Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины заболевания нервной системы в детском возрасте




В предыдущих главах мы рассматривали анатомию (стро­ение) и физиологию (деятельность) нервной системы. В дан­ной главе мы говорим о тех патологических факторах и их проявлениях, которые нарушают ее деятельность.

«Патос» — это болезнь, она всегда причинно-обусловле­на (детерминирована). Причины (этиология) и механизм (па­тогенез) заболевания различны. В связи с этим рассматри­вают внешние и внутренние факторы возникновения забо­левания.

К внешним факторам относятся плохие жилищные ус­ловия, недостаточно калорийное питание, неблагоприятная домашняя обстановка (конфликты родителей, разводы, пло­хие взаимоотношения с отчимом, алкоголизм родителей и т. п.). Сюда же могут быть отнесены жесткие методы вос­питания, перегрузки при подготовке в специальную школу (математическую, языковую), несложившиеся взаимоотно­шения ребенка и воспитателя в детском саду и др. К вне­шним вредностям могут относиться и частые ОРЗ, кишеч­ные дисфункции и др. Все это может приводить к ослаблению детского организма, ухудшать состояние нервной системы, вызывая повышенную возбудимость, быструю истощаемость основных нервных процессов, головные боли, невро­тические реакции.

К внутренним факторам относятся генетические рас­стройства, а также инфекции, интоксикации, травмы, ко­торые переносит ребенок на разных этапах своего развития как внутриутробной, так и после рождения.

Среди инфекций различают общие инфекции детского возраста и нейроинфекции (специфические для нервной си­стемы).


 

Общие инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш, скарлатина и др. преимущественно вирус­ного и бациллярного происхождения, которые поражают как внутренние органы, так и нервную систему за счет интокси­кации и различных осложений. Возвращаясь в детский кол­лектив после перенесенного заболевания, ребенок легко под­вергается воздействию другого инфекционного начала. Так возникает на фоне ослабленных защитных сил организма цепочка инфекций, следствием которой являются астено-невротические реакции и задержка психического развития. К нейроинфекциям относятся инфекции (вирусного и бациллярного происхождения), вызывающие поражение мозговых оболочек (менингиты, арахноидиты), вещества головного мозга (энцефалиты) и спинного мозга (полиомелит), поражение периферических нервов (невриты) и др. Нейроинфекции могут быть первичными, когда инфекци­онное начало попадает непосредственно в нервную систе­му, вызывая ее поражение, и вторичными, когда основной очаг воспаления располагается где-то в органах и тканях организма, и током крови заносится в нервную систему или воздействует на нее по соприкосновению, непосредственно переходит из очага воспаления на периферические нервы. Интоксикацию нервной системы могут вызвать хими­ческие яды (в том числе соединения свинца и ртути), алко­голь (пиво в том числе), никотин, некоторые лекарственные препараты, которые оказывают отрицательное воздействие как на развивающийся плод (если мать употребляет их до и во время беременности), так и в различные периоды постнатального (после рождения) развития, вызывая энцефа­литы, энцефаломиелиты, невриты и полиневриты.

Токсическое действие могут оказывать также вещества, образующиеся в самом организме матери в связи с недоста­точной функцией почек (поздний токсикоз), или генетически обусловленное нарушение усвоения и разрушение углеводно-белкового и жирового обмена веществ в организме. Такое от­равление собственными продуктами жизнедеятельности организма называется аутоинтоксикацией. Например, при недостаточной функции почек возникает уремия, при неко­торых нарушениях обменных процессов возникает фенилкетонория, шизофрения, эпилепсия и др.


 


 


Травматические поражения головного и спинного моз­га, периферических нервов чаще всего возникают в пери­од родов (родовая черепно-мозговая травма) и в любом воз­расте после рождения ребенка.

Причиной поражения головного и спинного мозга в дет­ском возрасте могут быть новообразования (опухоли), воз­никающие из клеток мозговых оболочек и вещества мозга. Значительно реже в детском возрасте могут наблюдаться метастазы (занос в вещество мозга током крови раковой опухоли из других органов).

Чаще чем раковые опухоли в вещество мозга из пече­ни заносятся паразиты (эхинококк, цистецеркоз и дру­гие), вызывающие клиническую картину, сходную с опу­холью мозга.

Мозг богато снабжается кровью через сеть мозговых со­судов, по которым притекают питательные вещества и кис­лород, необходимые для жизнедеятельности клеток. С на­рушением мозгового кровообращения связана целая группа заболеваний, возникающих вследствие сужения просвета мозговых сосудов (артериосклероз), сдавление кровеносно­го сосуда опухолью, закупорка кровеносного сосуда (тром­бом или эмболом), разрыв кровеносного сосуда при высоком артериальном давлении или во время трудных родов. На­рушение функции кровеносных сосудов приводит к пора­жению определенных участков мозга с последующим по­ражением важных функций — двигательных, речевых, психических, выраженных в различной степени.

Указанные формы заболеваний могут дать как органи­ческие, так и функциональные расстройства. Органичес­кие поражения центральной нервной системы обусловле­ны видимым нарушением структуры мозга и мозговых оболочек и могут быть выявлены при клиническом обсле­довании. Функциональные нарушения характеризуются слабостью нервных клеток, проявляющихся в форме повы­шенной утомляемости и истощаемости нервных процессов, нарушением работоспособности, ослаблением памяти и во­левой деятельности. На этом фоне легко развиваются не­врозы при перенапряжении нервных процессов, характе­ризующиеся различными соматическими, вегетативными расстройствами.

 


Органические и функциональные нарушения могут со­четаться с гипертензионным синдромом (синдром повышен­ного внутричерепного давления), проявляющимися голов­ными болями, головокружениями, нарушением формулы сна, судорожными состояниями и др.

Среди причин, вызывающих поражения нервной систе­мы, выделяют группу расстройств, обусловленных непра­вильным делением хромосом или мутацией генов. Это раз­дел болезненных состояний подробно рассматривается в курсе «Генетика».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.