КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологические механизмы развития речи
Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства разных уровней нервной системы (коры, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов) и органов артикуляции. Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. Кора головного мозга тесно связана с подкорковыми образованиями в единую функциональную систему. Лобный конус выполняет наиболее сложную речевую и психическую функции. Он надстраивается над всеми отделами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение лобного конуса состоит в том, что, соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания (внутренняя речь), программы волевой деятельности, планирования поведения. Высшим отделом, обусловливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию: • в слуховую область коры (височная доля) поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая
височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи. • двигательная область коры (нижние лобные извилины) участвует в формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические структуры). • теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раздражения (кинестезии) от артикулярных органов (автоматизация двигательного акта). • зрительная область (затылочная доля) обеспечивает восприятие зрительных раздражений. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы раздражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются связи между долями мозга. На основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение речи. Поэтому для маленького ребенка так важна речевая среда. Все движения артикулярных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле мозга и определяются как заученные движения — праксис. Между слуховым и зрительным отделом мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой формирования пассивного словаря — оречевления окружающих предметов. Связи между зрительным и двигательным отделами коры называются оптико-моторными, а между слуховым и двигательным — акустикомоторными. От моторной области, находящейся в передней центральной извилине коры головного мозга, начинается пирамидный путь (путь произвольных движений). Пирамидный путь условно подразделяется на корково-булъбарный и корково-спинальный, заканчивающиеся в ядрах черепно-мозговых нервов и в спинном мозге. От ядер черепно-мозговых нервов и спинного мозга отходят периферические нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реали- зации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой. Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова и словосочетания, целой фразы. Эту область называют (Н. И. Жинкин) энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование. Вторая точка приложения нервного импульса — голосовые связки, от которых зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование подсвязочного давления, обеспечивающих образование голоса. Третья точка приложения нервного импульса на периферии — ротовая полость и надставная труба. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и затворы, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произнесения. В резонаторную систему включается вся надставная труба — ротовая полость, глотка, придаточные пазухи и полость носа, которые усиливают голос, придавая ему индивидуальную окраску. К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи. Плавно модулируя и меняя объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи — слуховой и кинестетической — в коре головного мозга складывается память на правильное произнесение определенных слогов данного языка (речедвигательный словарь). ■ При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи. • Афазия (распад сформированной речи) и алалия (не-сформированность речи с раннего детского возраста) связаны с поражением коры головного мозга. Дизартрия (нарушение артикуляции, фонации, дыхания и др.) — результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. • Заикание — сложное функциональное расстройство нервной системы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |