КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расстройства двигательных функций
Симптомы и синдромы неврологических расстройств Нарушение двигательных функций может быть как органического, так и функционального характера. Полная обездвиженность носит название «паралич», частичная обездвиженность, ограничение объема движений называется «парез». Параличи (парезы) зависят от локализации поражения: «центральный» паралич возникает при поражении пирамидального пути в головном мозгу, «периферический» — при поражении ядер черепно-мозговых нервов, периферических нервов или передних рогов спинного мозга. Различают «монопарез», когда страдает одна конечность, «гемипарез» (гемиплегия), когда страдает одна половина тела: лицо, рука и нога на одной стороне (рис. 42), «тетрапарез» (тетраплегия), когда страдают обе половины тела, все четыре конечности. «Гиперкинезы» — насильственные движения, возникающие при поражении подкорковых образований. Кроме органических параличей (парезов) могут быть и функциональные параличи при истерии (неврозы). В отдельных случаях в основе двигательной недостаточности лежит заболевание нервно-мышечной системы, например, миопатия и миостения, имеющие генетический характер возникновения. Для диагностики паралича большое значение имеют симптомы поражения. При центральных параличах (парез) ха-
рактерным является повышение мышечного тонуса (мышечная гипертония), спастичность, рано появляющиеся контрактуры; повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия); наличие патологических рефлексов Бабинского (рис. 43), Россолимо и др. До 1-го года, пока пирамидный путь еще не созрел, рефлекс С. С. Бабинского является физиологическим. После 1-го года наличие симптома Бабинского говорит о несформированности пирамидного пути. Парализованная конечность иногда может быть отечной ввиду расстройства кровообращения и бездействия. При периферических поражениях отмечается снижение мышечного тонуса (гипотония или атония), снижение сухожильных рефлексов (гипорефлексия или арефлексия), нарастающая мышечная атрофия (трофикапитания), конечность отстает в росте и в объеме. Параличи, возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, не восстанавливаются полностью, но под влиянием медикаментозного воздействия могут ослабляться. Следы поражения как остаточные явления могут быть выявлены в различные возрастные сроки в разной степени выраженности. Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной системы, а развиваются в результате образования застойных очагов торможения в двигательной области коры. Чаще причиной их являются острые реактивные состояния (истерия). В большинстве случаев они имеют благоприятный исход. Наряду с паретическими симптомами могут наблюдаться и другие проявления неврологических расстройств, как например: гиперкинезы (насильственные движения в лицевой мускулатуре и в дистальных и проксимальных отделах верхних и нижних конечностей), связанные с нарушением деятельности подкорковых образований. Расстройства движений выражаются не только в нарушениях силы и объема, но и в их точности, соразмеренности, содружественности, что обозначается как патология координации движений, и связано с функцией вестибулярного аппарата и мозжечка. Нарушение координации носит название атаксии и проявляется в виде расстройства ходьбы (походки), стояния с закрытыми глазами (симптом Ромберга), мимопромахивания при выполнении целенаправленных движений (пальце-носовая проба и др.). Различные формы атаксии зависят от преимущественной локализации поражения головного и спинного мозга. Так, при поражении пирамидных путей возникающий гемипарез обусловливает паретическую походку (больной подтаскивает ногу, вся парализованная сторона туловища при движении как бы отстает от здоровой). Слабая нога при ходьбе цепляется за любой выступ, ребенок сбивает обувь на этой ноге быстрее, чем на здоровой, часто падает, о чем свидетельствует большое количество синяков на ногах. Атаксическая походка часто наблюдается при поражении задних столбов спинного мозга, несущих глубокую чувствительность. Такой больной ходит, широко расставив ноги и сильно ударяя пяткой об пол, как бы с размаху ставит ногу. Такая походка наблюдается при спинной сухотке (третичная фаза сифилиса), и алкогольных полиневритах. Мозжечковая атаксия характеризуется особой неустойчивостью: больной ходит с широко расставленными ногами и балансирует из стороны в сторону; такая походка носит название «походка пьяного».
При обследовании больному предлагают встать ровно, сдвинув ноги и закрыв глаза, попасть кончиком указательного пальца в кончик носа (проба Ромберга). При этом обследуемого подстраховывают, чтобы он не упал. Если больной устойчив, то координация у него не нарушена, в случаях патологии мозжечка больной неустойчив и при приближении указательного пальца к кончику носа усиливается тремор или мимопромахивание. При некоторых формах неврально-мышечных атрофии, например при болезни Шарко-Мари, походка приобретает своеобразный тип: больной как бы выступает, высоко поднимая ноги («походка цирковой лошади»). К симптомам двигательных нарушений условно могут быть отнесены менингеальные симптомы, наблюдающиеся при воспалении мозговых оболочек независимо от этиологического фактора. К менингеальным симптомам относятся: 1) поза больного — голова заброшена кзади, руки приведены к груди, а ноги — к животу; 2) если больного положить удобно на спину, ручки вытянуть вдоль туловища, а ноги выровнять на постели и попытаться приподнять голову ребенка, ноги вновь приводятся к животу, ребенок плачет, что указывает на выраженные болевые ощущения (симптом Брудзинского); 3) если ногу больного согнуть в тазобедренном суставе и разогнуть в коленном, то тоже возникает болевая реакция (симптом Кернига), при которой ребенок плачет. Перечисленные симптомы указывают на заинтересованность мозговых оболочек (так называемый «оболочечный синдром»), где происходит воспалительный процесс. Кроме двигательных расстройств могут наблюдаться и чувствительные — повышенная кожная чувствительность (гиперестезия) и другие симптомы, характерные для менингита (сыпь, расстройства сознания). Подводя итоги рассмотренных двигательных расстройств, считаем необходимым подчеркнуть, что воспитатель дошкольного учреждения должен знать возрастные особенности моторного развития и видеть возможные отклонения. Так, например, ребенок наклоняется низко над рабочим столом или далеко держит книгу от себя — это говорит о нарушении зрения (близорукости или дальнозоркости). К двигательным нарушениям со стороны глазных яблок относится косоглазие. При наличии косоглазия у ребенка воспитатель должен внимательно отнестись к этому состоянию, посоветовать родителям получить консультацию у офтальмолога и использовать его рекомендации. К двигательным нарушениям со стороны лицевой мускулатуры относятся мимика, артикуляция, жевание: все дети, плохо и медленно жующие, нуждаются в наблюдении. У них может быть повышенное слюноотделение во время разговора и сухость во рту во время еды. Дети просят запивать еду водой. И это не баловство, а необходимость. У детей с нарушением артикуляционной моторики может быть расстройство звукопроизношения различной степени выраженности, истощаемость голоса и короткое дыхание. В состоянии общей моторики обращает на себя внимание походка, умение выполнять физкультурные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ножке, ходить по лестнице и др. Особенно большое значение придается состоянию мелкой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит прямую линию, рисует, выполняет все задания педагога. Возможные отклонения со стороны речевой и моторной сферы должны быть рано выявлены и начаты специальные занятия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |