Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заикание




Заикание относится к группе нарушений ритма, темпа и плавности речевого акта и характеризуется судорожны­ми сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и ды­хания.

Заикание известно давно. В прошлом заикание связыва­ли с болезнью языка и предлагали хирургические методы лечения — прижигание, подрезку уздечки и др. Другие ис­следователи видели причины заикания в непомерной влаж­ности языка и мозга (Фабриций, Меркуриалис). Позже при­чину заикания искали в ненормальном строении мышц гортани. Механизм заикания усматривали в разрыве свя­зей между внутренней и внешней речью. И только значи­тельно позже начали связывать с патологическим состоя­нием нервной системы.

Большой вклад в изучение проблемы заикания внесли И. А. Сикорский, Г. Д. Неткачев, В. М. Бехтерев, В. А. Ги­ляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, H. А. Власова,


Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, В. С. Кочергина, Н. И. Жин-кин, В. И. Селиверстов и др. Из зарубежных авторов необ­ходимо назвать имена Э. Фрешельса, Г. Гутцмана, А. Кус-смауля, М. Надолечного, М. Зеемана.

В последующие годы заикание связывали с невротичес­кими реакциями. Введение в клинику в XIX в. термина «невроз», под которым стали объединять все случаи нев­ротических расстройств, не связанные с органическим по­ражением нервной системы, позволило подойти к понима­нию природы заикания, которое стали также относить к так называемым функциональным расстройствам не­рвной деятельности. Знаменательной вехой в изучении при­роды функциональных расстройств нервной системы стали работы И. П. Павлова о механизме неврозов. По Павлову, невроз является своеобразным нарушением деятельности коры головного мозга, возникающим вследствие перенап­ряжения процессов корковой нейродинамики. В резуль­тате срыва в коре образуются застойные очаги возбужде­ния или торможения (так называемые болевые пункты), которые могут изменить характер разных функциональных систем. Трактовка неврозов тесно связана с концепцией И. П. Павлова о второй сигнальной системе, свойственной человеку.

По мнению В. С. Кочергиной, этиология заикания поли­морфна и может включать предрасполагающие и вызываю­щие факторы. Предрасполагающими факторами могут быть незначительные посттравматические или постинфекционные мозговые дисфункции, проявляющиеся в слабости нервных клеток, их повышенной утомляемости и истощаемости. От­мечающиеся на этом фоне некоторые невропатические яв­ления могут предшествовать началу заикания.

Непосредственно вызывающими причинами могут быть острые шоковые или субшоковые психические травмы, та­кие, как испуг, разлука с родителями, изменение привыч­ного жизненного стереотипа (помещение в дошкольное уч­реждение, стационар) или длительные травмирующие психику ситуации, в том числе конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, перегрузка информаци­ей, попытка формировать темп речевого высказывания, рез­кая смена требований к речевой деятельности, двуязычие


 

в семье и т. п. Нередко заикание возникает на фоне другого речевого нарушения органического плана типа алалии или дизартрии. Большое значение в патогенезе заикания имеет тип высшей нервной деятельности, тип реагирования.

Заикание чаще возникает в возрасте 3—4 лет, в период наиболее активного пользования речью. Проявляется заи­кание в форме судорог тонического или клонического ха­рактера. При тонической судороге отмечается спазм в ар­тикуляционной мускулатуре и больной не может произнес­ти нужный звук. При клоническом заикании наблюдаются ритмические повторения отдельных звуков или слоговых элементов и затруднения при переключении к следующему слоговому элементу. Локализация судорог возможна как в артикуляционной мускулатуре, так и в дыхательной и фо­национной.

Исследования состояния артикуляционного аппарата при помощи электромиографа показали, что судорожная готовность у заикающихся появляется еще до произнесе­ния звуков, когда больной только создает программу выс­казывания. Поэтому звуки, требующие наибольшего на­пряжения для произнесения, проходят с судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата, голосовых связок и нарушением дыхания. Как показал Н. И. Жин-кин, при заикании нарушается взаимодействие основных нервных процессов — возбуждения и торможения, приво­дящие к рассогласованию координации артикуляции, фо­нации и дыхания, необходимой для нормальной речи. От всех органов, принимающих участие в говорении, идут афферентные импульсы в центральную нервную систему, что обеспечивает плавность, римт и последовательность движений.

В медицинской литературе рассматриваются две формы заикания: невротическое и неврозоподобное.

Невротцческое заикание возникает после перенесенных ребенком с неокрепшей нервной системой психологических травм на фоне общей и вегетативной недостаточности. Из­бирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной (возможно, и струк­турной) недостаточности систем, обеспечивающих мотор-


 




ный компонент экспрессивной речи. На таком фоне при пси­хогенных перегрузках легко возникает нарушение взаимо­действия между возбудительным и тормозным процессами, срыв нервных процессов в коре (по Павлову). Последний ослабляет регулирующую функцию коры на нижние отде­лы, что приводит к различным невротическим реакциям и заиканию (логоневрозу).

