Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные системы и их значение в развитии человека




ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В данной главе рассматриваются проблемы развития, значение функ­циональных систем, возрастной аспект психомоторного, сенсорного и речевого развития.

Психомоторное развитие ребенка — это сложный про­цесс, в основе которого лежит генетическая программа раз­вития, реализующаяся в условиях постоянно меняющейся среды. Процессы роста и развития ребенка являются обще­биологическими свойствами живой материи. Рост и разви­тие ребенка начинается с момента оплодотворения яйцек­летки и носит поступательный характер.

Процесс развития происходит скачкообразно и разница между отдельными этапами или периодами жизни сводит­ся не только к количественному, но и качественному изме­нению. Время перехода из одного периода в другой называ­ется критическим переходом или кризисом. Понятием о критических периодах жизни человека пользуются в фи­зиологии, педиатрии, психологии и других смежных науках. Критические периоды обусловлены включением определен­ных уровней нервной и эндокринной систем. Организм со­зревает неравномерно. Раньше включаются более старые образования, значительно позже более молодые. П. К. Ано­хин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное со­зревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе.

Согласно представлениям П. К. Анохина, под функцио­нальными системами следует понимать широкое функ­циональное объединение различно локализованных струк­тур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (функциональная система дыхания, кровообращения, моторики и др.).

Функциональные системы созревают неравномерно, вклю­чаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму при-


 

способление в различные периоды онтогенетического раз­вития. Такое разновременное развитие различных струк­тур зародыша необходимо для концентрации питательных веществ и энергии в определенных системах в заданные воз­растные сроки. У человека имеется свой рано созревающий набор функциональных систем, т.е. свой системогенез. При этом система может начать функционировать, не получив еще полного развития. Для ее формирования необходимы сигналы (раздражения), приходящие из внешней среды. Последовательное созревание обусловлено генетически.

Системогенез как общая закономерность развития осо­бенно четко выявляется на стадии эмбрионального разви­тия. Однако гетерохронное созревание и поэтапное вклю­чение и смена функциональных систем характерна не только для внутриутробного периода, но и для других эта­пов индивидуального развития. Так, структуры, которые в совокупности должны составить к моменту рождения функциональную систему, выполняющие жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ус­коренно.

Так, в первую половину внутриутробного развития у пло­да происходит созревание спинного мозга, о чем свидетель­ствует появление первых двигательных актов, так называ­емое «шевеление», которое появляется к 20-й неделе бере­менности. В головном мозге, по данным Б. Н. Клосовского, во вторую половину внутриутробного развития у плода раньше других созревает мозжечок и продолговатый мозг. Наиболее ранним онтогенетическим рецептором является вестибулярный аппарат, связанный с мозжечком, обеспе­чивает определенное положение плода. Вестибулярный ап­парат усиленными темпами развивается к VI—VII месяцам внутриутробного периода.

В продолговатом мозге, являющемся продолжением спинного мозга, заложены ядра черепно-мозговых нервов и ретикулярная формация, обеспечивающие в первую оче­редь жизненно важные функциональные системы: дыхания, сердцебиения,сосания.

Внутриутробно у плода прослушивается сердцебиение, а к моменту рождения должен быть первый вдох и выдох (система блуждающего нерва).


Еще пример. Круговая мышца рта, принимающая учас­тие в акте сосания, иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервироваться другие мышцы: рано созре­вают и те неврологические структуры, которые будут обес­печивать акт сосания. На руке, из имеющихся трех пери­ферических нервов, созревают раньше те, которые обеспечат акт сгибания и хватательный рефлекс. Такое избиратель­ное и ускоренное развитие морфологических структур, ко­торые составляют полноценную функциональную систему, обеспечивающих новорожденному выживание, получило название системогенез.

В физиологии, педиатрии, психологии, психоневрологии принята возрастная периодизация, в основу которой ав­торы вкладывают формирование основных физиологичес­ких и психологических структур.

Так, в педиатрии используется периодизация Н. П. Гун-добина, в которой выделяется несколько периодов: внутри­утробный, период новорожденности, грудного возраста, ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста.

В психоневрологии используется периодизация, предло­женная Т. П. Симеон, которая выделяет три критических периода детского возраста:

Первый период — это 2—4 года, в среднем — трехлет­ний возраст, когда у ребенка должно быть сформировано речевое и моторное развитие, появляется самосознание (кризис 3 лет). Меняются психологические установки, формируется игра и самообслуживание, усваиваются са­нитарно-гигиенические навыки, что по всем параметрам разрешает перевести ребенка из ясельной группы в детс­кий сад.

Второй критический период — это 6—8 лет, в среднем семилетний возраст, когда у ребенка достаточно сформиро­валось психомоторное развитие, уровень интеллектуальной деятельности, появилась мотивация к школьному обуче­нию, игровой процесс сменился интересом к обучению, чте­нию, счету, рисунку и т. д.

Третий критический период — это 10—12 лет, когда со­зревает и включается эндокринная система, появляются но­вые интересы, жизненно важные на данном этапе, меняет­ся поведение.


 

В критические периоды, когда идет ломка и перестрой­ка функциональных систем, могут выявляться различные болезненные состояния, которые рассматриваются в детс­кой невропатологии и психиатрии.

Для будущих воспитателей и педагогов большое значе­ние имеет изучение особенностей развития ребенка, его кри­тических периодов с целью создания правильной обстанов­ки вокруг ребенка в детском саду и дома, необходимости соблюдения режима дня (биоритмов), недопущения пере­грузки и срыва нервной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.