КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий год жизни
Второй год жизни I Психика. Развиваются подражания и начальное ситуа- ; тивное восприятие обращенной речи: подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой. Ребенок находит глазами называемых членов семьи, требует к себе внимания, реагирует на чужих людей. От 9 до 12 месяцев. Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Постепенно начинает ходить вначале с поддержкой, а затем и самостоятельно. Сенсорные реакции. У ребенка развивается бинокулярное зрение. Он различает пищу по внешнему виду и запаху, начинает распознавать все большее количество предметов, различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов. Хорошо дифференцирует лица. Речь. Понимает обращенную речь, интонацию. Повторяет произносимые окружающими слова в виде лепета, воспроизводит различные интонации. Голосом выражает свои потребности и эмоции: удовольствие и неудовольствие. К концу первого года жизни произносит до десятка лепетных слов «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и др. Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь и выполняет инструкции. Развивается речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность. Любит играть со звучащими игрушками. Пьет из чашки, пытается манипулировать ложкой. У него продолжается интенсивное развитие подражания. Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится более подвижным. К концу второго года жизни он начинает подниматься по лестнице сначала с поддержкой, затем самостоятельно, залезает на большой стул, ударяет по мячу рукой и ногой, точно захватывает и бросает предметы, ест ложкой. Сенсорная функция. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.
Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает обращенную речь. К концу второго года жизни произносит до 200 слов, более половины которых — существительные. Формируется структура слова, появляются короткие предложения. Психика. Понимает обращенную речь. Любит слушать чтение книг, переворачивает страницы. Активно играет с игрушками, строит башню из кубиков. Начинает проявлять интерес к совместной игре. Двигательные функции. Совершенствуется реакция равновесия при ходьбе и стоянии. Может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице, переступая с одной ноги на другую. Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулятивная деятельность: рисует пальцами, кистью. Начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку. Формируется представление о схеме тела. Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят избирательный дифференцированный характер: различает предметы по форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из 2 частей. Речь. Ребенок пользуется фразовой речью, сглаживаются аграмматизмы. Понимает обиходную речь и содержание сказок, запоминает короткие стишки и песни, общается с окружающими при помощи речи. Психика. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу третьего года жизни ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Активно контактирует с детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер: выбирает детей и взрослых для общения. Дошкольный возраст (с трех до семи лет) Двигательные функции. Движения становятся все более координированными. Однако только к семи годам дети начинают уверенно выполнять координационные пробы. Дети прыгают через веревочку на двух и на одной ноге, хорошо ловят мяч, играют в различные подвижные игры. К 5—7 годам они правильно держат ручку или карандаш, рисуют, пишут свое имя. Речь. В этот период происходит дальнейшее развитие речи. Идет активное накопление словаря, улучшается зву-копроизношение. Количество произносимых и используемых слов зависит от окружающей обстановки, занятий с детьми. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и по возрастающей становится регулятором поведения. Психика. Формируются навыки самообслуживания. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, в которой находит отражение окружающая действительность. В процессе игры усваиваются принятые в обществе правила и нормы поведения. Постепенно начинают развиваться психические процессы: внимание, восприятие, мышление. Дети становятся более наблюдательными, запоминают отдельные детали, заинтересовавшие их. В дошкольном возрасте восприятие постепенно начинает приобретать характер самостоятельного процесса, в то время как у детей младшего дошкольного возраста оно было слито с практической деятельностью, с непосредственным использованием предметов. Дошкольник еще не умеет осуществлять систематическое наблюдение, но постепенно, особенно благодаря занятиям с ним, наблюдательность все больше растет — им уже оказывается доступным восприятие сравнительно несложных ситуаций. К концу рассматриваемого периода обобщения поднимаются на более высокий уровень, формируется интерес и готовность к обучению в школе.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) Двигательная функция получает значительное развитие. Совершенствуется координация движений. В этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта. Речь. Получает значительное развитие устная и письменная речь в процессе систематического обучения. Дети начинают употреблять большое количество новых слов. Читая книги, они приобретают большое количество информации, знаний по изучаемым предметам. Учат большое количество стихов, рассказывают их эмоционально, с выражением. Психика. Переход к школьному обучению знаменует новый уровень развития ребенка. У младших школьников яркая, образная память, запоминаются наиболее ярко эмоционально окрашенные моменты. Дети легко запоминают стихи, сказки, однако это запоминание носит непроизвольный характер. Постепенно в процессе игры развивается произвольное запоминание. Это запоминание тесно связано с развитием речи. Постепенно расширяется круг представлений. Формируются представления о причинно-следственных связях, являющиеся основой развития мышления. Большое значение в этот период имеет познание окружающего мира. Дети задают много вопросов, пытаются связать уже знакомое с новыми сведениями, если они не совпадают, то задают все новые вопросы. Если к концу дошкольного возраста возникают простейшие виды логических операций, то у младших школьников обобщения касаются назначения предметов и способов их употребления. В школьном возрасте идет дальнейшее психомоторное и речевое развитие ребенка. В процессе развития и обучения у детей улучшается слуховая и зрительная память, усидчивость, запоминание приобретает осмысленный характер. Школьники овладевают значительным числом знаний и умений на основе словесных объяснений или чтения специальной литературы. Ведущую роль играет учение, учебная деятельность, даже игры приобретают новые формы: школьники учат своих учеников-кукол. Личностные особенности формируются в школьном коллективе. У них формируются нравственные качества: чувство долга, коллективизма. Эти качества утверждаются в процессе труда и общественной деятельности. Вопросы и задания для самостоятельно работы _______________________ 1. Расскажите об этапах психомоторного развития ребенка. 2. Раскройте понятия «функциональные системы», «гетерохрония» и «си-стемогенез». 3. Объясните понятие о критических периодах развития. 4. Что значит «готовность» ребенка к переходу из ясель в детский сад? 5. Что значит «готовность» к школе? 6. Каковы критерии «готовности» к обучению? 7. Составьте таблицу Апгар и объясните значение ее показателя. 8. Составьте таблицу психомоторного развития ребенка на первом году жизни. 9. Составьте таблицу речевого развития ребенка на первом, втором и третьем году жизни.
10. Составьте таблицу параметров готовности ребенка к школе. 11. Рассмотрите основные разделы истории болезни, их значение для выявления отклонений в развитии. 12. Проведите обследование детей, используя методики выявления ведущей руки, ведущего глаза.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |