КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Травматические поражения нервной системы у детей и их последствия
В детском возрасте травматические поражения центральной нервной системы могут возникать в различные возрастные периоды. В связи с этим можно выделять прена-тальные (внутриутробные), натальные (родовые) и постна-тальные (после рождения ребенка) травмы. Внутриутробные травмы могут возникать при трав-матизации матери (сдавлении или ушибах в области живота и поясничной области). Травмы плода могут отражаться на его дальнейшем развитии: задерживается развитие мозга, уменьшается двигательная активность, могут возникнуть досрочные роды. Некоторые посттравматические сим-
птомы проявляются после рождения ребенка в форме нарушений двигательных, речевых и психических функций. Природовые травмы связаны с неблагоприятным течением родов. Наиболее травматичным для плода является применяемое при сложных нарушениях родового акта и затяжных родах накладывание щипцов. Это всегда травмирующая операция, последствия которой проявляются в форме мелкоточечных и крупных кровоизлияний в субарахно-идальное пространство, кору головного мозга, подкорковые образования, в белое вещество (внутренняя капсула) и ствол мозга. Последствия такой травмы могут сочетаться с длительной и глубокой асфиксией. После такого тяжелого поражения мозга остаются сложные формы психоневрологических и речевых расстройств. Травмы черепа, возникающие после рождения ребенка, могут быть выражены в разной степени: сотрясение, ушиб и размозжение (сдавление). Различают открытые и закрытые травмы свода черепа. Сотрясение мозга развивается при закрытой черепно-мозговой травме, при этом колеблется спинномозговая жидкость в боковых желудочках мозга. Раздражаются сосудистые сплетения в боковых желудочках. Рефлекторно резко увеличивается количество спинномозговой жидкости. Волна ликвора распространяется в третий желудочек, дном которого является гипоталамус. Дальше спинномозговая жидкость по сильвиевому водопроводу попадает в четвертый желудочек и дальше в межоболочечное пространство. Проходят мгновения. Развивается клиническая картина сотрясения, при которой отмечается временное расстройство сознания с последующей амнезией (потерей памяти на прошедшие события), сильной головной болью (гипертензионный синдром), общей слабостью, вегетативной реакцией, тошнотой, рвотой, головокружением. После перенесенного сотрясения мозга дети нуждаются в строгом постельном режиме (7—10 дней покоя), лекарственных препаратах, успокаивающих нервную систему и понижающих внутричерепное давление. Последствия перенесенного сотрясения мозга проявляются в форме общей слабости, головных болей, сосудистой лабильности, неустойчивости эмоциональной сферы (лег-
кий переход к слезливости), выраженной астении. Дети в течение некоторого времени нуждаются в облегченной программе обучения и наблюдении специалиста. Ушибом головного мозга называют местное повреждение мозгового вещества. Незначительное повреждение вызывает в пострадавшем участке мелкие кровоизлияния и отек, тяжелое — разрывы сосудов и разрушение мозговой ткани. Ушиб возможен и при закрытой, и при открытой травме. Клиническая картина характеризуется потерей сознания до нескольких часов и дней. Признаками местного повреждения мозга служат очаговые симптомы: нарушения движений и чувствительности на противоположной месту ушиба стороне тела, речевые расстройства. При легких ушибах некоторые симптомы могут сглаживаться в течение 2—3 недель. Следы перенесенного ушиба проявляются в слабости пострадавшей конечности, нарушении сухожильных рефлексов, головных' болях, периодически возникающих приступах головокружения, сосудистых расстройствах. При более тяжелых ушибах остаются стойкие последствия: парезы и параличи, расстройства речи. На месте образования рубца возникают различные изменения мозговой ткани с последующей выраженной неврологической симптоматикой. Сдавление (размозжение) вещества мозга всегда является наиболее тяжелой травмой и может наблюдаться как при закрытой, так и при открытой травме черепа. Сдавление головного мозга вызывается внутричерепным кровоизлиянием, вдавлением кости при переломе черепа, отеком мозга. Длительность бессознательного периода может быть различной и зависит от особенностей поражения. Из открытых черепно-мозговых травм наиболее часто встречаются переломы основания черепа, сопровождающиеся носовым и ушным кровотечением и истечением спинномозговой жидкости. Особенно опасны проникающие ранения с повреждением твердой мозговой оболочки и вещества мозга, всегда сопровождающиеся первичным инфицированием внутричерепного содержимого. Клиническим проявлением открытой черепно-мозговой травмы помимо общемозговых симптомов (нарушение сознания, головная боль,
тошнота, рвота), является наличие выраженных очаговых симптомов, характер которых определяется функциональными особенностями области ранений мозга (парезы, параличи, нарушение чувствительности, речевые расстройства и др.)- Осложнениями являются возникающие воспаления мозговой оболочки (менингиты), вещества мозга (энцефалиты), очаги воспаления (абсцессы) и т. п. Пострадавшие нуждаются в длительном лечении в условиях стационара. В результате травматического поражения центральной нервной системы могут возникнуть сложные патофизиологические механизмы, нарушающие взаимодействие основных нервных процессов (возбуждения и торможения). Этому способствуют расстройство мозгового кровообращения, нарушения циркуляции спинномозговой жидкости, отек мозга и др. По данным Э. А. Асратяна, А. Г. Иванова-Смоленского и К. М. Быкова, сразу после травмы в клетках центральной нервной системы развивается разлитое охранительное торможение, которое держится в зависимости от тяжести травмы более или менее продолжительное время. Возникнув в коре головного мозга, оно затем охватывает и нижележащие отделы. Объективно это выражается в потере сознания, ослаблении сердечной и дыхательной функций. В дальнейшем от торможения освобождаются отделенные области коры, клетки которых не пострадали, а также подкорковые образования. Охранительное торможение концентрируется ближе к месту поражения. Сознание восстанавливается, общемозговые симптомы постепенно исчезают, и тогда выступают локальные нарушения, которые могут быть различными. После острой стадии болезни начинается выздоровление, характеризующееся восстановлением нарушенных функций. В детском возрасте травма головы не всегда дает тяжелые последствия, в большинстве случаев имеется благоприятный исход. Это объясняется тем, что центральная нервная система детей очень пластична, а это благоприятствует развитию компенсаторных механизмов и, следовательно, ведет к восстановлению нарушенных функций. Однако в ряде случаев имеют мес-
то различные патологические симптомы как последствия травмы, которые могут проявляться на протяжении нескольких лет. Г. Е. Сухарева выделила и описала пять посттравматических синдромов, сохраняющихся у детей длительное время, которые требуют медицинской и педагогической коррекции. Энцефалоастения (цереброастения) появляется после легкой травмы черепа, выражающейся преимущественно в форме сотрясения мозга. Характерным признаком являются головные боли, возникающие чаще к вечеру после умственной нагрузки. На занятиях дети легко истощаются, отмечается нестойкость активного внимания, увеличение количества ошибок в устных ответах и в письме, ослабляется процесс запоминания. Дети нуждаются в лечебных мероприятиях и помощи педагога в целях профилактики задержки психического развития. Нарушения носят функциональный характер. Энцефалопатия (церебропатия) является последствием выраженной травмы черепа (ушиба). Характерны двигательные (парезы, параличи), вестибулярные (головокружения, укачивание при езде в транспорте, расстройства координации), речевые (афазии, алалии, дизартрии, заикание), гиперкинетические и сенсорные нарушения. Все расстройства носят органический характер. Дети нуждаются в систематических лечебных мероприятиях для снятия гипертензионного синдрома и ослабления паретических явлений. Поведенческий синдром проявляется в особенностях поведения. Эта группа неоднородна. Одни дети вялые, адинамичные, медлительные, малоактивные, не мешают в детском коллективе и не привлекают к себе внимания. Такое состояние получило название апатико-адинамического синдрома. Дети часто задерживаются в своем развитии, что выявляется при поступлении в школу. Другая группа детей отличается гипердинамическим синдромом. Они двигательно расторможены, суетливы, шумливы, взрывчаты, аффективны. У них часто завышена самооценка, они недостаточно критичны к своим поступкам. Внимание неустойчивое, интерес к работе быстро падает. У детей отмечается некото-
рое снижение интеллектуальной деятельности, они плохо усваивают новый материал, возникают трудности в школьном обучении. Нуждаются в лечении и помощи педагога и родителей. Судорожный синдром (эписиндром) возникает сразу после травмы, указывая на значительный ушиб или кровоизлияние в вещество мозга. Судороги, появляющиеся спустя несколько месяцев после травмы, являются следствием рубцового процесса, возникающего на месте бывшей травмы. Судороги могут быть различны по частоте и времени возникновения. Частые дневные судороги довольно быстро приводят к снижению интеллекта. У всех больных отмечается изменение характера по травматическому типу: аффектность, снижение настроения (дисфория), плохая переключаемость в трудовой деятельности, ослабление памяти. Раннее выявление болезни и систематическое лечение могут сделать судорожные приступы более редкими, что дает возможность ребенку усваивать необходимые знания. Слабоумие. В зависимости от возраста пострадавшего могут развиться различные формы интеллектуальных расстройств (олигофрения, деменция). Если травма перенесена ребенком в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде, то она может стать причиной нарушения развития мозгового вещества, на фоне которого происходит ослабление всего познавательного процесса и формируется выраженная задержка интеллектуального развития — олигофрения. Если тяжелая травма черепа происходит в возрасте старше трех лет, наступает распад психической деятельности: ощущения, восприятия, внимания, памяти, представлений, умозаключений, т. е. речь идет о психоорганическом дефекте — деменции. Медицинская помощь состоит в организации лечебных мероприятий, улучшающих деятельность клеток коры головного мозга, задерживающих процесс деструкции психики. Независимо от тяжести травмы и последствий пострадавшие нуждаются в систематическом наблюдении врача-специалиста, организации правильного режима чередования труда и отдыха. Дозирование учебной нагрузки долж-
но контролироваться врачом и педагогом. В отдельных случаях занятия должны проводиться по индивидуальному плану; показано временное пребывание в детском санатории. У детей, перенесших травму, в качестве отдаленных последствий могут наблюдаться приступообразные головные боли, обусловленные гипертензионным синдромом, усиливающиеся после физической или умственной нагрузки. Последствия травмы в картине остаточных явлений нередко выражаются в резком ослаблении памяти, что, конечно, снижает успеваемость ученика. Изучение динамики развития таких детей показывает, что подобные нарушения памяти могут иметь временный характер и под влиянием систематической педагогической работы выправляются. Другим нередким патологическим симптомом являются расстройства со стороны письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Чаще встречаются формы акустической дисграфии в связи со снижением фонематического анализа. Диктант таких детей изобилует массой ошибок, перестановками букв и слов, смешением глухих и звонких звуков. Чтение резко затруднено, ребенок путает буквы, заменяет другими, читает по догадке. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) В последние десятилетия в зарубежной и отечественной литературе много пишут о синдроме легких органических нарушений, обозначая их как минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Некоторые авторы предлагают обозначать эти состояния как гиперактивность, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия и др. (Б. В. Лебедев, Ю. И. Барашнев, Е. М. Мастюкова). Этиология ММД связана с разнообразными повреждающими факторами, действовавшими в преинтранатальном периодах, но чаще всего — с гипоксией плода. Клиническая картина ММД крайне разнообразна и изменяется с возрастом. Основные проявления минимальной мозговой дисфункции отмечаются уже в детском возрасте
и характеризуются различными диспластическими чертами: деформацией черепа и лицевого скелета, расположением и формой ушных раковин, высоким небом, неправильным ростом зубов и др. В раннем возрасте возможны вегетативные расстройства: повышенная потливость, мозаичность кожных покровов, лабильность пульса, неустойчивость функций желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Отмечались непостоянное косоглазие, недостаточность конвергенции, нерезко выраженная слабость (паретичность) лицевой мускулатуры и мышц языка, элементы дисфонии, фонастении, нарушения речевого дыхания. Многочисленны двигательные нарушения, проявляющиеся мышечной дистонией, асимметрией мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, недостаточностью тонких дифференцировочных движений. Дети часто неловкие, неуклюжие. Особенно затруднена мелкая моторика. Дети с трудом завязывают шнурки, застегивают пуговицы. В дальнейшем возникают сложности в манипулировании ножницами, карандашом, а в последующем и ручкой. Дети затрудняются при выполнении физических упражнений: прыжков, ходьбы по одной линии, при ловле мяча, езде на велосипеде, выполнении содружественных движений. Часто отмечается недостаточная сформированность ведущей руки. Обращают на себя внимание особенности поведения. Большинство детей отличается повышенной моторной активностью: неусидчивы, легко отвлекаются различными раздражителями, не могут сосредоточиться на выполнении задания. Настроение неустойчивое и легко меняется от веселого до угнетенного. Отмечается повышенная утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга. Это приводит к снижению памяти и ограничению запаса общих понятий, что является одной из причин задержки психического развития. Социальная незрелость детей проявляется в предпочтительности игры с детьми младшего возраста. Повышенная возбудимость, конфликтность затрудняет контакты с детьми в дошкольных учреждениях. Дети с трудом засыпают, часто просыпаются во сне, иногда страдают ночным недержанием мочи.
При поступлении детей в школу на первый план выходят трудности, связанные с недостаточностью моторных функций, ограниченным запасом общих понятий, что приводит к затруднению в обучении чтению, письму, счету и пространственному восприятию. Возникающие у детей проблемы, связанные с учебой, вызывают вторичные невротические реакции. Несмотря на то что у детей нет выраженной неврологической симптоматики, наличие астено-невротического синдрома должно вызывать беспокойство у педагога и врача. Такие дети должны находиться под наблюдением невропатолога, лечебные мероприятия должны проводиться систематически и проходить в нескольких направлениях (дегидратация, стимуляция, рассасывающая терапия). Кроме лечебных мероприятий ребенок должен посещать занятия по лечебной физкультуре в целях совершенствования моторных функций. Важно взаимодействие между родителями, воспитателями и врачом для преодоления трудностей, связанных с поведением ребенка. Дети нуждаются в спокойной и доброжелательной обстановке, ровном отношении в домашних условиях или в детском саду, физические наказания недопустимы. В школьном возрасте дети нуждаются во внимании и помощи со стороны родителей.
Детский церебральный паралич (ДЦП) Термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина). Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные (остаточные) состояния с непрогрессирующим течением. С возрастом неврологическая симптоматика мо-
жет сглаживаться в связи с изменением взаимоотношений между различными структурами нервной системы. Основоположником изучения церебральных параличей считается английский врач, хирург-ортопед В. Литтл, который в конце XIX в. описал клиническую картину болезни и связал ее с неблагополучными родами, недоношенностью и асфиксией новорожденных. Он обратил внимание на повышенный тонус мышц нижних конечностей и обозначил это состояние как генерализованный тонус. В дальнейшем были описаны случаи мышечной гипертонии в верхних конечностях с насильственными движениями (гиперкинеза-ми). Большой вклад в изучение и дифференциацию церебральных параличей внес 3. Фрейд, который создал свою классификацию, выделив гемиплегию и церебральную дип-легию, генерализованную ригидность и двойной атетоз. В последующие годы эта классификация подвергалась изменению, добавлению. В настоящее время используется классификация, предложенная К. А. Семеновой (1978). Она включает спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-астатическую и гемипле-гическую формы. Созревание определенных уровней нервной системы обусловливает последовательное формирование движений и позы человека и определяется генетической программой развития. Однако сроки и темпы созревания различных структур зависят от влияния внешней среды. Афферентная стимуляция ускоряет развитие двигательного анализатора. Созревание нервной системы заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным, что составляет основу развития движений (Л. Т. Журба). Поэтапное усложнение функциональных систем обеспечивает включение определенного филогенетического уровня, который участвует в реализации деятельности, имеющей наибольшее приспособительное значение для организма в данный момент. Нарушение формирования определенных уровней нервной системы обусловливает клиническую картину болезни. Так, к факторам риска ДЦП относятся: возраст матери, соматические и эндокринные заболевания матери во время
беременности, внутриутробное инфицирование плода (вирусные, простейшие или грибковые инфекции), сенсибилизация нервной системы плода продуктами жизнедеятельности клеток матери, иммунологическая несовместимость матери и плода, отдельные лекарственные средства, физические и химические факторы (алкоголь, никотин), поздние токсикозы беременности, переношенная или многоплодная беременность. К интранатальным факторам риска относят асфиксию в родах и кровоизлияние при родовой черепно-мозговой травме. Кровоизлияния (единичные и множественные) возможны в вещество мозга, в подоболочечное пространство, в мозговые желудочки, в мозжечок и другие области мозга. Основным клиническим синдромом ДЦП являются двигательные расстройства. В зависимости от тяжести поражения нервной системы и его локализации формируются различные виды моторных нарушений. В первые месяцы жизни ребенка обращает на себя внимание поза, напоминающая внутриутробную (руки и ноги приведены к туловищу), повышен тонус в мышцах верхних и нижних конечностей. Дети плохо берут грудь, теряют массу тела, становятся беспокойными. С возрастом нарастают симптомы двигательных нарушений в артикуляционной и общей моторике: сохраняется повышенный мышечный тонус, ребенок не сидит, а возможно еще не держит голову, произвольные движения ограничены, затруднены жевательные движения, часто появляется поперхивание. Задержка моторного развития приводит к запаздыванию речевого и психического развития ребенка. Одной из форм ДЦП является двойной атетоз, связанный с поражением базальных ганглиев головного мозга. При двойном атетозе у детей часто наблюдаются расстройства речи по типу экстрапирамидальной дизартрии и нарушения слуха. В настоящее время ранняя диспансеризация позволяет выявить задержку психомоторного развития и направить ребенка на лечение. Рано начатое лечение (медикаментозное, массаж, гимнастика) позволяет уменьшить паретические явления, улучшить общую моторику, дать толчок к даль- нейшему моторному, речевому и психическому развитию ребенка. Разработаны специальные методики медико-педагогического комплекса по реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом. В случаях нерезко выраженного ДЦП или гемиплегического пареза моторные функции формируются с задержкой и выявляются при специальном обследовании или физической нагрузке. Чаще всего родители обращаются к врачу в связи с речевыми нарушениями. В этих случаях обследование выявляет остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности общей и речевой моторики. Речевые нарушения чаще характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания, что определяется как дизартрия. При обследовании выявляется ограничение подвижности в артикуляционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. В общей моторике наблюдается ограничение объема движений в руке и ноге на стороне пареза, повышение мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, наличие патологических симптомов (Бабинского, Россолимо, симптом веера и др.). Этим детям трудно прыгать на одной ножке, удерживать поднятую кверху руку. Нередко при утомлении мышц появляются миоклонусы или гиперкинезы. Дети нуждаются в медицинской и педагогической коррекции. Ночное недержание мочи (энурез) У детей с органическим поражением центральной нервной системы часто отмечается энурез (ночное недержание мочи). Мочевой пузырь иннервируется парасимпатическими волокнами, которые берут начало в крестцовой части спинного мозга от третьего, четвертого и пятого поясничных сегментов. Симпатические волокна вызывают расслабление гладких мышц мочевого пузыря и сокращение внутреннего сфинктера, парасимпатические — сокращение гладких мышц и расслабление сфинктера. Произвольный наружный сфинктер (поперечно-полосатая мышца) получает иннервацию
от клеток третьего и четвертого крестцовых сегментов. В сплетениях, расположенных близко от мочевого пузыря, и в самих его стенках имеются скопления ганглиозных клеток, которые являются автономными центрами функции мочевого пузыря. Волокна, иннервирующие мочевой пузырь, частично заканчиваются в спинном мозге, часть волокон поднимается в головной мозг и заканчивается в парацентральной дольке (М. Б. Цукер). Таким образом, иннервация мочевого пузыря имеет как спинальное, так и кортикальное представительство. Детей с раннего детского возраста приучают к опрятности, и ребенок рано начинает подавать сигналы о необходимости мочеиспускания. Вместе с тем дети, которых не приучали к опрятности или этот рефлекс у них не выработался, страдают ночным, а иногда и дневным недержанием мочи. Такое положение отражается на общем состоянии ребенка: он стесняется своего недостатка, не может находиться в общем коллективе (выезд летом на дачу). Для предупреждения энуреза очень важно с раннего детского возраста вырабатывать у ребенка произвольное мочеиспускание (мочиться перед сном). Родителям необходимо будить ребенка ночью в определенное время. Не рекомендуется вечером обильное питье. Учитывая, что этиология ночного недержания мочи неоднородна, лечебные мероприятия могут быть различными. С возрастом (12—16 лет) ночное недержание мочи обычно прекращается. От ночного недержания мочи необходимо отличать случаи постоянного истечения мочи, которые связаны либо с поражением самого мочевого пузыря, либо с другими причинами, которые может выявить только врач. Судорожный синдром (эписиндром) Судорожные состояния у детей и взрослых известны давно. Еще в V в. до н.э. Гиппократ описал клинику судорожного состояния. Он обратил внимание, что у одних больных судороги возникают на фоне какого-либо заболевания (травма, инфекция, интоксикация), у других явля-
ется самостоятельным заболеванием, наблюдается в течение всей жизни, сочетается со специфическими изменениями личности больного. В связи с этим Гиппократ разделил все случаи судорожных состояний на синдром (на фоне другого заболевания) и самостоятельную болезнь. В XI в. Авиценна ввел понятие «эпиламвано», что обозначает «схватываю», при описании большого судорожного приступа. Это слово «эпиламвано» стало основой термина «эпилепсия». В настоящее время деление на синдром и болезнь сохраняется. Эпилепсия как самостоятельная болезнь относится к наследственно-органическим формам заболевания. Судорожный синдром, начавшись на фоне травмы, инфекции, интоксикации, может повторяться и в последующее время. Приступы судорог могут наблюдаться в любое время суток. Они бывают развернутые или абортивные. Приступу предшествуют головная боль, плохое самочувствие. Непосредственным началом приступа является «аура» (дуновение), идущая со всех уровней нервной системы: зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, сенсорная, с болями в животе, ощущением страха и т. д. У каждого больного своя, постоянно повторяющаяся аура, указывающая на основной очаг поражения в головном мозге. Длительность ауры может быть различной. В одних случаях ребенок может сказать, что наступает приступ, в других — когда аура короткая, не успевает сказать и кажется, что приступ возник внезапно. Воспитатель, в группе которого имеется ребенок с судорожными приступами, должен быть осведомлен об этом, знать этапы приступа и основные положения об оказании первой помощи больному. Клинические проявления большого эпилептического приступа характеризуются тремя фазами. Первая фаза — это тоническая судорога, спазм всей поперечно-полосатой (скелетной) и гладкой мускулатуры. Больной падает, бледнеет, вытягивается. За счет спазма артикуляционной мускулатуры может быть прикус языка; за счет спазма голосовой щели — крик; за счет спазма мочевого пузыря и прямой кишки — непроизвольное мочеотделение и акт дефекации. Спазм артериальных со-
судов вызывает полное обескровливание головного мозга; дыхание и сердцебиение останавливаются. Степень расстройства сознания — кома. Такое состояние продолжается 20—40 секунд, после чего наступает вторая фаза приступа. Вторая фаза начинается с тяжелого с присвистом дыхания, включается сердцебиение, меняется цвет кожных покровов от цианотичного (синюшного) до розового. Судороги клонические (частые ритмичные подергивания) во всей мускулатуре: во рту слюна, смешиваясь с кровью, взбивается в пену. Клонические судороги могут быть в одной половине тела или во всем теле, длительность судорог различна: три—пять—десять минут, степень расстройства сознания — сопор. Затем судороги становятся слабее, реже. Больной как бы затихает. Потом начинается третья фаза — фаза глубокого сна, из которого больного вывести невозможно. Это разлитое охранительное торможение в коре головного мозга. Постепенно сон ослабевает. Длительность сна различна. Проснувшись, больной ничего не знает о своем приступе, жалуется на сильную головную боль, боль в мышцах. Наблюдаются после приступа явления амнезии, при которой у больного выпадают из памяти события, когда он находился без сознания (антероградная амнезия) и многие события, предшествовавшие приступу (ретроградная амнезия). Во время приступа воспитатель и педагог должны оказать ребенку первую помощь. Если больной успевает сказать, что с ним сейчас будет приступ, воспитатель должен поддержать ребенка, чтобы он не упал и не получил добавочную травму. Под голову необходимо подложить какой-нибудь мягкий предмет. Во время клонических судорог необходимо использовать роторасширитель (или заменяющий его предмет) и придержать язык при помощи языко-держателя. Эта процедура необходима для того, чтобы во время клонических судорожных состояний язык не закрыл дыхательное горло, что может привести к асфиксии (удушению). Если под рукой у воспитателя нет подходящих инструментов, можно повернуть голову набок. После окончания судорожного приступа больного переносят на постель, где он продолжает находиться в течение всего пе-
риода глубокого сна и после просыпания, так как у больного могут отмечаться головокружение, тошнота, рвота и другие симптомы после припадочного состояния. Больные жалуются на головную боль, боль в мышцах, в области живота. Больному должна быть оказана медицинская помощь. В связи с явлениями ретроградной амнезии у больных выпадает из памяти некоторый период, предшествовавший приступу. Задачей педагога является найти границу потерянных знаний и заново учить пройденный материал, восстановить речевые затруднения. Воспитатель и педагог должны знать, что судорожные состояния могут не ограничиться одним приступом. Один приступ может следовать за другим. Такое состояние носит название «эпилептический статус». В этих случаях требуется госпитализация больного и срочное медицинское вмешательство, так как больной может не выйти из коматозного состояния, что грозит смертельным исходом. Все больные должны находиться под медицинским наблюдением. При редких приступах дети могут посещать дошкольные и школьные учреждения. В ряде случаев у больных бывают только ночные судорожные приступы, кратковременные, при которых отмечается только непроизвольное мочеотделение. Такие состояния приходится дифференцировать с ночным недержанием мочи органического типа, наблюдающимся у детей с раннего детского возраста постоянно. При судорожных состояниях упускание мочи в ночное время появляется после возрастного периода благополучия, носит строго определенный по времени характер. Такие дети нуждаются в обследовании и соответствующем лечении. Кроме больших судорожных приступов наблюдаются еще и малые приступы, характеризующиеся кратковременным расстройством сознания. Больной «замирает» на мгновение, взгляд устремлен в одну точку, веки не мигают, больной на вопросы не отвечает. Речь прерывается на этот момент. Затем больной как бы встряхивает с себя какую-то тяжесть, смотрит растерянно, так как не знает, что с ним было, о чем говорил, что делал. Эти состояния у больного повторяются часто и пока с ним разговарива-
ют, он останавливается несколько раз. Воспитатель, обративший внимание на такие состояния у ребенка, может посоветовать родителям проконсультировать ребенка у невропатолога. Заканчивая рассмотрение клинического раздела невропатологии, необходимо подчеркнуть, что многие заболевания, начавшиеся в детском возрасте, принимают хроническое течение, оказывают влияние на психическое развитие ребенка и становление его личностных особенностей, которые будут рассматриваться в курсе «Психопатология детского возраста». Знание курса по детской невропатологии подчеркивает необходимость тесного контакта педагогического коллектива' с медицинским как единое медико-педагогическое учреждение. Неврозы (невротические реакции у детей) К неврозам относят такие функциональные нарушения в нервной системе, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани. Однако такое определение весьма условно, и оно объясняется тем обстоятельством, что природа неврозов долгое время была мало изучена. Некоторые нарушения в общей соматике организма (малокровие, расстройство обмена веществ, истощение и др.) являются, по существу, только фоном. Основной причиной неврозов является психическая травма, однако имеет значение и преморбидная личностная предрасположенность (например, унаследованная от родителей эмоциональная неустойчивость, ранимость психики и т. п.). Таким образом, невроз есть результат перенапряжения нервной системы, срыв нервной деятельности. Течение неврозов может иметь двоякий характер. Одни формы могут развиваться постепенно в результате целого ряда условий. В более редких случаях этим условием может явиться врожденная слабость нервной системы. Неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание могут обострить проявление врожденной нервной слабости
и способствовать формированию выраженных форм невроза. В других случаях невроз может возникнуть остро как реакция нервной системы на те или иные неблагоприятные ситуации в жизни ребенка. Что же лежит в основе неврозов? Каков физиологический механизм указанных расстройств нервной деятельности? Работы И. П. Павлова и его учеников помогли раскрыть патофизиологические механизмы, которые обусловливают развитие неврозов. Сущность подобных расстройств заключается прежде всего в нарушении баланса между раздражительным и тормозным процессами. Речь идет о так называемой сшибке, «трудной встрече» (по Павлову), которая возникает в результате нарушения равновесия, которое присуще нормальному состоянию физиологической деятельности больших полушарий. Нарушение взаимодействия между основными нервными процессами изменяет течение высшей нервной деятельности, что в последующем может вызвать патологическое преобладание либо раздражительного, либо тормозного процесса. Изучение нервных детей в детских садах позволяет выделить среди них в основном две группы. Дети, относящиеся к первой группе, характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы, непоседливостью, двигательнной расторможенностью. В жизни это излишне подвижные, шумливые дети, которые не могут сосредоточить внимание даже на короткий срок, вертятся, шумят. Они быстро, не подумавши, отвечают на вопросы воспитателя, речь их излишне тороплива. Такое поведение, по-видимому, связано с лабильностью возбудительного процесса и ослаблением внутреннего торможения. Реже встречается другая группа детей, которым свойственны вялость, апатичность, моторная недостаточность, что является результатом наклонности к тормозимости, инертности тормозного процесса. В практике выделяется ряд различных форм неврозов. Мы остановимся на характеристике только некоторых из них. Это неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Прежде всего следует сказать, что все указанные неврозы имеют много общих признаков, главным из которых является неустойчивость нервного тонуса. Однако каж-
дая из выделенных форм имеет и свои специфические особенности, что оправдывает их выделение в клинической практике. Следует отметить, что характерные особенности, свойственные той или иной форме неврозов, конечно, больше выражены у взрослых. В детском возрасте специфичность невротических симптомов, относящихся к той или иной форме, нередко носит стертый характер. В то же время имеет место и ряд особенностей, свойственных преимущественно детскому возрасту. Неврастения у детей характеризуется истощением нервной системы в результате переутомления, недоедания, общего физического ослабления организма или интоксикации, пережитых тревог и волнений. Внешний облик таких детей характеризуется пониженной упитанностью, бледностью кожных покровов. У них глубоко запавшие глаза, синие круги под глазами, иногда особый блеск глаз. Наряду с плохой осанкой, неуверенностью в движениях проявляются порывистость, нетерпеливость. Этим детям свойственны повышенная раздражительность, гневливость, неустойчивость настроения. Обычно такие дети утром поднимаются с большим трудом, капризны, иногда долго плачут, перед тем как идти в детский сад. Вечером же их трудно уложить, они возбуждены, веселы. Сон беспокойный. Отмечаются страхи, вскрикивания, подергивания во сне. В практике детского сада эти дети характеризуются быстрой истощаемостью, их утомляет интеллектуальное напряжение. Внимание неустойчиво, память ослаблена. Нередко они задерживаются в интеллектуальном развитии. Иногда встречаются дефекты речи, чаще в форме ускоренной торопливой речи, переходящей в заикание. Имеет место ряд сдвигов со стороны вегетативной нервной системы, что проявляется в форме усиленной потливости, неустойчивости сосудистого тонуса (наклонности к спазмам). Отсюда жалобы на частые головные боли, боли в желудке (колики), неприятные ощущения в сердце (сердцебиение, замирание и т. д.). Отсутствие аппетита, иногда беспричинная тошнота и рвота. В отдельных случаях развивается крайне неприятное осложнение в виде ночного недержания мочи, которое нередко принимает упорный характер и требует длительного лечения. Следу-
ет подчеркнуть, что недержание мочи может быть обусловлено не только неврозом, но и другими причинами, связанными уже с органическими поражениями спинного мозга или дефектами развития самого мочеполового аппарата. Иногда течение неврастении может сопровождаться некоторыми двигательными нарушениями в форме тикообразных подергиваний века, угла рта, головы. Так как указанные симптомы характерны и для органических поражений центральной нервной системы (менингоэн-цефалиты, хорея), то необходимо тщательное обследование таких детей врачом-специалистом. Часто родители, указывая на подергивания у ребенка, считают их вредной привычкой, шалостью, наказывают его, что, конечно, не способствует ослаблению этих симптомов, а может привести и к их усилению. Истерия (истерический невроз) у детей характеризуется целым рядом особенностей. Это прежде всего повышенная эмоциональность; чрезмерная впечатлительность, склонность к самовнушению и фантазерству. Для истерии характерно большое многообразие и других симптомов. Так, в легких случаях истерического невроза патология преимущественно выражается в особенностях характера. Для истерического характера особенно типичны выраженный эгоцентризм, желание привлекать внимание окружающих, при отсутствии такового со стороны окружающих истерик может давать ряд отрицательных реакций — грубость, аффектные вспышки, плач и т. д. В более тяжелых случаях истерический невроз сопровождается припадками в качестве реакции на неудовлетворение требований, а также ослаблением или исчезновением некоторых двигательных или сенсорных функций (параличи, парезы, истерическая глухота, слепота), носящих всегда временный характер. Сложный комплекс невропсихических особенностей, возникающий у истерика, обусловлен своеобразными патофизиологическими механизмами, сущность которых была изучена И. П. Павловым. Истерический невроз возникает чаще всего у лиц, принадлежащих к так называемому художественному типу (по Павлову). Как известно, у таких людей отмечается неко-
торое преобладание первой сигнальной системы над второй, что обусловливает яркий, конкретный, образный тип их мышления. При срыве нервной деятельности нормальный физиологический вариант взаимодействия между сигнальными системами нарушается в сторону уже патологически преобладающей первой сигнальной системы. Кроме того, происходит нарушение взаимодействия и с подкорковыми образованиями, влияние которых усиливается в связи с ослаблением регулирующей роли коры. Преобладание подкорковых влияний приводит к насыщению эмоциональными моментами, чем и объясняется та повышенная впечатлительность, которая характеризует поведение истерика. Отсюда аффективные вспышки и импульсивные поступки, свойственные этой группе людей. Симптомы истерического невроза у детей не отличаются такой яркостью, как это можно наблюдать у взрослых. Надо отметить некоторую пестроту признаков, характеризующих истерические проявления у детей. Так, иногда истеричность может проявляться в форме повышенной впечатлительности, особой хрупкости конституции. Такие дети под маской внешней холодности, безразличия скрывают большой запас эмоциональных переживаний. Каждое резкое слово, неосторожный намек, жест со стороны окружающих могут причинить им массу тяжелых страданий. Они привязчивы и требовательны к дружбе, чрезвычайно обидчивы, ревнивы и подозрительны. Мечтательность, склонность к фантазии — нередкие'' свойства их натуры. Им также свойствен эгоцентризм. Однако он выражается не в грубых примитивных требованиях к окружающим в смысле признания своего «я», а в чрезмерно болезненно развитом самолюбии. Отсюда постоянная настороженность, приобретающая форму своеобразной защитной реакции от возможных ущемлений со стороны окружающих, иногда болезненно преувеличенных. Именно этим детям и подросткам (чаще девочкам) свойствен целый ряд неприятных соматических ощущений: головные боли, тошнота, иногда онемение в различных частях тела, ощущение клубка в горле, приступы нервной икоты. Наличие особой хрупкости внутренней конституции таких детей, соединенной с большой эмоциональностью, может явиться неблагоприятным фоном, особенно в подростковом
возрасте, в связи с возникновением сексуальных переживаний, могущих привести к душевным катастрофам. В отдельных случаях при конфликтных ситуациях, а также в моменты психических травм слабая нервная система истерика не справляется и он реагирует истерическим припадком. Истерический припадок может развиваться сразу на высоте аффекта и сопровождаться плачем или хохотом. Больной падает (чаще осторожно), сознание может частично затемняться, появляются судороги и на лице различные гримасы, иногда больной выгибается, принимает вычурные (страстные) позы. Обычных для эпилептического припадка выделения пены изо рта, прикуса языка, самопроизвольных мочеиспускания и дефекации не бывает. Зрачки реагируют на свет нормально. В отдельных случаях истерический приступ может выражаться в своеобразном оцепенении, снижении чувствительности (истерический ступор). Сравнительно редко результатом нервного срыва может быть развитие истерических парезов или параличей: отнимается половина тела, развивается слабость или неподвижность в руке и ноге с одной стороны. Иногда может возникнуть утрата речи или слуха — истерический мутизм, сурдомутизм или потеря голоса — истерическая афония. Все указанные патологические явления носят временный характер, обычно они не связаны со структурными поражениями, а являются результатом возникших очагов застойного торможения, вследствие чего происходит выключение или ослабление той или иной двигательной или сенсорной функции. В других случаях истерический невроз проявляется в форме повышенной капризности, слезливости. Такие дети иногда часами могут плакать, требуя, чтобы окружающие выполнили их желание, бросаться на пол, бить ногами, кричать, драться. Обычно черты эгоцентризма, свойственные истерикам, в этих случаях проявляются в желании настоять на своем, привлечь внимание окружающих, быть в центре внимания, властвовать. Некоторые дети рано становятся деспотами в семье и, учтя слабость родителей, используют это в своих интересах в самой грубой форме. Непризнание со стороны окружающих их желания быть лидером вызывает у них ряд агрессивных действий. Одна-
ко, будучи слабыми натурами, они нередко ищут обходных путей для доказательства сверстникам своего превосходства, своей исключительности. Отсюда наклонность к патологической лжи. Выдумываются целые истории, например о своих родственниках, якобы очень известных людях. Приукрашиваются и собственные поступки и способности. Такая псевдология, принимающая у некоторых детей довольно пышный характер, есть своеобразное прикрытие собственной неполноценности, слабости. Невроз навязчивых состояний. Навязчивые состояния могут проявляться в интеллектуальной сфере (навязчивые мысли, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи) и в двигательной (навязчивые движения, действия, поступки). В возникновении невроза навязчивых состояний у детей и подростков основная роль принадлежит длительно действующим травмирующим ситуациям, связанным с конфликтом между желанием и чувством долга, эмоциональным напряжением, обусловленным сознанием ответственности, повышенными требованиями к ребенку со стороны родителей и т. п. (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев). У детей дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, а также при наличии психического инфантилизма у подростков невротические навязчивости могут возникнуть под влиянием острых психических травм, сопровождающихся испугом. Большое значение для возникновения этой формы невроза имеют тип высшей нервной деятельности и особенности характера ребенка, а также методы воспитания, соматическое состояние и окружающая среда. Характерологическими особенностями данного индивида являются тревожно-мнительные черты, которые могут быть свойственны и его родственникам, в частности матери. Дети, у которых развивается синдром навязчивостей, в большинстве случаев уже в раннем детстве отличаются повышенной боязливостью перед всем новым, незнакомым. В дошкольном возрасте у них появляется тревожность, мнительность, боязнь заразиться, склонность создавать себе различные запреты, вера в приметы, пристрастие к играм, правила которых сходны с навязчивыми действиями, соблюдение строгой последовательности действий при одевании и утреннем туалете. Тревожно-мнительный характер формируется под влиянием окружающей среды, гиперопеки со стороны родителей, постоянных разговоров о возможных болезненных состояниях и исходах. У детей формируется своеобразная форма мышления, представление об особой трудности жить обычной реальной жизнью, устанавливать контакт с окружающими. Отсюда каждое явление обычного жизненного порядка ребенок воспринимает не просто, а пытается анализировать, искать «корень вещей». Все это приводит к бесплодному мудрствованию, резонерству, голой абстракции. Указанные качества ведут к отрыву таких детей от реальной жизни. Каждый раздражитель для них является сверхсильным, невыполнимым, обусловливающим сшибку нервных процессов. Основными видами навязчивостей у детей и подростков являются навязчивые страхи (фобии) и навязчивые движения и действия (обсессии). В зависимости от преобладания тех или других условно могут быть выделены две разновидности невроза: невроз навязчивых страхов и невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. При неврозе навязчивых страхов содержание высказываний зависит от возраста ребенка и причин возникновения невроза (страх заражения, боязнь уколоться, закрытых помещений, темных комнат и т. п.). У детей младшего школьного и подросткового возраста доминируют страхи, связанные с осознанием своего физического «я» или внешнего вида. Сюда же относится и страх речи у заикающихся. Страх за свое здоровье нередко переносится на близких и выступает в форме страха за здоровье родителей. Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невроз «ожидания», который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо задания (В. В. Ковалев). В школьном возрасте страх ожидания часто связан с трудностью устных ответов (неуверенность в себе), с неприятными разговорами родителей и т. д. При неврозе навязчивых действий у младших детей появляются тики, покашливание (нередко связанные с предшествующими соматическими заболеваниями), у старших —
защитные реакции, нередко в виде ритуальных реакций. Все навязчивые действия тесно связаны с отрицательными аффективными переживаниями, особенно с навязчивыми страхами. Дети с навязчивым страхом заражения часто моют руки или потряхивают ими. Беспокойство за свое здоровье или здоровье родителей заставляет их выполнять защитные действия условного характера. Различные высказывания, страхи, действия при неврозе навязчивых состояний необходимо учитывать воспитателю и психологу. Необходимо выяснить причины возникновения этих состояний, посоветовать обратиться к специалисту для проведения лечебных и психотерапевтических мероприятий. Только врач может провести дифференцированную диагностику, увидеть разницу между невротическими реакциями и вялотекущей формой шизофрении (неврозоподобной), требующей других методов лечебного воздействия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |