрастной ценз (молодой, средний, пожилой, старческий возраст);

· здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое);

в начале необходимо пяти экспертам по пятибалльной системе оценить

восемь качеств менеджера, а затем определить их средневзвешенное

значение по формуле:

Кm = (1)

где Кт - средневзвешенный интегральный показатель, оценивающий

деловые качества менеджера (в баллах);

i = 1,2,..., N - порядковый номер эксперта;

j - 1,2,..., 8 — номер оцениваемого качества менеджера;

аj - весомость j-го качества менеджера по десятибальной системе

(определяется отдельно для каждой группы менеджеров);

. - оценка i-м экспертом j-го качества менеджера по пятибальной

системе.

В таблице 2 приведен пример оценки экспертами деловых качеств менеджера.

Т а б л и ц а 2- Оценка деловых качеств менеджера

Эксперты Экспертная оценка восьми качеств менеджера по пятибальной системе
                   
                 
А                
В                
С                
Д                
Е                
Весо- мость                

 

По данным таблицы интегральный показатель деловых качеств менеджера составляет:

 

(2)

 

Полученный расчетный показатель деловых качеств менеджера необходимо сравнить с аналогичным показателем конкурентов, предельным эталонным значением или минимальным, максимальным и средним значением интегрального показателя. Так в рассматриваемом примере минимальное значение интегрального показателя равно 49, среднее - 147, максимальное с оценками «отлично» - 245 баллам. Деловые качества оцениваемого менеджера немного выше среднего уровня и соответствуют оценке «удовлетворительно».

Литература /13/.

Практическое задание № 2

Изучение клиентуры - одна из функций современного менеджера. В практике некоторых фирм США для этих целей применяют следующую анкету:

Клиент

1 Фамилия и имя_________________________________________

Занимаемая должность__________________________________

2 Название фирмы и адрес_________________________________

3 Домашний адрес________________________________________ Телефон:_служебный______________ домашний______________

5 Дата и место рождения___________________________________

6 Рост ____________Вес_____________________________

Особенности физического состояния_______________________

(примеры: лысеет, в прекрасной физической форме, артрит, острые боли в спине и т.п.)____________________________________

Образование

7 Средняя школа и год окончания_____________________________

Высшее учебное заведение_________________________________

Когда окончил(а)________________________________________

Какой степени получен диплом_____________________________

8 Какие награды получал а колледже _________________________

Ученые степени __________________________________________

9 В каком студенческом объединении состоял(а) _______________

Какими видами спорта занимался(лась)______________________

10 Какой вневузовской общественной деятельностью занимался(лась) _____________________________________________

11 Если клиент не получил высшего образования, то является ли для него (нее) это обстоятельство болезненным?________________________

Чем компенсировалось отсутствие высшего образования?________

12 Прохождение военной службы_____________________________

Звание при увольнении в запас____________________________

Отношение к военной службе в армии____________________

Семья

13 Семейное положение_______________________________

Фамилия и имя жены (мужа)____________________________

14 Образование жены (мужа)______________________________

15 Круг интересов жены (мужа), общественная деятельность, членство в каких-либо организациях____________________________

16 Дата свадьбы________________________________________

17 Дети (если есть), имена и возраст_______________________

Является ли клиент чьим-либо опекуном?_________________

18 Образовательный уровень детей_________________________

19 Чем интересуются дети (их увлечения, проблемы и т.п.)________________________________________________________

Предшествующая деятельность

20 Прежние места работы (сначала указывается последнее)____________

Фирма__________________________________________________

Адрес__________________________________________________

Занимаемая должность_________________________________

Дата (с_______по_______)

21 Предшествующая должность_____________________________

Дата (с_______по_______)

22 Имеются ли в офисе клиента какие-либо «символы» социального положения?___________________________________________

23 Членство в профессиональных или отраслевых обществах______

Какие занимает должности, какие получал (а) награды________

24 Имеются ли люди, к мнению которых клиент особенно прислушивается? _____________________________________________

25 Какие деловые отношения он (она) имеет к сотрудникам нашей компании______________________________________________________

26 Являются ли эти отношения хорошими? Почему?____________

27 Кто еще из сотрудников нашей компании знаком с клиентом?__

__________________________________________________________

28 Тип контакта__________ Характер отношений______________

29 Как клиент относится к своей фирме?______________________

30 В чем заключается его (ее) долгосрочная цель деятельности?____

__________________________________________________________

31 В чем заключается его (ее) ближайшая цель коммерческой деятельности?___________________________________________________

32 Чем в настоящее время больше всего озабочен клиент: благополучием фирмы или своим личным благополучием?____________

33 Думает ли клиент о настоящем или о будущем? ______________

Интересы

34 Клубы или профессиональные клубы______________________

35 Является ли политически активным (ой)___________________

Партия_____________________________________________

Значение партии для клиента_________________________

36 Ведет ли общественную деятельность по месту жительства?____

Какую?______________________________________________

37 Религия_________________ Является ли ревностным прихожанином (прихожанкой)_______________________________

38 Строго конфиденциальные сведения, не подлежащие обсуждению с клиентом (например, развод, членство в организации «Анонимные алкоголики» и т.п.)___________________

39 Что еще (помимо бизнеса) принимает клиент близко к сердцу?____________________________________________________

Стиль жизни

40 Медицинское заключение (состояние здоровья в данное время)________________________________________________________

41 Употребляет ли клиент спиртные напитки?_________________

Если да, то какие и в каком количестве?________________

42 Если он (она) не употребляет спиртные напитки, то реагирует ли отрицательно, когда в его (ее) присутствии пьют другие?____________

43 Курит ли клиент?______________________________________

если не курит, то возражает ли он (она), когда курят другие в его присутствии?____________________________________________

44 Когда он (она) предпочитают ходить на ленч, на обед?________

45 Любимые кушания_____________________________________

46 Возражает ли клиент против того, чтобы кто-нибудь платил за его ленч или обед?____________________________________________

47 Какие у клиента увлечения и что он (она) предпочитает делать в свободное время?___________________________________________

48 Как и где клиент обычно проводит отпуск?________________

49 Болельщиком каких видов спорта он (она) является и за какие команды он (она) «болеет»?__________________________________

50 Какой марки у него (нее) автомобиль (автомобили)?_________

51 О чем любит поговорить?________________________________

52 На кого именно клиент старается произвести впечатление?_____

53 Какое впечатление клиент хочет произвести на этих людей?____

Клиент и менеджер

54 Какими эпитетами вы (менеджер) воспользовались бы, чтобы описать клиента?______________________________________

55 Какими своими жизненными достижениями он (она) больше всего гордится?_________________________________________

56 Какова, по вашему мнению, долгосрочная личная цель клиента?____________________________________________

57 Какова, по вашему мнению, ближайшая личная цель клиента?______________________________________________

58 Какие возникают моральные или этические соображения, когда вы работаете с клиентом?__________________________________

59 Считает ли клиент, что у него есть какие-то обязательства в отношении вас, вашей фирмы или вашего конкурента?__________

Если да, то какие?______________________________________

60 Вызовет ли предложение, которое вы собираетесь сделать клиенту, необходимость изменить какую-либо привычку или предпринять действие, нарушающее установленный порядок?__________

61 Беспокоится ли он (она) прежде всего о мнении других?_______

62 Является ли клиент эгоцентричным?_______________________

63 В чем заключаются, как считает клиент, главнейшие проблемы?____________________________________________

64 Какие проблемы административного управления фирмы клиента должны быть срочно решены?____________________________

65 Есть ли у вас возможность оказать помощь в разрешении этих проблем? Каким образом?______________________________

66 Насколько ваш конкурент лучше информирован о клиенте, чем вы?___________________________________________

Вопросы

1) В какой мере, на ваш взгляд, данная анкета может быть успешно использована в России?

2) Если бы вы были на месте менеджера, то какие изменения и почему внесли бы в данную анкету?

3) В чем вы видите положительные и отрицательные стороны в практике анкетирования клиентуры?

Литература /13/.

Практическое задание № 3

Социальная ориентация бизнеса в Японии - важнейшая составляющая часть национального стиля менеджмента. Известное выражение:

«Процветающая фирма - богатое общество» подтверждается впечатляющими успехами японской экономики и высоким уровнем жизни населения.

Из предложенных далее произвольно расположенных формулировок, отражающих стратегию японской фирмы «Орион» и методы ее реализации, составьте логически построенный алгоритм, схематично изображенный на рисунке 1, характеризующий социально-ориентированный менеджмент этой фирмы:

· доходы от покупателя — источник инвестиций в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы (НИОПР) и оборудование;

· часть прибыли направляется на социальные нужды и благотворительность;

· поставщик получает хорошего покупателя;

· главная цель компании - ее развитие;

· часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;

· компания получает уважение в местном обществе;

· производство товаров станет лучшего качества и по более низким ценам;

· часть прибыли пойдет на дополнительные выплаты сотрудникам фирмы;

· развитие фирмы ведет к увеличению занятости населения;

· покупатель получает надежного поставщика.

 

Рисунок 1 – Алгоритм социально-ориентированного менеджмента фирмы

 

Литература /13/.

Практическое задание № 4

Эффективность японского менеджмента трудно подвергнуть сомнению. Считается, что он может использоваться только на японских предприятиях, поскольку в Японии самобытные культурные и национальные традиции. Однако это не так. Один из примеров – использование примеров японского менеджмента в Индии.

В условиях кризиса в автомобильной промышленности Индии в 80-х годах (низкие уровни использования мощностей и производительности труда, высокие цены, низкое качество продукции) правительством было принято решение обратиться к опыту японских менеджеров. Для этого было выработано убыточное предприятие «Марути Лтд», перед руководством которого поставлены задачи модернизации производства и организации выпуска экономичных современных автомобилей по доступным ценам.

Производство продукции ориентировалось на кооперацию с ведущими компаниями развитых стран: США, Франции, ФРГ и др.