Клинически последствия перенесенной психической травмы могут проявляться в форме мутизма вследствие торможения в области речедвигательного анализатора. Ре­акция мутизма заключается в отказе от пользования ре­чью. Длительность периода мутизма может быть различ­ной и зависит от состояния нервной системы и тяжести травмы. Торможение захватывает отделы коры и подкор­ки, спускается на более низкие уровни нервной системы, в частности захватывает ствол и ретикулярную формацию. После растормаживания возникают элементы диссоциа­ции между разными уровнями нервной системы. Ребенок начинает произносить отдельные слова, меняется темп и плавность речи, появляются первые запинки. При непра­вильном отношении к ребенку (замечания, наказания) и продолжающемся воздействии травмирующих психику факторов запинки усиливаются, формируются различные невротические реакции, в том числе страх речи (С. А. Гриднев, В. В. Ковалев). Наиболее часто заикание возникает в возрасте 3—5 лет. Постепенно присоединяется характер­ный для неврозов детского возраста синдром страха. Ребе­нок, критичный к своему речевому нарушению, начинает бояться речевого контакта, формируется нарушение ком­муникативной функции речи, дети предпочитают играть обособленно. С возрастом могут сформироваться стойкие невротические реакции: навязчивые действия, страхи, мысли. Динамика речевого нарушения имеет свои особен­ности: течение его волнообразное -г то затихает, то усили­вается в зависимости от общего состояния, от собеседника, от школьных или домашних переживаний, от болезненных состояний.

При правильном отношении к ребенку, применении ло­гопедических, психотерапевтических и медицинских воз­действий заикание нивелируется. Усиление заикания и ус-


 

ложнение невротических реакций возможно в критические возрастные сроки, например при поступлении в школу.

Усиление заикания и осложнение невротических реак­ций чаще всего наблюдается в пубертатном периоде (15—17 лет), что связано с возрастными сдвигами в организме под­ростка, а самое главное — с обострением реакции личности на свой дефект. В этом возрасте резко усиливается логофобия (страх речи), появляются более или менее стойкие суб­депрессивные сдвиги настроения, возникают различные ас­тенические и сомато-вегетативные расстройства. На этом фоне у подростков с акцентуацией личности тормозного типа может сформироваться патологическое изменение ха­рактера.

Неврозоподобное заикание имеет свою характеристику и динамику симптомов. Оно возникает на фоне резидуально-органических и соматогенных нарушений головного моз­га (В. В. Ковалев). Эта форма заикания развивается на фоне запаздывающего речевого формирования (полное отсутствие речи до 3 лет или начало речевого развития с выраженны­ми дизартрическими трудностями). В одних случаях заи­кание возникает сразу с первыми словами (Н. Н. Трауготт), в других — на фоне фонетических расстройств. Отдельные запинки, предшествующие возникновению заикания, по­являются медленно, исподволь. При этом часто отсутству­ют указания на испуг или другие травмирующие психику обстоятельства. В заикании преобладают клонотонический компонент в мышцах артикуляции и тикозные подергива­ния в лицевой мускулатуре. В случаях неврозоподобного заикания нет выраженных личностных реакций на де­фект — больные подчас многоречивы, не стесняются своего речевого расстройства, не используют логопедические при­емы, маскирующие запинки в речи. У детей проявляются и другие признаки органической недостаточности: рассе­янная неврологическая симптоматика, астеническое состо­яние, тики, энурез и др.

При речевой патологии в ряде случаев отмечаются огра­ничение речевого словаря и выраженные аграмматизмы или расстройство звукопроизношения, на фоне которых и раз­вивается заикание. С возрастом неврологическая симпто­матика сглаживается, исчезают многие соматические из-


 




менения (со стороны костно-мышечной, пищеварительной, выделительной и других систем организма), но следы не­врологической и речевой патологии сохраняются. Прове­денные методами электроэнцефалографии исследования выявляли признаки компенсированной гидроцефалии или очаги застойного возбуждения в коре головного мозга.

Динамика неврозоподобного заикания характеризуется монотонностью симптомов, не зависящих от общего состоя­ния и социальной среды. В пубертатном возрасте в связи с относительной редукцией остаточных явлений бывшего органического поражения центральной нервной системы и появлением личностных реакций подростка на дефект речи, трудностями в социальной адаптации возникают вто­ричные психоорганические отклонения в речи и поведении подростка. Заикание в этих случаях отличается особой стой­костью и резистентностью к терапии (В. В. Ковалев).

Понимание сложного механизма возникновения и про­явления заикания дает основание для лечебно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на нормали­зацию общемоторных, дыхательных, артикуляционных функций и всей высшей психической деятельности.

В качестве лечебного мероприятия заикающимся долж­на проводиться лекарственная терапия успокаивающими нервную систему и нормализующими сон средствами. В ус­ловиях специального стационара или оздоровительного ла­геря (в летнее время) используется терапия сном.

В подростковом возрасте широко используются психоте­рапевтические методы воздействия, которые наряду с ле­чебными мероприятиями рекомендуются в клинике невро­зов. Для детей с неврозоподобным заиканием приемлемы все методы воздействия, предлагаемые в неврологической клинике для больных с органическими поражениями не­рвной системы. Общим для всех является развитие общей и мелкой моторики, работа над дыханием, фонацией, арти­куляцией, темпом, ритмом и плавностью речи. Для преодо­ления депрессивных состояний у подростков и взрослых дол­жно широко использоваться психотерапевтическое воздей­ствие.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.