Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый год жизни




Возрастное психомоторное развитие

Моторное и психическое развитие ребенка неотделимо и связано со структурами нервной системы, обеспечиваю­щей единство.

Чтобы представить различные отклонения в психомотор­ном развитии, необходимо иметь представления о физиоло­гическом (закономерном) развитии ребенка. Большой вклад в изучение психомоторного развития ребенка раннего воз­раста внесли Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, О. В. Тимонина, А. Г. Хрипкова и др.

Во внутриутробном периоде нервная система формиру­ется поэтапно. Вначале структурно оформляется спинной мозг как более старое образование, а затем и головной мозг. Уже на этом этапе просматривается закон о гетерохронии, разновременности включения в деятельность уровней не­рвной системы.

К середине внутриутробного развития плода включаются в деятельность нижние отделы спинного мозга (20-я неделя), что проявляется шевелением плода. Вначале редкие, слабые толчки. Затем, по мере включения средних и верхних отде­лов спинного мозга, толчки становятся более частыми, актив­ными. К концу второго периода внутриутробного развития спинной мозг созревает полностью и активизируются элемен­ты головного мозга: мозжечок, обеспечивающий правильное положение плода и его готовность к рождению; ствол с его ядрами черепно-мозговых нервов, особенно десятой пары — блуждающего нерва, регулирующего дыхание и сердцебиение.


 




Доношенный здоровый ребенок рождается с подготов­ленной к дальнейшей деятельности нервной системы. Фор­мируются новые функциональные системы, объединяющие отдельные ядра для выполнения определенной деятельнос­ти: сердцебиение, дыхание и сосание.

Новорожденность. От О до 1 месяца. Неврологичес­кий осмотр ребенка начинается сразу после рождения оценкой его состояния по шкале Апгар по пяти основным клиническим признакам: состояние кожных покровов, частота дыхания и пульса, мышечного тонуса и рефлек­торных реакций. Оценка в баллах идет по трем уровням: 2, 1, 0.

В случаях достаточного благополучия (кожные покровы розовые, дыхание глубокое, ритмичное, крик громкий, ча­стота пульса выше 100, мышечный тонус умеренно флек-сорный и на раздражение слизистой носа дает кашель или чихание) устанавливается высший балл 2, а общая сумма пяти компонентов равна 10.

В менее благополучных случаях (кожные покровы ро­зовые, а конечности синюшные, дыхание поверхностное, неритмичное, ребенок кричит слабо, частота пульса 100, слабый флексорный тонус и гримаса на лице при раздра­жении слизистой носа) оценивается по 1 баллу, а общая сумма равна 5 — это группа риска.

Наиболее тяжелые нарушения отмечаются у детей тре­тьей группы: наблюдаются синюшные или бледные кожные покровы, дыхание, крик и пульс отсутствуют, выраженное снижение мышечного тонуса (гипотония) и отсутствует ре­акция на раздражение слизистой носа. В этих случаях го­ворят об асфиксии (удуший) плода и срочно проводят все необходимые мероприятия для оживления ребенка. В зави­симости от длительности асфиксии будут развиваться пато­логические процессы в нервной системе.

В первые дни после рождения ребенка необходимо обра­тить внимание: на то, как ребенок захватывает грудь, как сосет молоко, сколько съедает, не синеет ли во время соса­ния, не засыпает ли быстро — эти характерные для ново-


 

рожденного моменты могут быть в дальнейшем расценены как нормальное состояние или отклонения.

Для сосания необходимо участие мышц языка, мягкого неба, лица, иннервируемых клетками подъязычного, язы-коглоточного, тройничного и лицевого нервов, которые объединяются в одну функциональную систему. Объединя­ет их ретикулярная формация.

В первый месяц жизни здорового новорожденного ребен­ка следует учитывать, что у него преобладает реакция тор­можения над возбуждением, поэтому он первые недели жиз­ни большую часть времени спит, реагирует только на холод и голод. Если ребенка разбудить, он начнет кричать: голос громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом; глаза закрыты, слез нет, резко выражен носогубный треугольник. На лице выраже­на эмоциональная реакция неудовольствия.

На 3—4-й неделе после рождения, если ребенок спокоен и сыт, но не спит, в ответ на обращенный к нему ласковый голос, улыбку, особенно при их повторении, может возник­нуть так называемое ротовое внимание: ребенок «замира­ет», губы слегка сокращаются и вытягиваются вперед, ре­бенок как бы «слушает» губами. В возрасте одного месяца вслед за обращением взрослого к ребенку у него появляется улыбка.

В период новорожденности выраженность эмоциональ­ных реакций может значительно варьировать, что обуслов­лено различными факторами: генотипическими особеннос­тями, состоянием нервной системы и физиологическим состоянием организма, порогом возбудимости, индивиду­альными биоритмами. Поэтому одни новорожденные реа­гируют криком на малейшее прикосновение, другие реаги­руют с трудом. Если ребенок гипервозбудимый, он мало спит, плохо ест, все время стонет или кричит без видимой причины и не успокаивается обычными способами (пока­чивание, взятие на руки, кормление и т. д.) — не удается вызвать эмоциональные реакции.

От 1 до 3 месяцев. Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная гипертония, нарастает объем движений, уве­личивается тонус мышц разгибателей, что обусловливает


 




активность движений. Удерживает вложенную в руку иг­рушку, тянет ее в рот. Хорошо держит голову (1—1,5 мес).

Сенсорные реакции. Если на первом месяце жизни боль­ше проявлялось слуховое сосредоточение, то на втором — исключительно зрительное. Ребенка привлекает висящая перед ним яркая игрушка, он протягивает к ней руки, но еще не захватывает, задевает ее (важно, чтобы игрушка зву­чала). Движение руки к объекту происходит под контролем зрения при участии мозжечка, таким образом у ребенка фор­мируется зрительно-моторная координация.

К трем месяцам ребенок фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете, поворачивает голо­ву и глаза к источнику звука, следит за игрой собственных рук. В этот период он начинает различать сладкое, кислое, нейтральное. У него появляются дифференцированные ре­акции на различные болевые раздражители, возникает уз­навание и ощупывание лица матери.

Речь. Ребенок издает единичные гласные звуки.

Психика. Формируются положительные эмоциональные реакции: ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослым. Это называется «комплексом ожив­ления».

От 3 до 6 месяцев. Двигательные функции. Нормализу­ется мышечный тонус и развиваются активные движения рук. Ребенок поворачивается со спины на бок, а к концу шес­того месяца переворачивается на живот и пытается сесть.

В четыре месяца начинает формироваться мелкая мото­рика, когда ребенок перебирает края пеленки, ощупывает ее, и совершенствуется реакция захвата игрушки, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук.

Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец осталь­ным. У него совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация, приобретает значение зрительный анализатор. В возрасте шести месяцев лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Сенсорные реакции. Ребенок удерживает предмет в поле зрения и прослеживает взглядом за движущимся предме­том. У него развивается слуховая и зрительная дифферен-


 

цировка: различает близких и незнакомых людей. Появля­ется более тонкая вкусовая дифференцировка: отличает слегка подслащенную воду от простой. Ребенок локализует тактильный раздражитель: поворачивает головку в сторо­ну прикосновения.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Ребе­нок варьирует тон голоса, увеличивается число произноси­мых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В четыре-пять месяцев во время общения со взрослым ребе­нок начинает активно улыбаться, тянуть к нему руки. Игры становятся более длительными: ребенок манипулирует иг­рушками, бросает их на пол, прислушивается к звукам.

От 6 до 9 месяцев. Двигательные функции. Развивает­ся способность к прямостоянию, появляется реакция рав­новесия. Ребенок поворачивается со спины на живот, в этом положении он опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Ребенок активно стремится си­деть: вначале сидит неустойчиво, а по мере развития реак­ции равновесия он начинает сидеть все более устойчиво.

Предпосылкой ползающих движений является умение по­ворачиваться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать головку в нужном положении, смотреть вперед. Ползание на животе появляется в возрасте семи-восьми ме­сяцев. Позднее возникает ползание на четвереньках.

Более выраженной становится реакция стояния. Пред­варительно возникает опора на ноги. В восемь месяцев ре­бенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В семь-девять месяцев он может стоять у барьера. У ребенка совершенствуются движения кисти и пальцев рук: он оказывается в состоянии захватывать двумя паль­цами мелкие предметы, развивается активное манипулиро­вание предметами.

Сенсорные реакции. Различает лица и голоса знакомых, предметы, игрушки, пищу по внешнему виду и запаху.

Речь. В этот период происходит активное развитие лепе­та, в котором проявляются интонации удовольствия и не­удовольствия. Лепет и жесты у ребенка становятся сред­ством общения, он начинает понимать значение отдельных слов.


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.