В результате совместной деятельности со специалистами японской компании «Сузуки», использования приемов организации труда и производства лучших японских предприятий, учета условий работы индийского предприятия «Марути Лтд» и характера взаимоотношений между людьми индийским менеджерам удалось разработать эффективную систему управления. Ее основные положения сводятся к следующему:

· менеджер является воплощением культуры организации. Именно от него в конечном счете зависит умение создать в коллективе обстановку энтузиазма. Таким образом, менеджер должен быть лидером в своей области;

· условие творческого, заинтересованного отношения работников к труду - соблюдение принципа равенства в коллективе. Для этого менеджерам и сотрудникам целесообразно на предприятии носить одинаковую униформу, питаться в общей закусочной, пользоваться служебными автомобилями, работать в общем помещении (без отдельных кабинетов) и т.д.;

· для постоянного обмена информацией (мнениями) и обсуждения возникающих проблем создается постоянно действующий комитет, включающий представителей всех входящих в структуру предприятия подразделений и служб. Выработанные в результате свободного обмена мнениями рекомендации реализуются руководством;

· работники вовлекаются в изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Для этого создаются «кружки качества». Все поступающие предложения регистрируются и либо внедряются в производство, либо отклоняются; причины отклонения обязательно сообщаются автору. Рационализаторов и изобретателей поощряют морально и материально.

В результате соблюдение приведенных основных положений организации и управления производством предприятию «Марути Лтд» удалось менее чем через два года выпустить первые автомобили марки «Марути-Сузуки», а через четыре года - контролировать 60 % автомобильного рынка экспортировать продукцию в ряд стран, несмотря на высокий уровень конкуренции на мировом автомобильном рынке.

Вопросы

1) Какие выводы можно сделать из опыта работы компании «Марути Лтд»?

2) Возможно ли использование японского опыта менеджмента на российских предприятиях? Что для этого потребуется российским менеджерам?

Литература /24/.

Практическое задание № 5

Сейчас по мнению специалистов, тот кто владеет информацией, владеет всем. Об этом свидетельствует представленная на рисунке 2 схема

 

 

Добиваться конкурентных преимуществ компании

 
 

 


Снижать финансовый риск и опасность для имиджа компании

 

 
 

 

 


Определять отношение потребителей к товарам и услугам компании

 

 
 

 

 


Анализировать состояние внешней среды

 

 
 

 


Координировать реализацию стратегии компании

Хорошая информация позволяет маркетологам компании

       
 
 
   

 

 


Оценивать рыночную деятельность компании

 

 
 

 


Укреплять доверие к рекламе

 

 


Получать поддержку руководства при принятии решений

 

 
 

 

 


Подтверждать собственные интуитивные возможности

 

 
 

 

 


Повышать эффективность деятельности компании

 

 
 

 

 


Рисунок 2 – Информация для маркетолога

 

Вопросы

1) Что еще, помимо приведенного в схеме, обеспечивает для российского менеджера обстоятельная и своевременная информация?

2) Если бы вас назначили менеджером фирмы, какие возможности информационного обеспечения вы использовали бы в первую очередь?

Литература /5/.

Практическое задание № 6

Процесс стратегического планирования на предприятии может включать элементы, представленные на рисунке 3.

 
 

 


 

Рисунок 3 – Элементы стратегического планирования

 

Нужно, используя эти элементы, построить схему со связями:

· Постарайтесь правильно определить последовательность действий («дорожку шагов») менеджера при формировании стратегического плана.

· Проанализируйте возможные этапы стратегического планирования.

· Оцените, какие элементы стратегического планирования имеет, по вашему мнению, ключевое значение.

Литература /5/.

 

Практическое задание № 7

Предлагается следующая схема, представленная на рисунке 4, работы менеджера с персоналом фирмы:

 

Стратегия

 

анализ социально-экономической анализ перспектив развития

ситуации в стране предприятия

 

Формирование кадровой политики

       
 
   
 


разработка разработка системы разработка системы

квалификационной работы с кадрами оплаты труда и

структуры подсистема «обучение, подсистема «отбор,

подсистема оценки переподготовка и продвижение и

персонала повышение руководство»

квалификации»

 

Повседневная работа с персоналом

Планирование организация принятие мотивация лидерство

решений

 

Рисунок 4 – Схема работы менеджера с персоналом

 

Вопросы

1) В чем вы видите взаимозависимость и взаимообусловленность различных составных частей данной схемы?

2) Какие элементы схемы по их значимости играют «первую скрипку» в действиях менеджера?

3) соответствует ли представленная схема задачам, стоящим сегодня перед системой управления человеческими ресурсами?

Литература /5/.

Практическое задание №8

Анализ показывает, что применительно к российской практике к типичным ошибкам относят отсутствие:

• процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива);

• планирования карьеры, лишающее работника перспектив;

• должной информированности, в результате чего работник мало отождествляет себя с интересами фирмы;

• чувство ответственности, «замораживающие» инициативу работника;

• коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, соображения и получать удовлетворяющие его ответ;

• продвижения по службе, что делает невыгодным для работника качественное проявление себя в труде.

Вопросы

1) Как вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для практики управления человеческими ресурсами применительно к сегодняшней России?

2) Какие нововведения в управлении персоналом могли бы внедрить вы, если бы были назначены менеджером по кадрам российской фирмы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.