КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные системы и их значение в развитии человека
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В данной главе рассматриваются проблемы развития, значение функциональных систем, возрастной аспект психомоторного, сенсорного и речевого развития. Психомоторное развитие ребенка — это сложный процесс, в основе которого лежит генетическая программа развития, реализующаяся в условиях постоянно меняющейся среды. Процессы роста и развития ребенка являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие ребенка начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и носит поступательный характер. Процесс развития происходит скачкообразно и разница между отдельными этапами или периодами жизни сводится не только к количественному, но и качественному изменению. Время перехода из одного периода в другой называется критическим переходом или кризисом. Понятием о критических периодах жизни человека пользуются в физиологии, педиатрии, психологии и других смежных науках. Критические периоды обусловлены включением определенных уровней нервной и эндокринной систем. Организм созревает неравномерно. Раньше включаются более старые образования, значительно позже более молодые. П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно представлениям П. К. Анохина, под функциональными системами следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (функциональная система дыхания, кровообращения, моторики и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму при-
способление в различные периоды онтогенетического развития. Такое разновременное развитие различных структур зародыша необходимо для концентрации питательных веществ и энергии в определенных системах в заданные возрастные сроки. У человека имеется свой рано созревающий набор функциональных систем, т.е. свой системогенез. При этом система может начать функционировать, не получив еще полного развития. Для ее формирования необходимы сигналы (раздражения), приходящие из внешней среды. Последовательное созревание обусловлено генетически. Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание и поэтапное включение и смена функциональных систем характерна не только для внутриутробного периода, но и для других этапов индивидуального развития. Так, структуры, которые в совокупности должны составить к моменту рождения функциональную систему, выполняющие жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, в первую половину внутриутробного развития у плода происходит созревание спинного мозга, о чем свидетельствует появление первых двигательных актов, так называемое «шевеление», которое появляется к 20-й неделе беременности. В головном мозге, по данным Б. Н. Клосовского, во вторую половину внутриутробного развития у плода раньше других созревает мозжечок и продолговатый мозг. Наиболее ранним онтогенетическим рецептором является вестибулярный аппарат, связанный с мозжечком, обеспечивает определенное положение плода. Вестибулярный аппарат усиленными темпами развивается к VI—VII месяцам внутриутробного периода. В продолговатом мозге, являющемся продолжением спинного мозга, заложены ядра черепно-мозговых нервов и ретикулярная формация, обеспечивающие в первую очередь жизненно важные функциональные системы: дыхания, сердцебиения,сосания. Внутриутробно у плода прослушивается сердцебиение, а к моменту рождения должен быть первый вдох и выдох (система блуждающего нерва). Еще пример. Круговая мышца рта, принимающая участие в акте сосания, иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервироваться другие мышцы: рано созревают и те неврологические структуры, которые будут обеспечивать акт сосания. На руке, из имеющихся трех периферических нервов, созревают раньше те, которые обеспечат акт сгибания и хватательный рефлекс. Такое избирательное и ускоренное развитие морфологических структур, которые составляют полноценную функциональную систему, обеспечивающих новорожденному выживание, получило название системогенез. В физиологии, педиатрии, психологии, психоневрологии принята возрастная периодизация, в основу которой авторы вкладывают формирование основных физиологических и психологических структур. Так, в педиатрии используется периодизация Н. П. Гун-добина, в которой выделяется несколько периодов: внутриутробный, период новорожденности, грудного возраста, ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста. В психоневрологии используется периодизация, предложенная Т. П. Симеон, которая выделяет три критических периода детского возраста: Первый период — это 2—4 года, в среднем — трехлетний возраст, когда у ребенка должно быть сформировано речевое и моторное развитие, появляется самосознание (кризис 3 лет). Меняются психологические установки, формируется игра и самообслуживание, усваиваются санитарно-гигиенические навыки, что по всем параметрам разрешает перевести ребенка из ясельной группы в детский сад. Второй критический период — это 6—8 лет, в среднем семилетний возраст, когда у ребенка достаточно сформировалось психомоторное развитие, уровень интеллектуальной деятельности, появилась мотивация к школьному обучению, игровой процесс сменился интересом к обучению, чтению, счету, рисунку и т. д. Третий критический период — это 10—12 лет, когда созревает и включается эндокринная система, появляются новые интересы, жизненно важные на данном этапе, меняется поведение.
В критические периоды, когда идет ломка и перестройка функциональных систем, могут выявляться различные болезненные состояния, которые рассматриваются в детской невропатологии и психиатрии. Для будущих воспитателей и педагогов большое значение имеет изучение особенностей развития ребенка, его критических периодов с целью создания правильной обстановки вокруг ребенка в детском саду и дома, необходимости соблюдения режима дня (биоритмов), недопущения перегрузки и срыва нервной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |