КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый год жизни
Возрастное психомоторное развитие Моторное и психическое развитие ребенка неотделимо и связано со структурами нервной системы, обеспечивающей единство. Чтобы представить различные отклонения в психомоторном развитии, необходимо иметь представления о физиологическом (закономерном) развитии ребенка. Большой вклад в изучение психомоторного развития ребенка раннего возраста внесли Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, О. В. Тимонина, А. Г. Хрипкова и др. Во внутриутробном периоде нервная система формируется поэтапно. Вначале структурно оформляется спинной мозг как более старое образование, а затем и головной мозг. Уже на этом этапе просматривается закон о гетерохронии, разновременности включения в деятельность уровней нервной системы. К середине внутриутробного развития плода включаются в деятельность нижние отделы спинного мозга (20-я неделя), что проявляется шевелением плода. Вначале редкие, слабые толчки. Затем, по мере включения средних и верхних отделов спинного мозга, толчки становятся более частыми, активными. К концу второго периода внутриутробного развития спинной мозг созревает полностью и активизируются элементы головного мозга: мозжечок, обеспечивающий правильное положение плода и его готовность к рождению; ствол с его ядрами черепно-мозговых нервов, особенно десятой пары — блуждающего нерва, регулирующего дыхание и сердцебиение.
Доношенный здоровый ребенок рождается с подготовленной к дальнейшей деятельности нервной системы. Формируются новые функциональные системы, объединяющие отдельные ядра для выполнения определенной деятельности: сердцебиение, дыхание и сосание. Новорожденность. От О до 1 месяца. Неврологический осмотр ребенка начинается сразу после рождения оценкой его состояния по шкале Апгар по пяти основным клиническим признакам: состояние кожных покровов, частота дыхания и пульса, мышечного тонуса и рефлекторных реакций. Оценка в баллах идет по трем уровням: 2, 1, 0. В случаях достаточного благополучия (кожные покровы розовые, дыхание глубокое, ритмичное, крик громкий, частота пульса выше 100, мышечный тонус умеренно флек-сорный и на раздражение слизистой носа дает кашель или чихание) устанавливается высший балл 2, а общая сумма пяти компонентов равна 10. В менее благополучных случаях (кожные покровы розовые, а конечности синюшные, дыхание поверхностное, неритмичное, ребенок кричит слабо, частота пульса 100, слабый флексорный тонус и гримаса на лице при раздражении слизистой носа) оценивается по 1 баллу, а общая сумма равна 5 — это группа риска. Наиболее тяжелые нарушения отмечаются у детей третьей группы: наблюдаются синюшные или бледные кожные покровы, дыхание, крик и пульс отсутствуют, выраженное снижение мышечного тонуса (гипотония) и отсутствует реакция на раздражение слизистой носа. В этих случаях говорят об асфиксии (удуший) плода и срочно проводят все необходимые мероприятия для оживления ребенка. В зависимости от длительности асфиксии будут развиваться патологические процессы в нервной системе. В первые дни после рождения ребенка необходимо обратить внимание: на то, как ребенок захватывает грудь, как сосет молоко, сколько съедает, не синеет ли во время сосания, не засыпает ли быстро — эти характерные для ново-
рожденного моменты могут быть в дальнейшем расценены как нормальное состояние или отклонения. Для сосания необходимо участие мышц языка, мягкого неба, лица, иннервируемых клетками подъязычного, язы-коглоточного, тройничного и лицевого нервов, которые объединяются в одну функциональную систему. Объединяет их ретикулярная формация. В первый месяц жизни здорового новорожденного ребенка следует учитывать, что у него преобладает реакция торможения над возбуждением, поэтому он первые недели жизни большую часть времени спит, реагирует только на холод и голод. Если ребенка разбудить, он начнет кричать: голос громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом; глаза закрыты, слез нет, резко выражен носогубный треугольник. На лице выражена эмоциональная реакция неудовольствия. На 3—4-й неделе после рождения, если ребенок спокоен и сыт, но не спит, в ответ на обращенный к нему ласковый голос, улыбку, особенно при их повторении, может возникнуть так называемое ротовое внимание: ребенок «замирает», губы слегка сокращаются и вытягиваются вперед, ребенок как бы «слушает» губами. В возрасте одного месяца вслед за обращением взрослого к ребенку у него появляется улыбка. В период новорожденности выраженность эмоциональных реакций может значительно варьировать, что обусловлено различными факторами: генотипическими особенностями, состоянием нервной системы и физиологическим состоянием организма, порогом возбудимости, индивидуальными биоритмами. Поэтому одни новорожденные реагируют криком на малейшее прикосновение, другие реагируют с трудом. Если ребенок гипервозбудимый, он мало спит, плохо ест, все время стонет или кричит без видимой причины и не успокаивается обычными способами (покачивание, взятие на руки, кормление и т. д.) — не удается вызвать эмоциональные реакции. От 1 до 3 месяцев. Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная гипертония, нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц разгибателей, что обусловливает
активность движений. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо держит голову (1—1,5 мес). Сенсорные реакции. Если на первом месяце жизни больше проявлялось слуховое сосредоточение, то на втором — исключительно зрительное. Ребенка привлекает висящая перед ним яркая игрушка, он протягивает к ней руки, но еще не захватывает, задевает ее (важно, чтобы игрушка звучала). Движение руки к объекту происходит под контролем зрения при участии мозжечка, таким образом у ребенка формируется зрительно-моторная координация. К трем месяцам ребенок фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете, поворачивает голову и глаза к источнику звука, следит за игрой собственных рук. В этот период он начинает различать сладкое, кислое, нейтральное. У него появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители, возникает узнавание и ощупывание лица матери. Речь. Ребенок издает единичные гласные звуки. Психика. Формируются положительные эмоциональные реакции: ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослым. Это называется «комплексом оживления». От 3 до 6 месяцев. Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус и развиваются активные движения рук. Ребенок поворачивается со спины на бок, а к концу шестого месяца переворачивается на живот и пытается сесть. В четыре месяца начинает формироваться мелкая моторика, когда ребенок перебирает края пеленки, ощупывает ее, и совершенствуется реакция захвата игрушки, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук. Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец остальным. У него совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация, приобретает значение зрительный анализатор. В возрасте шести месяцев лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке. Сенсорные реакции. Ребенок удерживает предмет в поле зрения и прослеживает взглядом за движущимся предметом. У него развивается слуховая и зрительная дифферен-
цировка: различает близких и незнакомых людей. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка: отличает слегка подслащенную воду от простой. Ребенок локализует тактильный раздражитель: поворачивает головку в сторону прикосновения. Речь. Гуление становится активным и протяжным. Ребенок варьирует тон голоса, увеличивается число произносимых гласных звуков. Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В четыре-пять месяцев во время общения со взрослым ребенок начинает активно улыбаться, тянуть к нему руки. Игры становятся более длительными: ребенок манипулирует игрушками, бросает их на пол, прислушивается к звукам. От 6 до 9 месяцев. Двигательные функции. Развивается способность к прямостоянию, появляется реакция равновесия. Ребенок поворачивается со спины на живот, в этом положении он опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Ребенок активно стремится сидеть: вначале сидит неустойчиво, а по мере развития реакции равновесия он начинает сидеть все более устойчиво. Предпосылкой ползающих движений является умение поворачиваться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать головку в нужном положении, смотреть вперед. Ползание на животе появляется в возрасте семи-восьми месяцев. Позднее возникает ползание на четвереньках. Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает опора на ноги. В восемь месяцев ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В семь-девять месяцев он может стоять у барьера. У ребенка совершенствуются движения кисти и пальцев рук: он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы, развивается активное манипулирование предметами. Сенсорные реакции. Различает лица и голоса знакомых, предметы, игрушки, пищу по внешнему виду и запаху. Речь. В этот период происходит активное развитие лепета, в котором проявляются интонации удовольствия и неудовольствия. Лепет и жесты у ребенка становятся средством общения, он начинает понимать значение отдельных слов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |